Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Общество не стоит на месте, оно стремительно развивается. Изменения, которые регулярно происходят в жизни общества, затрагивают все сферы жизни. Образование - это неотъемлемая часть того, что нужно людям сегодня. Жизненные ориентиры задают самые последние задачи в процессе обучения. Одним из главных вопросов прогресса отечественной сферы образования является воспитание конкурентоспособного человека, обладающего универсальными компетенциями, необходимыми в различных жизненных обстоятельствах.
Необходимо пересмотреть подходы к проектированию и реализации процессно-технологической составляющей образовательного процесса. Это, в свою очередь, актуализирует проблему выбора методов и технологий обучения, обеспечивающих реализацию требований Федерального государственного образовательного стандарта средствами предметной области "математика".
Качество учебного процесса в первую очередь зависит от качества организации основной формы обучения — урока. Трудно организовать усвоение школьной программы без правильно подобранных и усовершенствованных методов обучения. Методы обучения и воспитания должны совершенствоваться для эффективного вовлечения младших школьников в активный познавательный процесс, в учебную деятельность. Рационально подобранные современные методы помогут научить обучающихся стремиться к получению знаний без посторонней помощи, сформировать интерес к предмету
В системе образования особое место занимает начальный этап обучения, который закладывает фундамент для будущих знаний. Переход к рыночным отношениям, приведший к коренным изменениям в обществе, требует новой перестройки воспитательных функций общеобразовательных школ и, конечно же, совершенствования образовательного процесса.
Проблема выбора методов обучения является одной из важнейших в педагогической науке и в практике школьного образования, поскольку методика обучения является основным инструментом, с помощью которого учитель знакомит учащихся с основами науки, развивает их познавательные способности, обеспечивает личностное развитие, формирует научное мировоззрение.
Проблема методики обучения является одной из основных в педагогической науке и в практике школьного обучения, поэтому так же, как и методы обучения являются основными средствами, с помощью которых учитель знакомит учащихся с основами наук, формирует их познавательные способности, гарантирует формирование личности, формирует научное мировоззрение.
В настоящее время учитель начальных классов обеспечен достаточно широким спектром различных программ начального образования, систем и учебных пакетов. Однако практика показывает, что, изменяя только содержание, оставляя неизменной технологию, невозможно добиться положительных результатов обучения.
Работая на различных курсах традиционной системы, педагоги стали внедрять в свою практику инновационные технологии, способствующие формированию у детей ключевых компетенций, что приводит к успеху учащихся в современном обществе. Среди множества современных образовательных технологий выделяются технологии личностно-ориентированного, развивающего и проблемного обучения, а также игровые, проектные, здоровьесберегающие и информационно-коммуникационные технологии.
Методы обучения являются неотъемлемым элементом образовательного процесса. Наряду с целями, содержанием, формами и методами обучения, средства обучения являются одним из основных компонентов дидактической системы [8].
Главная задача учителя-сделать предмет интересным для ребенка, заставить его увидеть за формулами и теоремами реальные живые природные явления. Использование современных педагогических мультимедийных технологий в школах требует современных технических средств обучения, способных обогатить педагогический и технологический инструментарий педагогов, исключив рутинную работу. Каждый учитель заинтересован в том, чтобы в его классах были современные технические средства обучения и практические учебные пособия.
Различные методы обучения имеют различные цели и функции, а также выполняют широкий спектр дидактических функций. Сложность методической основы образовательного процесса предполагает подбор соответствующих методов.
Образовательный процесс включает в себя три основные функции: образовательную, воспитательную и развивающую. Методическая сложность образовательного процесса предполагает реализацию всех функций учебного процесса через методы обучения.
Цель исследования: определить методы обучения, используемые на уроках математики в начальной школе.
Объект исследования: процесс обучения математике младших школьников.
Предмет исследования: методы обучения, используемые на уроках математики в начальной школе.
Задачи исследования:
- рассмотреть теоретические основы использования методов обучения в начальной школе;
- рассмотреть особенности использования методов обучение на уроках математики.
Методологическую базу исследования составили труды Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, А. Дистервега, К.Д. Ушинского, Д. Дьюи, П.И. Пидкасистого, В.Ф. Шаталова, А.С. Макаренко и др.
Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, обобщение опыта.
Практическая значимость исследования заключается в том, что выводы и результаты курсовой работы могут быть использованы учителями начальных классов в процессе проведения уроков.
1.Теоретические основы использования методов обучения в начальной школе
1.1. Понятие о методах и приемах обучения
Для обучения используются различные методы. С греческого "метод" переводится как путь к чему-то, способ достижения цели.
В книге Л. Д. Столяренко "Психология и педагогика" [13] отмечается следующее: "Под методами обучения необходимо понимать способы деятельности преподавателя и учащихся, организацию учебно-познавательной работы обучающихся в соответствии с различными дидактическими задачами, ориентированными на освоение изучаемого материала."
