Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы обусловлена тем, что важнейшей основой функционирования единого федеративного государства в России является единое правовое пространство, которое обеспечивается верховенством федерального закона, и прежде всего Конституцией Российской Федерации.
Единое правовое пространство на всей территории России предполагает единую правовую систему. Поэтому соотношение регионального и федерального законодательства не утрачивает своей актуальности. Состояние законности и правопорядка в значительной степени определяется качеством и полнотой законодательной базы субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В России, как в федеративном государстве, существует два уровня законодательства, входящих в единую правовую систему. Сюда относится законодательство Российской Федерации и ее субъектов. Законодательство этих уровней в настоящее время неполноценно согласовано, что негативно влияет на правоприменительную практику.
Объектом данной работы являются общественные отношения, возникающие в связи с соотношением законодательства субъектов РФ и системой законодательства Российской Федерации.
Предметом настоящей работы являются нормы действующего законодательства, регулирующие место законодательства субъектов РФ в системе законодательства РФ, практика их применения, а так же научная и учебная литература по теме работы.
Целью настоящей работы ставится изучение системы законодательства как элемента правовой системы государства, определение места законодательства РФ в системе законодательства Российской Федерации.
Задачами работы ставится:
• Рассмотреть федеральное и региональное законодательство в правовой системе государства;
• Исследовать взаимосвязь регионального и федерального законодательства;
• Проанализировать единство правовой системы законодательства РФ и ее субъектов;
• Изучить практику реализации законодательства субъекта РФ и его соотношение с законодательством РФ.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
1. Федеральное и региональное законодательство: основы и взаимодействие
1.1. Федеральное и региональное законодательство в правовой системе государства
В соответствии с ч. 5 ст. 76 Конституции РФ законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Вместе с тем Конституция РФ гарантирует самостоятельность законодательной деятельности субъектов Российской Федерации по предметам их ведения. Согласно ч. 6 ст. 76 в случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Федерации, изданным в сфере его собственного правового регулирования, действует нормативный правовой акт субъекта Федерации;
Часть 1 статьи 27 Федерального закона от 22 сентября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов власти субъектов Российской Федерации» устанавливает, что правовые акты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, противоречащие Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) и законам субъекта Российской Федерации, подлежат опротестованию соответствующим прокурором или его заместителем в установленном законом порядке.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении своих полномочий обеспечивает соблюдение Конституции Российской Федерации и федеральных законов (часть 2 статьи 27).
Законы субъекта Российской Федерации, правовые акты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, нарушающие права и свободы человека и гражданина, права общественных объединений и органов местного самоуправления, могут быть обжалованы в судебном порядке (часть 5 статьи 27).
В рамках данной работы не представляется возможным проанализировать полностью систему законодательства. В рамках данного параграфа рассмотрим соотношение систем федерального и регионального законодательства на примере Забайкальского края. Так, на несоответствие действующих нормативных правовых актов Забайкальского края федеральному законодательству указывают Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Забайкальскому краю (далее - Управление) и прокуратура Забайкальского края (далее - прокуратура), и, когда вопрос бесспорен, нормативные правовые акты изменяются, однако при этом за время их действия нарушается ряд прав и свобод граждан, что вызывает серьезную проблему возмещения вреда лицам и организациям, пострадавшим в результате нарушения их прав и свобод.
Бывают случаи, когда на один и тот же нормативный правовой акт Управление и прокуратура могут давать противоположные заключения, то есть одно положительное, а второе отрицательное, устанавливающее противоречие федеральному законодательству.
Одной из причин возникновения противоречивости позиции прокуратуры и Управления на соответствие законов Забайкальского края федеральным законам является разный подход в правоприменительной практике специалистов этих органов государственной власти.
Данное обстоятельство подтверждает необходимость формирования единого подхода правоприменительной практики среди специалистов всех органов государственной и муниципальной власти, и прежде всего в Управлении, прокуратуре и Законодательном собрании Забайкальского края.
Наиболее возможным вариантом выработки единого подхода в правоприменительной практике среди специалистов Управления, прокуратуры и Законодательного собрания Забайкальского края является механизм создания рабочих групп по инициативе разработчиков законопроекта с обязательным участием представителей Управления, прокуратуры и Законодательного собрания Забайкальского края и научного сообщества.
Например, Закон Забайкальского края от 31 марта 2015 года № 1140-ЗЗК «О публичном обсуждении проектов нормативных правовых актов Забайкальского края» устанавливает правовые и организационные основы проведения публичного обсуждения проектов нормативных правовых актов Забайкальского края на добровольной и безвозмездной основе как для физических, так и для юридических лиц.
