Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность обращения к теме настоящего исследования обусловлена требованиями, предъявляемыми современным обществом к развитию личности. Востребованным становится человек, способный к самореализации, в том числе и путем использования речевого потенциала. В условиях общего снижения качества владения национальным языком целесообразно использовать стихотворные произведения на уроках русского языка. Поэтический текст вызывает интерес к учебному предмету, развивает способность формулировать собственные высказывания на образно-эмоциональной основе. Природа художественного текста осмыслена в трудах Н.Д. Арутюновой, Л.Г. Бабенко, В.В. Виноградова, Е.С. Кубряковой и др. Особенности поэтической речи проанализированы А.Н. Веселовским, Ю.М. Лотманом, A.A. Потебней и др. Методика речевого развития школьников на текстовой основе описана А.И. Власенковым, В.И. Капинос, Т.А. Ладыженской, М.Р. Львовым, Н.Г. Ольховик, Н.М. Шанским и др.
Объект исследования – методика проведения уроков русского языка.
Предмет исследования – методика проведения уроков русского языка с использованием стихотворных произведений.
Цель исследования – концептуально обосновать применение методики использования стихотворных произведений на уроках русского языка.
Задачи исследования:
1) охарактеризовать стихотворное произведение как разновидность речи;
2) проанализировать образовательные программы по использованию стихотворных произведений на уроках русского языка;
3) обозначить место стихотворных произведений в системе общих дидактических средств.
Методы исследования: теоретические (анализ литературы по теме настоящей работы; обобщение передового педагогического опыта).
Структура. Настоящее исследование состоит из введения, одной главы, заключения, списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ МЕТОДИКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СТИХОТВОРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
1.1 Стихотворное произведение как особая разновидность художественной речи
Языковую основу произведений составляет художественная речь. Она выступает носителем смысла, а в целом является важнейшей стороной формы литературного текста. Это индивидуальная реализация всех особенностей языка, прослеживаемых на фонетическом, лексическом, грамматическом, синтаксическом, стилистическом уровнях. Как отмечает российский филолог Г.Я. Солганик, специфичность художественной речи заключается в том, что речь автора и ее субъекта практически никогда не совпадают: «Слово в художественной речи принадлежит рассказчику и только в конечном счете – автору» [18, с. 42]. В художественной речи широко используются лексические значения слов, их смысловые оттенки, разнообразные интонационно-синтаксические связи между словами. Стихотворные произведения составляют особую разновидность художественной речи. По своей сути это эстетически значимое словесное сочинение, в котором отображены разные явления действительности, переосмысленные поэтом и выраженные в конкретно-чувственной форме с учетом определенного жанра.
Согласно пояснению, представленному в «Литературной энциклопедии терминов и понятий», составленной А.Н. Николюкиным, «сама стихотворная форма поэтической речи как бы сигнализирует о «выведении» художественного мира из рамок обыденной достоверности» [5, с. 779]. В стихотворении находит воплощение идеальная устремленность человека. В отличие от эпоса или драмы, где событийный ряд развернут в цепи последовательных событий, в поэтическом произведении эти же события представлены через их восприятие автором. Стихотворения, как правило, невелики, но при этом они тяготеют к большой художественной целостности. Из подобных тематических различий вытекают соответствующие разновидности лирики. Она может быть медитативной, медитативно-изобразительной и собственно изобразительной. В отличие от эпических произведений, в стихотворениях «образ мира дается импрессионистскими мазками» [20, с. 240]. Отсюда изображение тончайших субъективных ощущений проявляется в повышенной импульсивности, резкой смене впечатлений, богатом ассоциативном ряде, постоянной рефлексии. И если, например, в драматических произведениях местом действия становится дом либо сад, то в поэтическом – пространство внутреннего мира автора.
