Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Пространственные представления являются необходимым условием социальной жизни человека, формой отражения окружающего мира, фактором успешного познания и активного преобразования действительности. Свободное оперирование пространственными образами является тем фундаментальным умением, которое объединяет разные виды деятельности.
В последнее время отмечается рост количества младших школьников с особыми образовательными потребностями. Из них самую большую категорию представляют дети с выраженными интеллектуальными нарушениями. У школьников данной категории отмечается значительное отставание и своеобразие в развитии мыслительной деятельности, которое проявляется в несформированности таких операций, как анализ, синтез, в низком уровне развития абстрактного мышления. Они не умеют сравнивать предметы и выделять их существенные признаки, делать обобщение.
У большинства детей с умственной отсталостью недостаточно сформированы пространственные и временные представления. Н. Ф. Кузьмина Сыромятникова, М. Н. Перова, В. В. в своих работах указывают на то, что младшие школьники с выраженными интеллектуальными нарушениями не владеют необходимой лексикой, определяющей признаки предметов по величине, употребляемые детьми слова часто не отвечают предметному содержанию. Дети не понимают слов-наречий и предлогов, указывающих на положение предметов на плоскости и в пространстве. В свою очередь развитие пространственных представлений находится в центре формирования познавательной деятельности и выступает одной из главных предпосылок при овладении письменной речью.
Целью данного исследования является изучение формирования пространственных представлений младших школьников с умственной отсталостью.
Объект исследования - пространственные представления младших школьников с умственной отсталостью.
Предмет исследования - особенности формирования пространственных представлений младших школьников с умственной отсталостью.
Цель исследования определили следующие задачи:
1. проанализировать медицинскую, психологическую, педагогическую литературу по данной проблеме для определения степени ее разработанности;
2. выявить особенности формирования пространственных представлений младших школьников с умственной отсталостью.
3. Рассмотреть особенности формирования пространственных представлений у младших школьников с умственной отсталостью.
Теоретическую основу работы составили: исследования в области коррекционно-педагогической работы с детьми с общим недоразвитием речи (Г.В. Чиркина, Р.Е. Левина, Р.И. Лалаева, В.К. Воробьева, Т.Б. Филичева); исследования, в которых выделены предпосылки овладения письменной речью (А.П. Воробьева, Л.С. Цветкова, Р.И. Лалаева).
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: изучение и теоретический анализ медицинской, психологической, педагогической литературы.
Глава 1. Научно-теоретические основы изучения пространственных представлений у младших школьников с умственной отсталостью
1.1 Изучение проблемы пространственных представлений в отечественной литературе
Ориентировка в пространстве лежит в основе познавательной деятельности человека. Именно по этой причине проблема пространственного ориентирования, формирования представлений о пространственных понятиях является актуальной проблемой в области педагогики, психологии, олигофренопедагогики и др.
Рассматривая предпосылки развития пространственных представлений, в качестве первой можно выделить накопление чувственных знаний о предметах окружающего мира. Второй является присваивание пространственных признаков вещам и понимание пространственных отношений между ними.
Развитие пространственных представлений тесно связано с познавательной деятельностью человека. В дошкольном возрасте формирование восприятия пространства подчинено общим закономерностям онтогенеза человека, которое заключается в усвоении, овладении специальным опытом, накопленным предшествующим поколением.
В философских, психолого-педагогических исследованиях выявляется исключительное значение сформированности пространственных представлений для построения целостной картины мира, осознания своего места в нём. Ориентировка в пространстве охватывает все сферы взаимодействия ребенка с окружающим, таким образом оказывая влияние на развитие самосознания, что, как известно, является неотъемлемой частью социализации личности.
Под пространственными представлениями мы понимаем представления о пространственных и пространственно-временных свойствах и отношениях: величине, форме, относительном расположении объектов, их поступательном и вращательном движении и т. д. Такое определение дано в Большом психологическом словаре [21,с.45]. По мнению А. Р. Лурия, пространственные представления — это деятельность, включающая в себя определение формы, величины, местоположения и перемещения предметов относительно друг друга и собственного тела, относительно окружающих предметов.
Ориентировка в пространстве совершенствуется в процессе всей жизни человека под влиянием обучения и накопления практического опыта.
Пространственная ориентировка — это восприятие и отражение человеком различных признаков окружающих предметов посредством взаимосвязанной деятельности анализаторной системы (Б. Г. Ананьев).
По мнению Н.Е. Веракса пространственные представления – это деятельность, включающая в себя определение формы, величины, местоположения и перемещения предметов относительно друг друга и собственного тела, относительно окружающих предметов. Пространственные представления имеют большую роль во взаимодействии человека с окружающей средой, являясь необходимым условием ориентировки в ней человека [6, с. 13].
В словаре «Общей психологии» А.В. Петровского формулируются следующие понятия: ориентировочная деятельность – совокупность действий субъекта, направленных на активную ориентировку в ситуации, ее обследование, планирование, контроль и регуляцию поведения. Пространственные представления – это представления о пространственных и пространственно-временных свойствах, и отношениях: величине, форме, относительном расположении объектов, их поступательном или вращательном движении и пр. Пространственные представления – необходимый элемент познания и всей практической деятельности человека. Хорошее развитие пространственных представлений является необходимой предпосылкой любой практической, изобразительно-художественной, спортивной и многих других видов деятельности. Развитие пространственных представлений ребенка начинается с первых месяцев жизни и является важнейшим показателем его умственного и сенсомоторного развития [21, 36].
