Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Проблема инвалидности – глобальная проблема, которая существует во всех странах, независимо от уровня их экономического развития. Более того, по социальной политике того или иного государства в отношении инвалидов судят о его цивилизованности.
Наблюдаемый рост инвалидности населения в большинстве стран мира связан с усложнением производственных процессов, увеличением количества и интенсивности транспортных потоков, возникновением военных конфликтов и террористических актов, ухудшением экологических факторов, уменьшением в физической активности и увеличении фармакологических средств, корректирующих состояние здоровья человека, и по ряду других причин. ... Все это приводит к необходимости разработки комплексных мер социальной защиты данной категории населения, создания условий для их социальной реабилитации и интеграции. Важную роль в решении этой проблемы играет адаптивный спорт.
Адаптивная физическая культура рассматривается, в первую очередь, как часть общей культуры, подсистема физической культуры, одна из сфер социальной деятельности, направленная на удовлетворение потребностей инвалидов в физической активности, восстановление, укрепление и поддержание здоровья, развитие личности, самосовершенствование. реализация физических и духовных сил для улучшения качества жизни, социализации и интеграции в общество. Отличительная черта любой культуры – творчество.
Следовательно, мы можем с полным правом сказать, что адаптивная физическая культура как новая академическая дисциплина – это творческая деятельность по преобразованию человеческой натуры, «культивированию» тела, улучшению его здоровья, формированию интересов, мотивов, потребностей, привычек, развитию высших психических функций, обучению и самообразование человека, самореализация индивидуальных способностей.
Методика адаптивной физической культуры имеет существенные отличия из-за аномального развития физической и психической сферы ребенка. Именно эти основные положения, касающиеся медико-физиологических и психологических особенностей детей разных нозологических групп, типичных и специфических нарушений двигательной сферы, специально-методических принципов работы с данной категорией детей, коррекционной направленности педагогического процесса определяют концептуальные подходы к построению и содержанию частных методик адаптивной физической культуры.
Цель работы – исследовать особенности и роль игры в адаптивной двигательной рекреации; особенности оздоровительной и восстановительной функций.
Объект исследования – обзор литературы и теоретические особенности темы исследования.
Предмет исследования – практические особенности игры в адаптивной двигательной рекреации, характеристика оздоровительной и восстановительной функций.
Задачи исследования:
- изучить и описать основные аспекты источников по теме исследования;
- рассмотреть особенности основных понятий;
- определить характерные элементы Подвижные игры и их особенности 8
- проанализировать методику использования адаптивной физической культуры;
- охарактеризовать особенности системы реабилитации детей-инвалидов;
- проанализировать оздоровительные, образовательные и воспитательные функции подвижных игр в развитии двигательных способностей.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, списка сокращений и условных обозначений, словаря терминов , приложений.
ГЛАВА 1 – ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Анализ источников по теме исследования
Для построения педагогического процесса, определения дидактических линий, постановки и решения задач учебной деятельности необходимо знать состояние здоровья, физические, умственные и личностные особенности детей с отклонениями в развитии, так как характеристики объекта педагогических воздействий – исходное условие любого образовательного процесса.
Категория этих детей чрезвычайно разнообразна по нозологии, возрасту, степени тяжести и структуре дефекта, времени его возникновения, причинам и характеру течения заболевания, медицинскому прогнозу, наличию сопутствующих заболеваний и вторичных патологий, состояние соматического здоровья, уровень физического развития и физической подготовленности и другие признаки.
Для детей с ОВЗ с детства характерны проявления дизонтогенеза и отсталости как в естественном (биологическом), так и в психофизическом развитии [17], что вызывает сдвиги чувствительных периодов возрастного развития [33], приводит к дефициту естественного развития ребенка. потребность в движении, игре, эмоциях, общении усложняет процесс обучения [28]. По данным многочисленных исследований [25], аномальное развитие ребенка всегда сопровождается нарушением двигательных функций, отставанием и недостаточностью двигательной сферы. Они отстают от своих здоровых сверстников по уровню физического развития и физической подготовки на 1-3 года и более.
Основной дефект обычно сопровождается сопутствующими заболеваниями и вторичными отклонениями.