Одной из отличительных особенностей художественной организации речи считается сюжетная линия: она может ярко выраженной, ослабленной либо вообще отсутствовать, что нередко наблюдается на примере поэтических произведений. Даже если в тексте читатель встречает некие факты, то автором стихотворения они используются только «для того, чтобы показать чувства, возникающие при изображении события» [4, с. 116]. Экспрессия становится средством привлечения внимания к самому литературному сочинению, для чего используется богатый арсенал изобразительно-выразительных средств: эпитетов, метафор, метонимий и проч. Известный отечественный литературовед В.Е. Хализев указал на различия между эмоциями, которые можно наблюдать у людей в реальной жизни, и эмоциями в поэтической организации текста. В первом случае речь идет о хаотичности, расплывчатости, во втором мы видим «квинтэссенцию душевного опыта человека» [21, с. 199]. Переживание, составляющее основу стихотворения, это «своего рода озарение», возникающее не только в результате «творческого достраивания того, что испытано», но и прогнозирования, то есть того, что «может быть испытано в реальной жизни» [21, с. 200].
Вопреки укоренившейся традиции, что поэзия отражает некие камерные чувства, В.Е. Хализев вносит уточнения, согласно которым вовсе не обязательно, чтобы автор замыкался на самом себе. Безусловно, подчеркивает литературовед, есть масса примеров художественных текстов, где описана объективная реальность. И тогда читатели имеют возможность познакомиться с философской или гражданской лирикой, пейзажными зарисовками. Еще одно важное замечание – автор и его герой не тождественны друг другу. Проще говоря, А.С. Пушкин – это не Онегин, М.Ю. Лермонтов – не Демон. Конечно, уточняет В.Е. Хализев, поэт «может доверить свои мысли близкому персонажу» [21, с. 200]. Но это не означает, что автор и герой идентичны друг другу. Сам герой выступает в роли проводника, при посредстве которого поэт «выражает свои мысли и отношение к действительности» [21, с. 200].
Значительный вклад в развитие научных представлений по искомой теме внес отечественный теоретик стиха В.Б. Томашевский. В подавляющем большинстве случаев, пишет он, для поэтических произведений характерны статические мотивы: «стихотворение типично этой неподвижностью темы» [19, с. 230]. Однако благодаря чрезвычайной эмоциональной насыщенности эта самая неподвижность становится динамичной. Если автор стихотворения вводит описание действий своего героя, то, в отличие от эпических произведений, акцент будет сделан не на фабульной цепи разворачивающихся событий, поскольку, по сути его нет, а на описании сопровождающих действие персонажа эмоций и ассоциаций: «Действия и события фигурируют в лирике, не образуя фабульной ситуации» [19 с. 230-231].
В композиционном отношении, отмечает В.Б. Томашевский, для поэтического произведения характерна трехчастная структура. С помощью первой обозначается тема, с помощью второй – ее развитие либо описание периферийных мотивов, с помощью третьей делается заключение, оформленное поэтом в виде изречения нравоучительного характера (сентенции). Российский и советский лингвист, литературовед В.М. Жирмунский комментирует, что для стихотворений характерна фиксация для некоей ситуации, которая для лирического героя становится, своего рода, катализатором, активизирующим поток эмоций, различных по интенсивности и длительности: «события, факты являются только поводом для переживаний поэта, и они целиком растворены в этих переживаниях» [2, с. 375]. Примечательно то, что интенсивность переживаний способна повлиять на длительность сюжета: «погружение поэта в свои эмоциональные переживания позволяет сократить сюжет до минимума – имеется только ситуация, в которой зарождаются такие-то мысли, такие-то чувства» [2, с. 375].
Характеризуя отличительные черты поэтических произведений, тартуский литературовед, семиотик и культуролог Ю.М. Лотман указывает и другие характерные черты художественно организованной речи. В стихах, пишет он, есть определенная ритмическая структура, то есть «цикличное повторение разных элементов в одинаковых позициях» [6, с. 105]. Есть рифмы, то есть такие созвучия, которые встречаются в конце слов, в результате получается параллельная, кольцевая, перекрестная рифмы. Целостность ткани поэтического текста придают равномерное чередование строк, пауз, ударных и безударных слогов.
Чешский лингвист, литературовед, эстетик Я. Мукаржовский выразил мнение, согласно которому структурной особенностью стихотворений является «впечатление постоянного возврата к началу» [8, с. 252]. С чем это связано? - в отличие от эпических произведений, время в лирике является постоянно настоящим, однако оно не тождественно реальному, поскольку «это время без признаков течения» [8, с. 251]. Данные обстоятельства предопределяют наличие неустойчивой связи между частями произведения: «можно перегруппировать строфы и даже отдельные строки стихотворения без ущерба для его смысла» [8, с. 252]. Именно по этой причине «лирическая тема производит впечатление постоянного возврата к началу и создается впечатление взаимной смысловой синонимичности следующих друг за другом отдельных мотивов» [8, с. 252].
