Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Новому строительству на территории города и его внутригородских районов сопутствует деятельность в сфере благоустройства, которая должна быть грамотно организована и скоординирована с программами в сфере комплексного благоустройства.
Система управления благоустройством территорий города включает в себя систему реализации комплекса программ Правительства города Санкт-Петербург, составные части которых имеют между собой тесные связи. В этом аспекте управление благоустройством означает координацию работ органов власти города и отраслевых организаций и предприятий, осуществляющих деятельность в этой сфере управления городским хозяйством.
Актуальность исследуемой темы определяется необходимостью оперативно решать вопросы создания качественной, благоустроенной и комфортной городской среды.
Целью работы является исследование проблем взаимоотношений федеральных и региональных органов государственного управления.
Объектом исследования являются взаимоотношения федеральных и региональных органов государственного управления.
Предметом исследования является проект подпрограммы муниципальной программы («Благоустройство общественных территорий города Санкт-Петербург»).
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. Определить и описать понятия, назначение и структуру муниципальной программы;
2. Рассмотреть нормативно-правовые основы разработки муниципальной программы;
3. Рассмотреть краткую характеристику и проанализировать текущее состояние сферы реализации подпрограммы (за предыдущие 2 года);
4. Определить степень согласованности сферы реализации подпрограммы с документами стратегического планирования регионального и федерального уровня ;
5. Определить основные проблемы развития сферы реализации подпрограммы и их решения программно-целевым методом;
6. Проанализировать паспорт подпрограммы муниципальной программы;
7. Описать основное содержание подпрограммы муниципальной программы («Благоустройство общественных территорий города Санкт-Петербург»).
8. Разработать рекомендации по взаимодействию федеральных и региональных органов государственного управления.
Методы исследования: работа основана на системном подходе, в рамках которого был использован сравнительный метод. В рамках социологического подхода использовались такие методы, как анализ документов и статистических данных.
Теоретическая и эмпирическая база исследования.
Теоретическую базу исследования составили положения трудов отечественных и зарубежных ученых в отношении полномочий органов исполнительной власти в области благоустройства территорий.
В работе также использовались нормативные и правовые акты, регламентирующие вопросы взаимодействия представительных органов с населением.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
(на примере г. Москвы и г. Санкт-Петербург)
1.1. Понятие, назначение и структура муниципальной программы
После распада СССР перед Россией встала сложная задача, которая предполагала реформирование российской государственности. Существующая жёсткая система централизованной власти, основные функции которой выполнял партийный аппарат – распалась. Необходимо было построить систему управления, которая была более новой с учётом регионального разнообразия, а также колоссальных расстояний и национальных особенностей.
Территориальное управление и организация власти отождествляется с управлением в административных границах субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. То есть, это управление в пределах территорий конкретных республик, краёв, областей, городов, районов, сел и посёлков. Управление является сферой деятельности федеральных органов власти, органов власти субъектов федерации и местного самоуправления, что действует на определённой территории, курирует все подведомственные отрасли и сферы деятельности.
Стоит подчеркнуть, что формирование системы местных органов государственной власти и, а также органов местного самоуправления происходит в соответствии с административно-территориальным делением субъектов Федерации.
Действующая до сегодняшнего дня система административно-территориальных единиц сложилась в период советского прошлого, когда административно-территориальное разделение Российской империи (губерния – уезд – волость) было заменено новыми единицами. Ими стали: (край) – округ – район, а затем, после ликвидации округов – область (край) – район.
Территориальное управление органами власти в России осуществляется на трёх уровнях: федеральном, субъектов Федерации и местного самоуправления. Федеральное управление распространяется на всю территорию Российской Федерации. Оно является централизованным и обеспечивает единообразие и дифференциацию с учётом особенностей территории [1].
В своей основе оно носит общий характер, то есть выражается в установлении общих принципов и правил. Огромные размеры страны, разнообразие социально-экономических структур, климатических, исторических, культурных и религиозных факторов требуют гибкого сочетания общефедеральных и региональных интересов.
Территориальное управление органами власти субъектов федерации и органами местного самоуправления осуществляется на местах в рамках государственного управления Российской Федерации. Оно имеет свою организационно-правовую самостоятельность и распространяется только на подведомственной территории и сферы деятельности, отнесённые к компетенции этих органов власти.
Благоустройство неразрывно связано с градостроительным развитием Москвы, являясь одним из важнейших его составных частей, поэтому нормативная база, регулирующая градостроительную деятельность, имеет непосредственное отношение к благоустройству.
Основным документом, регулирующим градостроительное планирование, застройку, благоустройству города, развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктур является Градостроительный кодекс РФ [2].
Кодекс определяет компетенцию органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов Федерации, права и обязанности граждан и юридических лиц в области градостроительной деятельности, роль градостроительной документации и градостроительных регламентов в регулировании использования территории РФ, ответственность за нарушение законодательства России о градостроительстве, обеспечивает правовые условия для создания благоприятной среды проживания людей.
К основным нормативным градостроительным документам федерального значения относятся: закон «Об архитектурной деятельности в РФ», закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ, закон «Об охране окружающей среды», Лесной кодекс, закон «Об особо охраняемых территориях» и др.
В 1997 году Правительство Москвы утвердило концепцию разработки законодательной базы градостроительства Москвы, определившую состав и последовательность разработки законов и нормативно-правовых актов Москвы в области градостроительства. В соответствии с ней разработан и утвержден Московской городской Думой закон «О составе, порядке разработки и принятия Генерального плана развития города Москвы»[3].
