Фрагмент для ознакомления
2
Патриотическое воспитание является одним из важнейших направлений воспитательной работы в современном обществе. Целью патриотического воспитания является создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, укрепление знаний о истории и культуре России.
Об актуальности патриотического воспитания свидетельствует принятая Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы», которая разработана на основе приумноженных за последние десятилетия знаний, опыта и традиций патриотического воспитания и «Стратегия развития системы патриотического воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» в которой говорится, что патриотическое воспитание – это социально-обусловленное становление личности гражданина, патриота своей страны, духовно-нравственной и ответственной за судьбу своего Отечества.
Патриотическое воспитание рассматривали известные философы, педагоги, психологи (А.Н. Радищев, В.А. Сухомлинский, В.Г. Белинский, Н.Ф. Виноградова, Н.К. Крупская, С.А. Козлова, К.Д. Ушинский, Р.И. Жуковская).
Процесс патриотического воспитания нужно начинать как можно раньше, так как еще в школе происходит развитие духовной основы личности и культурно-исторических ориентаций нравственности личности, развитие ее чувств, мышления, эмоций, механизмов приспособления в обществе, начинается процесс культурно-национального самоопределения, осознание себя в окружающем мире. О важности приобщения человека к культуре своей родине написано много, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому молодежи необходимо знать и изучать историю. Именно акцент на знание народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Объект исследования: патриотическое воспитание.
Предмет исследования: формирование патриотизма воспитанников кадетских корпусов.
Цель исследования: изучить специфику формирования патриотизма у воспитанников кадетских корпусов.
Задачи исследования
1. Рассмотреть теоретические основы патриотического воспитания.
2. Выявить уровень сформированных основ патриотизма у воспитанников кадетских корпусов.
3. Разработать формы, методы и средства поэтапной образовательной работы, по формированию основ патриотизма у воспитанников кадетских корпусов.
1. Теоретические основы патриотического воспитания
1.1 Сущность патриотического воспитания
По мнению А.В. Азарова под понятием «воспитание» понимается «… процесс специально организованной деятельности воспитанников и педагогов по реализации целей образования в условиях образовательного процесса» [1, с. 21]. Он так определял задачу воспитателя: «…необходимо воспитывать из детей патриотов, на примерах из истории нашей Родины, подвести их к пониманию, что мы победили врагов, потому что любим свою Отчизну, учить быть внутри страны борцом со всем тем, что мешает ее развитию и процветанию» [1, с. 23].
Патриотическое воспитание в России одна из важнейших задач со времен возникновения педагогики. История человечества свидетельствует о важности вопроса патриотического воспитания, он являлся центральным в любом государстве. Еще в своё время Цицерон указывал на то, что обязанностью «идеального гражданина» должно быть обязательное следование справедливости, благородства и величия духа. Он утверждал: «Гражданин не должен вредить другим, нарушать чужую собственность или совершать иные несправедливости, он обязан оказывать помощь потерпевшим несправедливость и трудиться для общего блага» [4, с. 17].
Конфуций, в одном из своих положений утверждал, что «послушание и служение человека общине и государству, на основе любви и уважения к старшим по возрасту и социальному положению» [9, с. 107].
Главной целью, по мнению мыслителей, педагогов и философов средины 18 века, было утверждение, что цель патриотического воспитания, является идея государственности, служение отечеству 18, с. 24. К этому времени сформировался портрет идеального российского гражданина «… это свободная личность, которая обладает такими качествами, как готовность к преодолению препятствий и жизненных трудностей, мужество, готовность защищать Родину, достоинство, отвага и честь. Главным качеством личности российского гражданина является патриотизм» [8].
В.Г. Белинский говорил: «Нравственное совершенствование граждан стоит на первом месте гражданского воспитания, вначале необходимо воспитать человека, и лишь потом – гражданина. Нравственные основы человеческой личности, закладываются в семье, а задача учебных заведений – сделать их гражданами, членами государства» [7, с. 23].
Великий педагог К.Д. Ушинский утверждал: «… одной из характерных черт патриотического воспитания русского народа является развитие у детей глубоких знаний о своей Родине. Основанное на народности, воспитание должно приучить людей проявлять патриотизм всегда, повседневно и при выполнении гражданами своего общественного долга. Патриотическое воспитание призвано воспитать у детей чувство долга перед родиной, учить их всегда ставить общие интересы выше личных» [цит. по 29, с. 18].