В пункте 3 статьи 2 Закона Забайкальского края от 4 марта 2010 года № 335-ЗЗК «Об Общественной палате Забайкальского края» предусмотрено участие Общественной палаты Забайкальского края в разработке проектов нормативных правовых актов Забайкальского края, где члену Общественной палаты возмещаются расходы, связанные с осуществлением им полномочий члена Общественной палаты, и устанавливаются компенсации из расчета среднестатистической заработной платы на территории Забайкальского края с учетом индекса потребительских цен (пункт 3 статьи 8).
Порядок возмещения расходов, размер и порядок выплаты компенсаций определяются Постановлением Правительства Забайкальского края от 15 марта 2011 года № 70 «Об утверждении Положения о порядке возмещения расходов, размере и порядке выплаты компенсаций членам Общественной палаты Забайкальского края, связанных с осуществлением ими полномочий члена Общественной палаты», где в пункте 23 закреплено, что члену Общественной палаты по его письменному заявлению выплачивается компенсация за фактически подтвержденную потерю заработка в связи с привлечением к участию в работе рабочих групп Общественной палаты при подготовке законопроекта.
То есть для представителей общественных объединений предусмотрен правовой механизм по их участию в законотворческом процессе, а для
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ», 05.12.1994, № 32, ст. 3301.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, № 25, ст. 2954.
4. Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 18.10.1999, № 42, ст. 5005.
5. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 20.11.1995, № 47, ст. 4472.
6. Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» // Собрание законодательства РФ, 02.08.2010, № 31, ст. 4179.
7. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2007. № 31. Ст. 4006; СЗ РФ. 2017. № 49. Ст. 7328.
8. Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 18.10.1999, № 42, ст. 5005.
9. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» // Собрание законодательства РФ, 15.01.1996, № 3, ст. 145.
10. Закон Воронежской области от 12 марта 2008 г. № 4-ОЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Воронежской области») // Собрание законодательства Воронежской области. 2008. № 3. Ст. 55; Информационная система «Портал Воронежской области в сети Интернет». URL: http://www.govvrn.ru. 2017. 6 июня.
11. Закон Саратовской области от 3 декабря 2009 г. № 201-ЗСО «О развитии малого и среднего предпринимательства в Саратовской области» // Собрание законодательства Саратовской области. 2009. № 30. Ноябрь - декабрь; Собрание законодательства Саратовской области. 2017. № 12. Октябрь.
12. Федеральный закон от 28.08.1995 № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 28.08.1995, № 35, ст. 3506. Утратил силу.
13. Постановление Правительства РФ от 02.08.2001 № 576 «Об утверждении Основных требований к концепции и разработке проектов федеральных законов» // Собрание законодательства РФ, 06.08.2001, № 32, ст. 3335.
14. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2003 г. № 13-П «По делу о проверке конституционности положений статей 115 и 231 ГПК РСФСР, статей 26, 251 и 253 ГПК Российской Федерации, статей 1, 21 и 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в связи с запросами Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан, Государственного Совета Республики Татарстан и Верховного Суда Республики Татарстан» // СПС «КонсультантПлюс».
15. Алферов В.В. Совершенствование конституционно-правового механизма реализации права человека и гражданина на предпринимательскую деятельность // Современное право. 2016. № 7. С. 38.
16. Гвоздева О.М. Конституционное право на предпринимательскую деятельность в современной России: теоретический аспект // Конкурентное право. 2014. № 4. С. 6.
17. Гошуляк В.В. Теоретические проблемы единства системы конституционного законодательства Российской Федерации // Журнал российского права. 2001. № 6. С. 68 - 69.
18. Зорина Я.А. Конституция (устав) субъекта Российской Федерации как источник конституционного права: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Белгород, 2008. С. 9.
19. Ливеровский А.А. О «юридико-технической правке» конституционного текста: внесение изменений в Устав Санкт-Петербурга // Государство и право. 2010. № 9. С. 98.
20. Наумкина В.В. Конституция республики в составе Российской Федерации как источник права // Конституционное и муниципальное право. 2018. № 6. С. 34 - 36.
21. Тарибо Е.В. Некоторые проблемы развития судебного нормоконтроля в России (в аспекте проверки конституционности регионального законодательства) // Российский судья. 2018. № 9. С. 52 - 59.
22. Ткаченко Н. Статистический анализ федерального законодательства. М.: Центр стратегических разработок, 2017.
23. Тюнина И.И., Шелудякова Т.В. Правовое регулирование конституционного права на предпринимательскую деятельность в законодательстве субъектов Российской Федерации (на примере Саратовской и Воронежской областей) // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2018. № 3. С. 23.
24. Шахрай С.М. Конституционное право Российской Федерации: учебник для академического бакалавриата и магистратуры. 4-е изд., изм. и доп. М.: Статут, 2017. 624 с.