Научные исследования, отечественный и зарубежный опыт показывают, что чем раньше начата медико-психолого-педагогическая реабилитация, тем она эффективнее. Развивающийся, формирующийся организм более пластичен и чувствителен к воздействию физических упражнений, коррекции и компенсации двигательных и психических расстройств [14]. Реабилитационный потенциал выше, если систематические занятия с ребенком-инвалидом начинают с первых месяцев жизни сначала в семье, затем в дошкольных и школьных (коррекционных) учреждениях. Раннее начало занятий физическими упражнениями позволяет укрепить сохранённые двигательные функции, предотвратить появление вторичных нарушений, приобрести двигательный опыт для самостоятельных занятий. Ограничение или отсутствие физических нагрузок приводит к гиподинамии со всеми ее негативными последствиями для детского организма: снижением естественной потребности в движении, низким уровнем затрат на мышечную активность, функциональным расстройством всех систем организма, атрофическими изменениями костно-мышечная система, деформация позвоночника и стоп, уменьшение жизнеспособности. важные физические качества.
1.2. Характеристика основных понятий
В состав адаптивной физической культуры входят адаптивная физическая культура, адаптивная двигательная рекреация, адаптивный спорт и физическая реабилитация. Они охватывают все возможные виды физической активности для детей с физическими и умственными недостатками, помогают им адаптироваться к окружающему миру, поскольку обучение различным типам движений связано с развитием психофизических способностей, общения, эмоций, познавательной и творческой деятельности.
Адаптивная физическая культура не только играет важную роль в формировании физической культуры ребенка, но и передаёт ему общечеловеческие культурные ценности.
У каждого вида адаптивной физической культуры свое предназначение:
- адаптивная физическая культура призвана сформировать базовые основы физического воспитания;
- адаптивный моторный отдых – для здорового отдыха, активного отдыха, игр, общения;
- адаптивный спорт – для улучшения и реализации физических, умственных, эмоциональных и волевых способностей;
- физическая реабилитация – для лечения, восстановления и компенсации утраченных способностей.
У каждого из них свои функции, задачи, содержание, степень эмоционального и психического напряжения, методы и формы организации. И в то же время они тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Формы организации физических упражнений чрезвычайно разнообразны, они могут быть систематическими (уроки физкультуры, утренняя зарядка), эпизодическими (загородная прогулка, катание на санках), индивидуальными (в больнице или дома), массовыми (фестивали, праздники. ), соревновательные (от групповых до международных), игровые (в семье, оздоровительном лагере).
Одни формы занятий организуют и проводят специалисты по адаптивной физической культуре, другие – общественные и государственные организации, третьи – родители детей-инвалидов, волонтёры, студенты и третьи – самостоятельно.
Целью всех форм организации является расширение двигательной активности детей, приобщение их к доступным занятиям спортом, интересный досуг, развитие собственной активности и творческих способностей, формирование здорового образа жизни, физкультурно-спортивное воспитание.
Основной формой организованных занятий во всех видах адаптивной физической культуры является форма занятий, исторически и эмпирически оправдавшая себя.
В зависимости от целей, задач, содержания программы уроки делятся на:
- уроки учебной направленности – для формирования специальных знаний, обучения различным моторикам;
- уроки коррекционно-развивающей направленности – для развития и
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1.Агапова, И.А. Подвижные игры для дошкольников / И.А. Агапова, М.А. Давыдова. – М.: АРКТИ, 2008. – 124 с.
2.Аксарина, Н.М. Воспитание детей раннего возраста / Н.М.Аксарина. – 3-е изд. – М., 1977. – С.40-67.
3.Акулина, Н.А. Развитие творческих способностей детей младшего школьного и старшего школьного возраста в системе дополнительного образования / Н.А. Акулина // Изобразительное искусство в школе: журнал. – 2014. – №5. – С. 62-77.
4.Алябьева, М.Н. Физическое воспитание детей раннего возраста / М.Н.Алябьева. – 2-е изд. – К., 1978. – С.52-88.
5.Бабина, К.С. Утренняя гимнастика в детском саду / К.С.Балябина. – М., 1978. – С.12-22.
6.Вареник, Е.Н. Физкультурно-оздоровительные занятия с детьми 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.
7.Вильчковский, Е.С. Психолого-педагогические основы системы физического воспитания дошкольников / Е.С.Вильчковский // Воспитание детей школьного возраста. – К., 1991. – С.45-66.
8.Вильчковский, Е.С. Развитие двигательной функции у детей / Е.С.Вильчковский. – К., 1983. – С.35-45.
9.Виноградова, М.Р. Воспитание положительного отношения к природе // Дошкольное воспитание. – 1981. – №5. – С.45-69.
10.Волков, Л.В. Физические способности детей и подростков / Л.В.Волков. – К., 1981. – С.10-23.
11.Волкова, С.С. Как воспитать здорового ребёнка / С.С.Волкова. – К., 1981. – С.5-16.
12.Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: Кн.для воспитателя дет.сада / Р.С. Буре, Г.Н. Година, А.Д. Шатова и др.; Под ред. А.М. Виноградовой. 2-е изд. – М.: Просвещение, 1989. – 96с.