Идея настоящего патриотизма в начале ХХ века рассматривалась обществом, как любовь к своему отечеству, его славным и печальным моментам, как высокая жизненная активная позиция гражданина, служащая славе и благу страны 1, с. 102.
Связь с традициями дореволюционной педагогики проявляется в научной и практической деятельности В.А. Сухомлинского. Прежде всего, содержание понятий «патриотизм», «гражданственность» он наполнил глубоким нравственным смыслом, рассматривая их в единстве с другими моральными ценностями, достоинством личности, национальным самосознанием. «Воспитать гражданина, – утверждал В.А. Сухомлинский, – значит воспитать настоящего человека» цит. по 29, с. 23.
Пробуждению духовного освобождения и национального самосознания человека способствовала Великая Отечественная война 1941-1945гг. Именно война вызвала у людей огромный прилив патриотических чувств, энергии и сил. С криком «За Родину» солдаты шли в бой, не задумываясь об опасности, главной их целью, было освобождение нашей страны от фашистов. Любовь к Родине, к семье подталкивала людей на подвиги, и привела к «Великой Победе» русского народа над фашизмом.
Такие известные педагоги, как: И.П. Волкова, А.А. Дубровский, Ш.А. Амоншвили, Е.Н. Ильина, В.Ф. Шаталова являются продолжателями идей В.А. Сухомлинского. В конце80-х – начале 90-х годов, изучением патриотического воспитания занимались такие педагоги как Р.Я. Мирский, Е.В Бондаревская, М.П. Чумакова, Н.М. Навайчик.
Особенно остро вопросы патриотического воспитания у молодежи и детей встали в XXI веке. Всему мировому сообществу, включая Россию, в качестве универсального образца устроения личности и государства в последние десятилетия навязывают рекомендованный стандарт, который заключается в преимуществе материальных ценностей и интересов над нравственными и духовными. В то время, как в России, традиции воспитания шли от дедов и прадедов 21, с. 40.
В толковом словаре русского языка, основным понятиям патриотического воспитания, даются следующие определения:
– отечество – страна, где человек родился и живет.
– патриот – человек любящий свою страну, свой народ и готов всегда стать на ее защиту;
– страна – территория, которая имеет свои границы и собственное государственное управление [26, с. 280].
Исследователи-педагоги считают, что современное человеческое сознание агрессивно, равнодушно, в нем мало места для гражданского долга для служения Родине 23, с. 7.
Патриотическое воспитание– это процесс, результатом которого является формирование основ патриотизма.
В основе педагогической теории патриотического воспитания лежат принципы, разработанные такими учеными, как: Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, многие исследователи называют их принципами народности. В дальнейшем, принципы народности использовались и дополнялись многими другими
Фрагмент для ознакомления
3
1. Азарова А. В. К вопросу об истории развития идеологии патриотизма в России / А. В. Азарова // Вестник военного университета. – 2010. – № 3. – С. 21-25.
2. Блонский П.П. Избранные педагогические сочинения. 2‐х т. Т.1. / под ред. А. В. Петровского – М.: Педагогика, 2009. – 304 с.
3. Божович Л. И., Конникова Т. Е. Нравственное формирование личности школьника в коллективе. – М.: Академия, 2010. – 312 с.
4. Власова В.Н. Система патриотического воспитания личности в школе этнокультуры/В.Н. Власова. - Новочеркасск, 2011. – 117 с.
5. Вырщиков А.Н. Военно-патриотическое воспитание молодежи / А. Н. Вырщиков, М. Б. Кусмарцев, В. И. Лутовинов. – Волгоград : ПринТерра, 2012. –322 с.
6. Гармаев Б.Б. Природа патриотизма и формы его проявления / Б.Б. Гармаев // Вестник Бурятского государ- ственного университета. – 2013. – № 6. – С. 120-124.
7. Гладких В.В. Гражданско-патриотическое воспитание молодежи в поликультурной среде вуза: системно-деятельностный подход: автореф. дисс. ... доктора. пед. наук: 13.00.05 / В. В. Гладких. –Тамбов, 2011. – 50 с.
8. Горбунов В.С. Патриотическое воспитание школьников в условиях городской системы образования/В.С. Горбунов. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13- 00-01/dissertaciya-patrioticheskoe-vospitanie-shkolnikov-v-usloviyah-gorodskoysistemy-obrazova niya. – Дата доступа: 17.01.2016.