Пространственные представления – это образы памяти или образы воображения, в которых представлены по преимуществу пространственные характеристики объекта: форма, величина, взаимоположение составляющих его частей, расположение его на плоскости или в пространстве. Еще до школы дети накапливают большое число представлений о форме, величине и взаимном расположении различных предметов на плоскости и в окружающем пространстве. Но так как опыт детей и накопление терминологии носят случайный и эпизодический характер, то осознанного понимания отношений между предметами, выражаемыми словами «одинаковые», «различные», «больший», «меньший», «справа», «слева», «между» и другими у детей до поступления в школу, как правило, нет.
Проблема ориентации человека в пространстве достаточно многогранна. Она включает как представления о размерах, форме предметов, так и способность различать расположение предметов в пространстве, понимание различных пространственных отношений. В формировании пространственных представлений и способов ориентации в пространстве участвуют различные анализаторы (кинестетический, осязательный, зрительный, слуховой, обонятельный).
Элементарный уровень развития восприятия создает частично первич-ную базу для формирования речи. Позже речь начинает оказывать суще-ственное влияние на развитие процессов восприятия, уточняя и обобщая их (Б.Г. Ананьев, Е.Ф. Рыбалко [5], Л.С. Выготский [36], А.Р. Лурия [8]).
Л.С. Выготский писал, что развитие внешнего восприятия при пере-ходе от младенческого возраста к раннему детству является переходом ребенка от бессловесного, несмыслового восприятия к словесному и смы-словому восприятию [33,с.56]. Степень вербализованности пространственных представлений у детей не только отражает уровень их речевого развития, но и характеризует способность выделять и осознавать пространствен¬ные
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Бадалян, Л. О. Детская неврология [Текст]: учеб. пособие / Л. О. Бадалян. - М.: МЕДпресс, 2016. - 608 с.
2. Бадалян, Л. О. Невропатология [Текст] : учебник для студентов вузов / Л. О. Бадалян. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1987. - 317 с.
3. Левченко, И. Ю. Детский церебральный паралич: коррекционная развивающая работа с дошкольниками [Текст] / И. Ю. Левченко, О. Г. Приходько, А. А. Гусейнова. - М.: Книголюб, 2008. - 175 с.
4. Люблинская, А. А. Очерки психического развития ребенка [Текст] А. А. Люблинская; Моск. гос. заоч. пед. ин-т. - М.: Просвещение, 1965. - 363 с.
5. Мамайчук, И. И. Динамика некоторых видов познавательной деятельности дошкольников с церебральным параличом [Текст] / И. И. Мамайчук // Дефектология. - 1976. - № 3. - С. 29-35.
6. Мартынюк, В. Ю. Бобат-терапия - это образ жизни [Текст] / В. Ю. Мартынюк, Л. П. Яковлева // Жизнь с ДЦП. - 2012. -№ 1. - С. 8-10.
7. Мусейибова, Т. А. Развитие пространственных ориентировок у детей дошкольного возраста [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Т. А. Мусейибова; Ленингр. гос. пед. ин-т им. А. И. Герцена. - Л.: [б.и.], 1964. - 19 с.
8. Основы реабилитации двигательных нарушений по методу Козявкина [Текст] / В. И. Козявкин [и др.]. - Львiв: НВФ “Украшсью технолоп!”, 2007. - 192с.
9. Полетаева, Н. А. Абилитация детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом в процессе педагогического сопровождения их семей [Текст] / Н. А. Полетаева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2012. - № 4. - С. 63-66.
10. Потапчук, А. А. Адаптивная физическая культура в работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата (при заболевании детским церебральным параличом) [Текст] / А. А. Потапчук, И. П. Машаду. - СПб. : СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 2003. - 228 с.
11. Приходько, О. Г. Ранняя помощь детям с церебральным параличом в системе комплексной реабилитации [Текст] : монография / О. Г. Приходько. - СПб. : РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. - 208 с.
12. Романович, О. А. Психоречевая диагностика детей 3-7 лет. [Текст] О. А. Романович, Е. П. Кольцова. - Волгоград: Учитель, 2012. - 63 с.
13. Семенова, К. А. Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей [Текст] / К. А. Семенова, Е. М. Мастюкова, М. Я. Смуглин. - М.: Медицина, 1972. - 328 с.
14. Семенова, К. А. Лечение двигательных расстройств при детских церебральных параличах [Текст] / К. А. Семенова. - М.: Медицина, 1976. - 185 с.
15. Семенова, К. А. Проблема восстановительного лечения детского церебрального паралича [Текст] / К. А. Семенова // Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. - 2012. - № 7. - С. 9-13.
16. Смирнова, И. А. Специальное образование дошкольников с ДЦП. [Текст] : учеб.-метод. пособие / И. А. Смирнова ; Ленингр. гос. обл. ун-т им. А. С. Пушкина. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. - 160 с.
17. Специальная дошкольная педагогика: учебник [Текст] / [Е. Р. Баенская, [и др.] ; под ред. Е. А. Стребелевой. - 2 изд., перераб. и доп. - М.: Академия, 2013. - 352 с.
18. Терапия с основами реабилитации [Текст] / Н. И. Артишевская [и др.] - Минск: Вышэйшая школа, 1998. - 377 с.
19. Титова, О. В. Формирование пространственных представлений у умственно отсталых младших школьников с тяжелыми проявлениями детского церебрального паралича [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.03 / О. В. Титова; Моск. пед. гос. ун-т. - М., 2002. - 178 с.
20. Топоркова, Н. А. Мониторинг формирования двигательных навыков у детей дошкольного возраста с ДЦП [Текст] / Н. А. Топоркова // Адаптивная физическая культура. - 2012. - № 3. - С. 36-37.
21. Финни, Н. Р. Ребенок с церебральным параличом: помощь, уход, развитие [Текст] : кн. для родителей / Н. Р. Финни ; пер. с англ. Ю. В. Липес, А. В. Снеговской ; под ред. и с предисл. Е. В. Клочковой. - М.: Теревинф, 2009. - 336 с.