Ю. К. Бабанский [1] считает, что " метод обучения называется методом высокоорганизованной взаимозависимой работы преподавателей и учащихся, направленной на решение учебных задач."
"Дошкольная педагогика" С. А. Козловой и Т. А. Куликовой [3] устанавливает методы обучения следующим образом: "это понятие представляет собой последовательные, взаимообусловленные способы деятельности педагога и обучаемых детей, которые ориентированы на достижение дидактической цели.
"Метод организации познавательной деятельности учащихся" - так Т. А. Ильина понимает метод обучения.
Из всех приведенных определений можно сделать вывод, что метод - это не только деятельность преподавателя, но и деятельность самих обучающихся, которая направляется и стимулируется специальными методами познавательной и практической деятельности. Таким образом, методы обучения отражают взаимосвязанную деятельность как преподавателей, так и обучающихся, направленную на решение дидактических задач.
Каждый метод состоит из определенных приемов учителя и учеников. В
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Бабанский, Ю. К. Избранные педагогические труды / [сост. М. Ю. Бабанский ; авт. вступ. ст. Г. Н. Филонов, Г. А. Победоносцев, А. М. Моисеев ; авт. коммент. А. М. Моисеев] ; Акад. пед. наук СССР. - М. : Педагогика, 1989. - 558 с.
2. Далингер, В. А. Методика обучения математике в начальной школе : учебное пособие для вузов / В. А. Далингер, Л. П. Борисова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 187 с.
3. Ильина, Т.А. Структурно-системный подход к организации обучения [Текст] : (Материалы лекций, прочит. в Политехн. музее на фак. программир. обучения) / Т. А. Ильина, д-р пед. наук ; Всесоюз. о-во "Знание". Политехн. музей и Межвед. науч. совет по проблеме "Программир. обучение". - Москва : Знание, 1972
4. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 3-е изд., исправ. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2001 - 416 с.
5. Коменский Я.А. Великая дидактика / Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т.1. – М.: Педагогика, 1982. – с.242-476.
6. Лернер И. Я. Урок – основная форма организации обучения. – В кн.: Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики. Учеб. пособие.. – М.: Просвещение, 1982
7. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб.пособие для студ.пед.вузов и системы повыш.квалиф.пед.кадров / Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е.Петров; Под ред. Е.С.Полат. - М.:Издательский центр «Академия», 2000. - 272с.
8. Педагогика: учебное пособие/под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Высшее образование, 2008. - 430с.
9. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и сред. пед.учеб. заведений / С.А.Смирнов, И.Б.Котова, Е.Н.Шиянов и др.; Под ред. С.А.Смирнова.- 4-е изд., испр.- М.: Издательский центр «Академия», 2015. - 512 с.
10. Педагогика: учеб. /Л.П. Крившенко (и др.); под ред. Л.П.Крившенко.- М.: Т К Велби, Изд-во Проспект, 2007.-432 с.
11. Пискунов А.И. Жизнь, деятельность и педагогическое наследие Я.А.Коменского / Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т.1. – М.: Педагогика, 1982. – с.7-24. – (Педагогическая библиотека).
12. Подласый И.П. Педагогика начальной школы: учеб. Для обучающихся пед. уч. и колледжей, обучающихся по группе специальностей «Образование». М.: ВЛАДОС, 2008.- с.36
13. Столяренко, Л. Д. Психология и педагогика : учебник для академического бакалавриата / Л. Д. Столяренко, В. Е. Столяренко. - 4-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2014. - 671 с.
14. Технические средства обучения и методика их использования: Учеб. Пособие для студ.высш. пед.учеб.заведений.- М.: Издательский центр «Академия », 2001.- 256 с.
15. Тулупова, О. В. Взгляды И. Ф. Гербарта на особенности профессиональной деятельности и личности педагога / О. В. Тулупова // Педагогическое обозрение. — 2002. — № 3. — с.25-55
16. Тюнников, Ю.С. Анализ инновационной деятельности общеобразовательного учреждения: сценарий, подход/ Ю.С. Тюнников// Стандарты и мониторинг в образовании. - 2004. -№ 5.
17. Лазарев, В. С. понятие педагогической и инновационной системы школы / В.С. Лазарев// Сельская школа. - 2003. - № 1. – С.56
18. Ушинский К.Д. Детский мир (Предисловие) // Московская школа: вчера, сегодня, завтра. - 2009. - №3. – С. 5
19. Ушинский К.Д. Собрание сочинений., Т.10, М. – Л.: Изд-во АПН, 1950., с.378.
20. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. – Избр. Пед. соч. Т.1., М., 1974. - С.115
21. Фоминова А.Н., Шабанова Т.Л. Педагогическая психология. – 2-е изд., перераб., доп. М.: Флинта: Наука, 2011. - С.55