Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования связана с тем, что у младших школьников отсутствует необходимый уровень компетенции, помогающий предусмотреть разные виды опасности и выбрать оптимальную модель поведения для предотвращения внешних угроз. Потребность во впечатлениях, желание открывать что-то новое, любопытство, непосредственность толкают детей к совершению необдуманных поступков. В сходных условиях взрослый человек находится в более выгодном положении: его выручают жизненный опыт, ловкость, быстрота реакции. Младшие школьники, оказавшись в критической ситуации, теряются, не могут принять правильное решение. Становится понятным, что необходима целенаправленная работа по воспитанию культуры безопасного поведения учащихся, чем должны заниматься как педагоги, так и родители. Благодаря их плодотворному взаимодействию расширяется социальный опыт ребенка; у него накапливаются знания, совершенствуются умения и навыки, необходимые для сохранения жизни и здоровья. Правила, усвоенные в детстве, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – устойчивой потребностью.
Проблеме воспитания культуры безопасного поведения личности посвящено немало исследований. Так, Т.В. Богуцкая изучила вопросы компенсации негативных влияний микросреды на младших школьников. Н.П. Абаскалова исследовала проблему формирования здорового образа жизни как фактор безопасности жизнедеятельности. Л.Г. Ахметшина обосновала региональную систему профилактики детского дорожно-транспортного травматизма. А.Н. Сахаров проанализировал опыт учебных заведений зарубежных стран по обучению детей правилам безопасного поведения. В.Н. Казаков рассмотрел вопросы формирования личности безопасного типа с использованием ситуационных ролевых игр на уроках. О.В. Краснова разработала методику аналитически-действенного моделирования в формировании информационно-психологической самозащиты личности. В.Н. Мошкин создал модель воспитание культуры безопасности школьников.
Объект исследования – процесс воспитания культуры безопасного поведения у младших школьников.
Предмет исследования – влияние взаимодействия педагога и родителей на процесс воспитания культуры безопасного поведения у младших школьников.
Цель исследования – выявить педагогические условия, необходимые для эффективного взаимодействия педагога и родителей по вопросам воспитания культуры безопасного поведения у младших школьников.
Задачи исследования:
1) представить психолого-педагогическую характеристику младших школьников;
2) описать организацию взаимодействия педагога и родителей по вопросам воспитания культуры безопасного поведения у младших школьников;
3) осуществить отбор методов диагностики для выявления уровня воспитания культуры безопасного поведения у младших школьников;
4) провести исследование и проанализировать результаты.
Методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы по теме работы; изучение и обобщение передового педагогического опыта); эмпирические (педагогический эксперимент, беседа).
База исследования – МБОУ «Солянская СОШ» Черлакского района Омской области.
Практическая значимость исследования заключается в разработке алгоритма проведения родительского собрания по вопросам воспитания у младших школьников культуры безопасного поведения с участием представителей двух социальных институтов – школы и семьи.
Структура. Настоящее исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников литературы и приложений.
Глава 1. Теоретические аспекты взаимодействия педагога и родителей в воспитании культуры безопасного поведения у младших школьников
§1.1 Психолого-педагогическая характеристика младших школьников
Младший школьный возраст – это период жизни ребенка, когда он обучается в I – IV классах начальной школы. На этой стадии развития происходит смена образа и стиля жизни, связанные с новыми требованиями, новой ролью ученика, принципиально новым видом деятельности – учебой. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняется восприятие своего места в системе отношений. Качественно преобразуются интересы, ценности ребенка, весь его уклад жизни, благодаря чему обеспечивается разносторонне развитие, объясняемое «высокой сенситивностью этого возрастного периода» [4, с. 14]. Говоря иначе, подготовленностью всех психических процессов. С физиологической точки зрения, младший школьный возраст – это период интенсивного роста, когда дети быстро тянутся вверх, наблюдается дисгармония в физическом развитии, оно опережает нервно-психическое.
На этой стадии развития происходит структурное изменение головного мозга. В результате перестройки в системе межполушарных отношений наблюдается доминирование функций левого, что создает условия для формирования и функционирования вербально-логического способа переработки информации, произвольной регуляции высшей психической деятельности. Проще говоря, мышление развивается от эмоционально-образного к абстрактно-логическому. Внимание младших школьников непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограничено по объему. Одним из новообразований возраста является произвольное внимание: это фактор который имеет значение не только для хорошей учебы, но и для будущей самостоятельной жизни. Между успеваемостью и уровнем развития произвольного внимания ребенка наблюдается достаточно тесная связь. Однако развитое произвольное внимание не может гарантировать школьнику, что он преуспеет в учебе, так как среди слабоуспевающих учеников встречаются и достаточно внимательные дети. Восприятие детей определяется особенностями самого предмета, поэтому они осознают то, что наиболее ярко, заметно, то есть выделяется на фоне других предметов. Восприятие учащихся 1-х – 2-х классов характеризуется тем, что школьники часто путают похожие и близкие, но не тождественные предметы и их свойства. Эти особенности становятся менее выраженными в 3-м и тем более в 4-м классе [2].
Возможности памяти детей 7-ми – 11 лет велики. Младшие школьники могут безошибочно запомнить яркий конкретный материал. Как и на этапе дошкольного детства, воображение младших школьников образное. Благодаря этому ребенок может осуществлять те виды деятельности, которые основаны на включение элементов творчества. Совершенствуется и речевое развитие: быстро пополняется словарный запас. Это происходит за счет освоения информации из разных предметных областей – математики, литературного чтения, русского языка, окружающего мира: «все виды деятельности, в том числе и учебная, в этом возрасте способствуют развитию познавательной сферы. Внимание, память, воображение, восприятие приобретают характер большей произвольности. Ребенок осваивает способы самостоятельного управления ими. Более того, в умственном плане осваиваются классификации, сравнения, аналитико-синтетический тип деятельности, действия моделирования, становящиеся предпосылками формирования в будущем учебно-познавательной компетентности» [3, с. 20].
