Фрагмент для ознакомления
2
ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Миссия школы – интерната:
Школа-интернат – это дом, в котором каждый ребенок открывает свои способности, таланты, обретает друзей. Это мастерская культуры умственной, коммуникативной, эмоциональной и этической деятельности, это заведение, готовящее к жизни среди людей. Организация сотрудничества педагогов, родителей, воспитанников и социума, направленного на становление личности ребёнка, готовой к максимально эффективному труду, умеющей жить в гармонии с собой и окружающим миром.
Дети и подростки с нарушением интеллекта обладают гораздо меньшими возможностями, чем их нормально развивающиеся сверстники. Они затрудняются самостоятельно принимать, осмысливать, сохранять и перерабатывать информацию, полученную из окружающей среды. У них значительно снижена познавательная активность, весьма узок круг интересов. Помимо интеллектуального недоразвития воспитанники коррекционной школы отличаются проблемами эмоционально - личностного развития, подвержены любому влиянию, особенно негативному. Именно школа призвана отвлечь ребят от улицы, воспитать полезные привычки и сформировать социально-нормативные модели поведения. Ученые приводят в РФ примеры нарушений поведения этих детей: около половины выпускников с расстройствами поведения, 67% подростков направляются на лечение из-за правонарушений (нарушение социальных и правовых норм): бродяжничества, агрессии и самоубийство, воровство, участие в антиобщественных компаниях, алкоголизм и наркомания (чаще всего токсикомания), что связано с отсутствием образования и социализации детей.
Образовательная программа колледжа определяет содержание и механизмы развития и проявления личностных качеств учащихся, формирования их индивидуальности, способности к нравственной и творческой реализации своих способностей. Позиция педагогического коллектива такова, что наши выпускники вузов должны обладать личными качествами, которые могут быть востребованы сегодня и завтра; выпускники должны вписаться в социальную среду. В обучении важно все - уроки и внеклассные занятия, а также развитие творческих способностей и взаимоотношений учеников в коллективе. Исходя из этого, следует отметить, что система образования олицетворяет совокупную деятельность школы-интерната, которая осуществляется по двум направлениям: в учебном процессе и во внешкольных образовательных направлениях.
Социально-экономическая ситуация оказывает существенное влияние на школу-интернат, которая сегодня, решая ряд сложных задач, обеспечивает социальную защиту детей и отвечает всем образовательным потребностям и требованиям, а также способствует гражданскому воспитанию наших воспитанников.
В современных условиях развития системы образования образовательная функция образовательного учреждения активизируется по разным направлениям.
Программа воспитания раскрывает роль и место социальной функции воспитания в системе жизни образовательного учреждения, направлена на обеспечение единства образования и воспитания, формирование единого образовательного пространства образовательного учреждения.
Школа-интернат считает своей основной миссией адаптацию и социализацию воспитанников к жизни в современном обществе на основе формирования личности воспитанника.
Реализация программы должна обеспечивать ориентацию школьников на ценности гражданского общества, общечеловеческие нравственные приоритеты, гармонизацию взаимоотношений с окружающим обществом, природой и самими собой; формирование у детей готовности к самостоятельному выбору в пользу здорового образа жизни, самореализации в общественно значимой и профессиональной деятельности, формирование таких ценностей, как семья, свобода, культура, мирное существование народов разных стран, экология благополучие; уважение к прошлому и настоящему своего народа, традиций, культуры, старшего поколения, родителей; развитие у воспитанников толерантности, ответственности за будущее своей страны.
Исходя из неоднородности контингента воспитанников, основной упор в своей деятельности интерната делается на учет индивидуальных особенностей каждого ребенка. Индивидуальный подход предполагает организацию педагогических воздействий с учетом особенностей и уровня развития ребенка, а также условий его жизни.
Учебный процесс организован таким образом, чтобы каждый воспитанник чувствовал себя в интернате комфортно, по своим возможностям он был вовлечен в активную деятельность в зоне своего ближайшего развития, независимо от своих психофизических особенностей, образовательных возможностей, задатков, он мог осознавать себя как субъект своей жизни.
При разработке содержания программы основное внимание уделяется раскрытию индивидуальных способностей, творческих принципов личности, формированию у ребенка стремлений по направлению «Я - хочу» и «Я - могу» как основу для взаимодействия с учителем. Программа учитывает три момента: цели, мотивы и ведущую деятельность ребенка.
ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА
Образовательная программа - это содержание профессиональной деятельности, необходимой и достаточной учителям для достижения образовательного результата, установленного образовательной целью. Сформулированная цель образования предлагает последовательное решение ряда сложных проблем.
В целом решение образовательной проблемы основывается на трех планах, которые учащийся усваивает последовательным и прогрессивным образом:
• мир (учится видеть, анализировать, оценивать окружающую действительность);
• человек и себя в этом мире (познает себя, свои качества, учится видеть частное и общее в поведении человека, ценить его моральные качества и качества других);
• деятельность (познание окружающего мира, познание своего «Я» осуществляется через виды деятельности, в которых формируются умения и способности, личные качества, способность творить).
Учебный процесс в коррекционном образовательном учреждении должен вестись с двух взаимосвязанных сторон:
- развитие личности ребенка;
- исправление, исправление негативных последствий прошлой жизни.
При этом необходимо добиться главного результата - разностороннего развития детей. В целях разнообразия развития школьников разработана и успешно реализуется система воспитательной работы, в основе которой - представленная программа.
Тема образовательной программы: «Я в мире, в мире вокруг меня».
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ:
Создание условий для полноценного развития детей: интеллектуального, физического, эмоционального, нравственного, сильного, социального и личностного, жизненного и профессионального самоопределения, формирование гражданской позиции, позволяющей каждому ученику строить свою жизнь, семью, которая нужна обществу и государству. Создание в интернате необходимых условий для формирования духовно-нравственной, физически здоровой личности ученика и подготовки его к профессии.
ВЕДУЩИЕ ЗАДАЧИ:
• утверждение личности человека как безусловной ценности;
• введение в работу концептуальных основ гуманистического образования
• определение образовательной среды;
• реализация программы обучения воспитанников школ-интернатов;
• предоставить новые подходы к организации образовательного процесса: системно-структурный, гуманистический, культурологический, организационно - деятельностный, личностно-ориентированный, комплексный и другие;
• организация коллективной деятельности, работа с органами совместного управления;
• выявление уровня образованности личности школьника.
• укреплять здоровье, формировать здоровый образ жизни и экологическую культуру школьников, вырабатывать волевые качества;
• формировать морально-эстетические концепции как основу успешной социализации в обществе;
• формируют элементы гражданско-патриотического сознания, основные понятия правоотношений;