Итак, стихотворное произведение представляет собой особую разновидность художественной речи, для которой характерны особый ритм, рифма, чередование ударных и безударных слогов, наличие пауз. В поэзии ослаблена событийная сторона. Главным двигателем становится описание душевного состояния. В зону рефлексии попадает эмоция, что служит основой для осмысления художественного «Я» автора литературного текста.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1) Гуляева Е.В. Формирование художественного восприятия на уроках русского языка и литературы // Интерактивное образование. – Режим доступа: http://io.nios.ru/articles2/85/6/. – Дата обращения: 13.10.2020.
2) Жирмунский В.М. Введение в литературоведение: Курс лекций. – М.: Книга по Требованию, 2015. – 569 с.
3) Каганович С.Л. Обучение анализу поэтического текста: методическое пособие для учителей-словесников. – М.: Русское слово, 2016. – 93 с.
4) Литературное чтение в современной школе / Сост. В.А. Лазарева. – М.: Первое сентября, 2015. – 208 с.
5) Литературной энциклопедии терминов и понятий / Гл. ред. и сот. А.Н. Николюкин. – М.: Интелвак, 2010. – 799 с.
6) Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Проблема поэтического сюжета. – СПб.: Нева, 2014. – 482 с.
7) Михайлова И.И. Использование стихотворений-рифмовок на уроках русского языка // Традиционная и инновационная наука: история, современное состояние, перспективы: сб. статей. – Уфа, 2016. – с. 107-109.
8) Мукаржовский Я. Структуральная поэтика. – СПб.: Нева, 2015. – 214 с.
9) Ольховик Н.Г. Филологический анализ поэтического текста на уроках русского языка в старших классах // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2016. №5. – с. 23-31.
10) Программа курса «Русский язык». 10 – 11 классы. Базовый уровень / авт.-сост. Н.Г. Гольцова. – М.: Русское слово – учебник, 2014. – 48 с.
11) Программа курса «Русский язык». 5 – 9 классы / авт.-сост. Л.В. Кибирева. – 3-е изд. – М.: Русское слово – учебник, 2015. – 80 с.
12) Программа по русскому (родному) языку. 5 – 9 классы / под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2015. – 200 с.
13) Русский язык. 5 – 9 классы: рабочая программа / В.В. Бабайцева и др. – М.: Дрофа, 2017. – 126 с.
14) Русский язык. Программы общеобразовательных организаций. 10 – 11 классы / А.И. Власенков, Н.М. Рыбченкова, Н.А. Николина. – М.: Просвещение, 2013. – 95 с.
15) Русский язык: 5 класс: методическое пособие к учебнику М.М. Разумовской, С. И. Львовой, В. И. Капинос, В.В. Львова / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В. И. Капинос и др. – М.: Дрофа, 2019. – 260 с.
16) Рыбченкова Л.М. Русский язык. Рабочие программы. 5 – 9 классы: пособ. для учителей общеобр. учреждений. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 108 с.
17) Саврасова Т.В. Методика изучения изобразительно-выразительных средств художественной речи на уроках русского языка // Фестиваль педагогических идей «Первое сентября». – Режим доступа: https://urok.1sept.ru/31853/. Дата обращения: 13.10.2020.
18) Солганик Г.Я. О структуре художественной речи в сопоставлении с публицистической // Медиалингвистика. – 2015. № 1. – с. 34-42.
19) Томашевский Б.В. Избранные работы о стихе: учеб. пособ. / Б.В. Томашевский; вступ. ст. Е.В. Хворостьяновой; комментарии С.И. Монахова, К.Ю, Тверьянович, Е.В. Хворостьяновой. – М.: Академия, 2008. – 448 с.
20) Фесенко Э.Я. Теория литературы: учеб. пособ. для студ. вузов. – М.: Академический проект, 2015. – 416 с.
21) Хализев В.Е. Теория литературы: учебник для студ. вузов. – М.: Академия, 2014. – 432 с.