Отношение учащихся начальных классов к самим себе положительное, потому что ребенок, занимающийся учебой, выполняет социально одобряемый вид деятельности, что поощряется и в школе, и в семье. Следует уточнить, что особенность самооценки детей 7 – 10 лет заключается в том, что они пока не могут объективно взглянуть на себя со стороны. В результате просто пересказывают слова взрослых: «самооценка младших школьников представляет собой почти точное отражение оценок окружающих» [8, с. 219]. Если детей спросить, что они думают о самих себе, то наверняка можно будет услышать о преувеличенных качествах. Другими словами, самооценка на данной стадии развития «необъективна, обнаруживает тенденцию к переоценке» [8, с. 219]. По мере взросления младшие школьники научаются замечать какие-либо качества или черты, с помощью которых можно представить себя в выгодном свете перед ровесниками. Например, ребенок говорит, что он быстрее всех читает, бегает, складывает двухзначные числа и проч. Примечательно, что «дети этого возраста могут успешно оценивать своих товарищей, проявляя при этом объективность и критичность, однако в самостоятельной оценке себя испытывают затруднения» [8, с. 221].
В целом же школьники, обучающиеся в начальных классах, отличаются известной податливостью, внушаемостью, доверчивостью, склонностью к подражанию. Чем младше ребенок (например, когда на момент поступления ему не исполнилось и 7-ми лет), тем большую старательность он проявляет в получении положительных оценок, на что его настраивали еще в детском саду. Ориентирующиеся на такую установку, многие школьники сознательно пытаются добиться хороших оценок, что дает им возможность заслужить авторитет у товарищей. Но по мере взросления приходит осознание, что помимо старательности, нужно обладать и другими социальными качествами. И если в 1-х – 2-х классах высокий авторитет в глазах сверстников могли завоевать школьники, отличающиеся прилежанием, старательностью, стабильно высокими показателями в учебе, то к окончанию начальной школы становится важным другое: постепенно сверстники научаются видеть и ценить в себе и других качества, непосредственно не связанные с учебой.
Например, предметом гордости может быть занятие в музыкальной школе, участие в спортивных соревнованиях, посещение кружка робототехники, увлечение коллекционированием и проч. По мере взросления ребенка младшего школьного возраста он все больше требует внимания, как к личности, обладающей индивидуальными чертами. К моменту перехода в среднее звено школы происходит неясное осознание своей уникальности, непохожести, несравнимости. Именно это отличие учащийся стремится
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список использованной литературы и источников
1) Божович, Л.И. Проблемы формирования личности [Текст] / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Институт практической психологии, 2016. – 352 с.
2) Волков, Б.С. Психология младшего школьника: монография [Текст] / Б.С. Волков. – М.: Децима, 2014. – 272 с.
3) Елисеева, Д.С. Познавательные универсальные учебные действия младшего школьника как педагогический феномен [Текст] / Д.С. Елисеева // Вестник Южно-Уральского государственного университета. – 2014. – т.6. – №4. – С. 16-26.
4) Илюничева, Ю.В. Психологические особенности младшего школьного возраста [Текст] / Ю.В. Илюичева // Научное сообщество студентов XXI столетия. – Новосибирск, 2018. – С. 12-19.
5) Козырская, И.Н. Особенности представлений младших школьников о безопасном поведении и пути его формирования в образовательной среде [Текст] / И.Н. Козырская // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. № с. 125-128.
6) Королева, Н.И. Взаимодействие семьи и школы в процессе формирования культуры безопасности у учащихся [Текст] / И.Н. Королева // Справочник руководителя образовательного учреждения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.resobr.ru/article/49433 (дата обращения: 12.101.2020).
7) Костюк, М.Н. Формирование личности безопасного типа поведения [Текст] / М.Н. Костюк // Zrównoważony rozwój – Debiut naukowy 2011 / redakcja naukowa Teresa Jemczura, Henryk Kretek. – Racibórz, 2012. – С. 269-276.
8) Молчанова, О.Н. Самооценка: Теоретические проблемы и эмпирические исследования: монография [Текст] / О.Н. Молчанова. – М.: ФЛИНТА, 2016. – 392 с.
9) Морозов, В.А. Взаимодействие: понятие, виды и свойства [Текст] / В.А. Морозов // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований. – 2015. – № 20. – С. 81-87.
10) Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учеб. для студ. вузов [Текст] / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2015. – 495 с.
11) Обухова, Т.А. Формирование культуры безопасного поведения школьников как педагогическая проблема [Текст] / Т.А. Обухова // Russian Journal of Education and Psychology. – 2010. – №1. – С. 64-66.
12) Селиванова, О.А. Развитие навыков социально-безопасного поведения у младших школьников [Текст] / О.А. Селиванова // Мир педагогики и психологии. – 2017. – №6(11). – С. 31-43.
13) Терницкая, С.В. Формирование безопасного поведения личности как социально-педагогическая проблема [Текст] / С.В. Терницкая // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. – 2016. – № 1(35). – С. 90-94.
14) Тихомирова, В.Н. Процесс взаимодействия семьи и школы. Культура безопасности детей [Текст] / В.Н. Тихомирова // Справочник руководителя образовательного учреждения» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.menobr.ru/article/60062 (дата обращения: 12.10.2020).
15) Хребина, С.В. Понятие «взаимодействие» как базовая категория педагогической психологии [Текст] / С.В. Хребина // Известия Таганрогского государственного радиотехнического университета. – 2016. – №13(68). – С. 155-160.