Основным законодательным документом, определяющим цели и задачи градостроительного развития территории города Москвы, градостроительное назначение и комплексное благоустройство территорий, является Генеральный план развития Москвы на период до 2025 года, где зафиксирована целевая ориентация градостроительного развития на развитие территорий Природного комплекса, т.е. территорий рекреации.
Генеральный план опирается на совокупность правовых норм, установленных федеральными и городскими законами, и обеспечивает их выполнение градостроительными средствами.
Являясь главным видом градостроительной документации о градостроительном планировании, Генплан содержит такие положения, как цель и задачи градостроительного развития территории города Москвы, градостроительное назначение территории, направления и характеристики изменения градостроительного назначения территории, первоочередные установки градостроительного развития, полномочия органов государственной власти города в обеспечении реализации и актуализации Генплана [4].
Положения градостроительного развития Москвы являются основой для разработки градостроительных планов территориальных единиц города Москвы, проектов планировки, территориальных схем, градостроительных обоснований городских программ строительства, обоснование детальных характеристик территориальных регламентов на последующих стадиях градостроительного планирования, осуществления мероприятий по приведению использования территории в соответствие с установленным градостроительным назначением.
Ориентация Генерального плана на развития территорий Природного комплекса, таким образом, осуществляется и в градостроительных планах развития административных округов, районов и других территориальных единиц города Москвы. Особо значимым документом, в сфере использования территорий для целей рекреации, является градостроительный Кодекс Москвы, которым установлены режимы пользования территориями Природного комплекса города [5].
Основным документом отраслевого планирования развития и размещения объектов комплексного благоустройства является Генеральная схема комплексного благоустройства города, утвержденная постановлением Правительства Москвы от 2 сентября 2003 года № 746-ПП.
В целях детализации положений Генеральной схемы комплексного благоустройства разрабатываются – укрупненные схемы комплексного благоустройства территорий административных округов, районов, микрорайонов.
Нормы и правила обязательны при создании объектов благоустройства, контроле за осуществлением мероприятий благоустройства на территории города и эксплуатации благоустроенных территорий. Действие норм и правил распространяется на сложившиеся, реконструируемые, вновь застраиваемые территории города Москвы.
Проектирование комплексного благоустройства на территории города Москвы обеспечивает требования охраны здоровья человека, исторической и природной среды,
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ (ред. от 23.06.2016)
2. Закон г. Москвы от 30.04.2014 № 18 «О благоустройстве в городе Москве»
3. Закон г. Москвы от 05.05.2010 № 17 (ред. от 26.10.2011) «О Генеральном плане города Москвы»
4. Закон г. Москвы от 25.06.2008 № 28 «Градостроительный кодекс города Москвы»
5. Закон г. Москвы от 11.07.2001 № 34 «О государственных целевых программах в городе Москве»
6. Закон г. Москвы от 11.07.2012 N 39 (ред. от 27.01.2016) «О наделении органов местного самоуправления муниципальных округов в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы»
7. Закон города Москвы от 30 апреля 2014 года № 18 «О благоустройстве в городе Москве» (с изменениями на 16 декабря 2015 года)
8. Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга – https://gov.spb.ru/
9. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ (ред. от 23.06.2016)
10. Приказ Председателя Москомархитектуры от 26.06.2007 № 122 «О Методических рекомендациях по разработке укрупненных схем комплексного благоустройства территорий административных округов города Москвы, районов и микрорайонов»
11. Федеральный закон от 17.11.1995 № 169-ФЗ (ред. от 19.07.2011) «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации»
12. Федеральный закон от 14.03.1995 № 33-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об особо охраняемых природных территориях» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015)
13. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 05.04.2016, с изм. от 23.06.2016) «Об охране окружающей среды»
14. Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ (ред. от 09.03.2016) «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»
15. Закон Санкт-Петербурга от 23.09.2009 N 420-79 (ред. от 03.07.2017) «Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге» (принят ЗС СПб 23.09.2009).
16. Кириченко Е.И. Пространственная организация жилых комплексов Москвы и Петербурга в начале XX в. // Архитектурное наследство. – 1972. – № 19. – С. 118-136.
17. Коржев М.П. Озеленение советских городов / М. П. Коржев. – М.: Литература по строительству и архитектуре, 1954. – 188 с.
18. Кузьмин А.В. Градостроительство Москвы: 90-е годы / под ред. А. В. Кузьмина. – М.: АО «Московские учебники и картолитография», 2000. – 280 с.
19. Лунц Л. Б. Городское зеленое строительство / Л. Б. Лунц. – М.: Издательство литературы по строительству, 1966. – 248 с.
20. Лунц Л. Б. Городское зеленое строительство / Л. Б. Лунц. – М.: Стройиздат, 1974. – 275 с.
21. Лунц Л. Б. Зеленое строительство / Л. Б. Лунц. – М.: Гослесбумиздат, 1952. – 444 с.
22. Морунова Г. В. Теория, законодательство и практика организации муниципальных финансов в трансформационной экономике / Г. В. Морунова. – СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2016. – 153 с.
23. Кузьмин А.В. Градостроительство Москвы: 90-е годы / под ред. А. В. Кузьмина. – М.: АО «Московские учебники и картолитография», 2000. – 280 с.
24. Шепелев Н. и Шумилов М. Реконструкция городской застройки. – М.: Высшая школа, 2000. – 271 с.
25. https://www.kp.ru/guide/blagoustroistvo-i-ozelenenie-gorodskikh-territorii.html.