9. Горелик Ф. Б. Воспитывая гражданина, формируя мировоззрение. Из опыта работы : кн. для учителя/Ф.Б. Горелик. – М.: Просвещение, 2011. – 208 с.
10. Данилюк А. Я. Концепция духовно нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, В. А. Кондаков, В. А Тишков. – М. : Издательство «Просвещение», 2009. – 89 с.
11. Дьяченко В. В. Теория и практика патриотического воспитания в России: дис. … д‐ра пед. Наук/В.В. Дьяченко. – М: Академия, 2011. – 348 с.
12. Евдокимова Ю. Н. Система военно-патриотического воспитания как условие становления личности воспитанников военных образовательных учреждений высшего профессионального обучения (ВОУ ВПО) ВВ МВД РФ : автореф. дис. … канд. пед. наук / Ю. Н. Евдокимова. – Саратов: Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского, 2011. – 29 с.
13. Емец В. С. Исторический опыт формирования ценностных ориентаций военных кадров / В. С. Емец // Материалы межвузовской научно-практической конференции. – М. : МПИ ФСБ РФ, 2014. – С. 23-29.
14. Жердев В.В. Сущность и особенности военно-патриотической подготовки в современных условиях/В.В. Жердев/ Известия Саратовского университета. 2014. Т.10. Сер. Философия. Психология. Педагогика. Вып. 2. – С. 102 – 106.
15. Жиляев А. А. Воспитание патриотизма у военнослужащих внутренних войск МВД России при выполнении служебно-боевых задач в вооруженных конфликтах. Автореф. … дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / А.А. Жиляев. – М., 2012. – 34 с.
16. Ипполитова Н.В. Патриотическое воспитание учащихся. Учебное пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов. – 2-е изд., доп/Н.В. Ипполитова. – Шадринск: ШГПИ, 2005. – 84 с.
17. Карабаш Д. В. Формирование ценностно-мировоззренческой культуры личности воспитанников в процессе обучения в вузе МВД России : автореферат дис. . канд. пед. наук : 13.00.08 / Д. В. Карабаш ; Краснодар. гос. ун-т культуры и искусств. - Краснодар, 2012. - 31 с.
18. Котова И. Б. Общая психология : учеб. пособие / И. Б. Котова, О. С. Канаркевич. – М. : Дашков и К° ; Ростов н/Д : Академ. центр, 2011. – 480 с.
19. Костылев С. В. Влияние нравственных ценностей на формирование мировоззрения воспитанников различных национальностей / С. В. Костылев // Мир образования – образование в мире. – 2011. – № 1(41). – С. 89-94.
20. Кусмарцев М. Б. Феномен российского патриотизма и современное образование /М.Б. Кусмарцев// Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. – 2012. – № 4. – С.116-121.
21. Лутовинов В.И. О концептуальных подходах к патриотическому воспитанию учащейся молодежи/ В.И. Лутовинов, М. Резаков // Власть. – 2010. – № 5. – С. 38-41.
22. Макаренко А. С. Воспитание гражданина / сост. Р. М. Бескина, М. Д. Виноградова – М.: Просвещение, 2011. – 304 с.
23. Микрюков В. Патриотизм: к определению понятия/ В. Микрюков // Воспитание школьников. – 2011. – №5. – С. 2-8.
24. Минаков В.А. Патриотизм и национализм / В.А.Минаков // Социальные процессы в современной Западной Сибири. – Горно-Алтайск, 2009. – С. 182-185.
25. Мудрик А. В. О воспитании старшеклассников: кн. для классных руководителей. – 2‐е изд., доп. и перераб/ А.В. Мудрик. – М.: Просвещение, 2011. – 176 с.
26. Ожегов С.И. Словарь русского языка/ под ред. Н.Ю. Шведовой. – М.: Русский Язык, 2011. – 797 с.
27. О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы». - Электронный ресурс. – Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/8qqYUwwzHUxzVkH1jsKAErr
x2dE4q0ws.pdf - Дата обращения: 21.10.2020.
28. Снопко Н.М. Психологические механизмы и педагогические основы патриотического воспитания в системе профессионального образования: автореф. дисс. ... докт. пед. наук. – М., 2014. – 47 с.
29. Теория и практика воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации : учеб. пособие / под ред. И. А. Алехина. – М: ВУ, 2013. – 95 с.