13.Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций // Собр. соч.: В 6 т. / Л.С.Выготский. – М., 1982. – Т. 2. – 504 с.; Т. 3. – 368 с.
14.Горохова, М.Ю. Развитие активности и самостоятельности детей школьного возраста: монография / М.Ю.Горохова. – Самара: ГОУ СФ ГОУ ВПО МГПУ, 2011. – 104 c.
15.Громова, О.Е. Спортивные игры для детей / О.Е.Громова. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.
16.Гусева, С. Развитие творческих способностей дошкольников в музыкальной деятельности / С. Гусева, О. Гончарова // Дошкольное воспитание: журнал. – 2014. – №9. – С. 54-64.
17.Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития / Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, А. Е. Жичкина и др. – М.: Линка-Пресс. – 2001. – С. 25 – 26.
18.Запорожец, А. В. Психология восприятия сказки ребёнком-дошкольником / А. В. Запорожец // Дошкольное воспитание. – 1948. – № 9. – С. 15-20.
19.Игра и развитие ребёнка в дошкольном возрасте // Материалы Международной научно-практической конференции 11-14 апреля 1995 г. – М.: Прометей, 1995. – 96 с.
20.Как помочь ребёнку войти в современный мир / Под ред. В. М. Антоновой. – М, 1995. – 206 с.
21.Кенеман, А.В., Хухлаева, Д.В. Теория и методика физического воспитания детей школьного возраста: Учебник для пединститутов / А.В.Кенеман, Д.В.Хухлаева. – 3-є изд.-М., 1985. – С.165-206.
22.Козлова, С.А. Дошкольная педагогика / С.А.Козлова, Т.А.Куликова – М.: Издательский центр Академия, 2000. – 416 с.
23.Креативный ребёнок: Диагностика и развитие творческих способностей / Серия “Мир вашего ребёнка”. – Ростов на Дону: Феникс, 2004. – 416 с.
24.Лайзене, С.Я. Физическая культура для малышей / С.Я.Лайзене. – 2-е изд. – М., 1987. – С.6-23.
25.Лук, А. Н. Психология творчества / А.Н. Лук. – М.: Наука, 1978. – 125 с.
26.Мамайчук, И. И. Развитие ребёнка от рождения до семи лет. Методика наблюдения гребенка. Документы психолога и педиатра / И. И. Мамайчук. – СПб.: Питер, 1998. – 345 с.
27.Музенитова, Э.А. Воспитание толерантного мироотношения у дошкольников средствами фольклора: автореф.дисс. … канд. пед. наук: 13.00.07 / Музенитова Э.А. – Ростов-на-Дону, 2009. – 25 с.
28.Ниськова, Ю.В. Песочная терапия как средство развития дошкольников / Ю.В. Ниськова // Дошкольная педагогика: журнал. – 2014. – №8. – С. 54-57.
29.Основы дошкольной педагогики / Под ред. А.В.Запорожца, Т.А.Марковой. – М., Наука 2000. – 230 с.
30.Осокина, Т.И. Игры и развлечения детей на воздухе / Т.И.Осокина, Е.А.Тимофеева, Л.С.Фурмина. – 2-е изд., М., 1983. – С.2-16.
31.Осокина, Т.И. Физическая культура в детском саду / Т.И.Осокина. – 3-є изд. – М., 1986. – С.5-13.
32.От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа школьного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 304 с.
33.Педагогический словарь: [учеб. пособие для студентов вузов] /под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. – М.: Академия, 2008. – 344 с.
34.Пензулаева, Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 3-5 лет / Л.И. Пензулаева. – М.: Владос, 2003. – 80 с.
35.Степаненкова, Е.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребёнка: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.Я.Степаненкова. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 368 с.
36.Степаненкова, Е.Я. Теория и методики физического воспитания и развития ребенка / Е.Я.Степанкова. – М., 2001. – С.2-14.
37.Сухомлинский, В.А. О воспитании / В.А.Сухомлинский. – Москва: Политическая литература, 1982 – с.200-270.
38.Тимофеева, Е.А. Подвижные игры для детей младшего школьного возраста / Е.А.Тимофеева. – 2-е изд. – М., 1986. – С.65-78.
39.Ушинский, К.Д. Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии / К.Д.Ушинский. Том I – Режим доступа: http://dugward.ru/library/pedagog/ushinskiy_chelovek1.html.
40.Юзбекова, Е. А. Ступеньки творчества: Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника: метод. рекомендации для воспитателей ДОУ и родителей. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006. – 128 с.