Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данного исследования определяется тем, что развитие речи ребенка является неотъемлемой частью постижения мира и формирования знаний об окружающей действительности. Проблема состоит в том, что дети с нарушением интеллекта не обладают многими функциональными речевыми навыками, в отличие от детей с нормальным развитием. Причины интеллектуальных нарушений у детей старшего дошкольного возраста достаточно разнообразны и являются предметом изучения разных специалистов. Важно то, что для полноценного развития ребенку необходимо речевое общение, отсутствие такового влечет за собой, помимо медицинских проблем, проблемы психолого-педагогического характера.
Анализ научных источников показывает, что проблема активизации словарного запаса детей дошкольного возраста представляет большой интерес для исследователей в различных областях научного знания. Л.Н. Ефименкова, Н.С. Жукова, С.Н. Сазонова изучили вопрос формирования словарного запаса у детей с нарушением интеллекта.
Методики диагностики словаря предложены Ф.Г. Даскаловой, В.Н. Макаровой, Е.А. Ставцевой разработан комплексный вербальный тестовый метод, основой которого являются свободные словесные ассоциации. В.П. Балобанова, Т.А. Ткаченко, В.В. Юртайкин, В.И. Яшина, разработали методики выявления состояния словаря у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта. Словарная работа была изучена М.М. Алексеевой, А.М. Бородичем. И.В. Космачева отмечает, что отличительной чертой дефекта при умственной отсталости становится повреждение всех высших психических функций и когнитивных процессов. Они не способны свободно накапливать свой словарь и активно применять его в коммуникативной деятельности.
Проблема исследования: каковы особенности словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта?
Цель исследования: теоретическое изучение особенностей словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
Объект исследования: словарный запас детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
Гипотеза исследования: уровень сформированности словарного запаса у старших дошкольников с нарушением интеллекта значительно ниже, чем у детей с нормальным интеллектуальным развитием, и характеризуется бедностью, неточностью в употреблении слов, трудностями в обновлении словаря, а также несформированностью структуры значения слова, нарушением процесса организации семантических полей.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Проанализировать теоретические подходы к изучению словарного запаса детей старшего дошкольного возраста в научной литературе.
2. Описать особенности словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
3. Определить методики исследования словаря у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
4. Выявить особенности словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
5. Провести эксперимент.
Методы исследования:
- Теоретический метод: анализ психолого-педагогической литературы по выявлению подходов к проблеме исследования.
- Эмпирические методы.
- Методы математического анализа: методы описательной статистики.
База исследования: муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение МК ДОУ «Детский сад № 188» г. Новокузнецка.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
1.1. Словарный запас и его характеристики у детей старшего дошкольного возраста
Словарный запас – это набор слов естественного языка, которые данный человек понимает и может объяснить.
Словарный запас – это любой специально ограниченный список слов или полный список слов в языке. Количество таких слов, как и динамика лексики, является важным показателем развития культуры нации и ее творческого потенциала [5].
Р.И. Лалаева отмечает, что процесс словообразования в русском языке в последние девять десятилетий замедляется, а также говорят о наметившейся тенденции к его деградации, особенно о заполнении языкового пространства жаргонными выражениями различных субкультур [9]. Словарный запас – это совокупность слов, как обозначение предметов, явлений и понятий, которыми владеет человек, образуя его словарный запас, или лексику. Лексика является предметом изучения соответствующего раздела лингвистики-лексикологии.
В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть словарным запасом, который позволит ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно учиться в школе, понимать литературу, теле - и радиопрограммы и так далее. Поэтому расширение словарного запаса у детей является одной из важнейших задач речевого развития.
Становление словаря понимается как длительный процесс освоения словарного запаса, накопленного нацией в ходе ее истории.
Можно выделить количественные и качественные аспекты этого процесса. Прежде всего, бросаются в глаза количественные изменения в словарном запасе ребенка.
Так, в 1 год ребенок активно владеет 10-12 словами, а к 6 годам его активный словарный запас увеличивается до 3-3,5 тыс.
Говоря о качественных характеристиках словаря, следует иметь в виду, что дети постепенно осваивают социально закрепленное содержание слова, отражающее результат познания. Этот результат познания закрепляется в слове, благодаря которому оно осознается человеком и передается другим людям в процессе общения [11].
Слово – это основная лексическая единица, выражающая понятие. В каждом слове можно выделить его значение или смысл, содержащийся в нем, звуковую композицию (звуковое оформление) и морфологическую структуру. Все эти три характеристики слова необходимо учитывать при развитии словарного запаса у детей дошкольного возраста [5].
Процесс усвоения детьми значений слов и их семантики изучал Л.С. Выготский, установивший, что ребенок по мере своего развития переходит от случайных, незначительных признаков к существенным [2]. Со сменой возраста меняется полнота и правильность отражения в их речи фактов, признаков или связей, существующих в действительности.
Особенности развития мышления во многом определяют особенности детского словарного запаса. Наглядно-действенное и наглядно-образное мышление объясняет преобладание слов, обозначающих названия предметов, явлений, качеств, свойств и отношений. Появление вербального и логического мышления заставляет детей усваивать элементарные понятия. Этим же объясняется либо отсутствие в лексиконе дошкольников слов, обозначающих более абстрактные понятия, либо искажение их значения [13].
Другой особенностью является постепенное овладение значением и смысловым содержанием слова.
Поскольку понятийное мышление дошкольника еще не развито, то значение осваиваемого им слова не может быть понятийным на определенном возрастном этапе.
Сначала ребенок относит слово только к определенному предмету или явлению. Такое слово не имеет обобщающего характера, оно лишь сигнализирует ребенку о конкретном предмете, явлении или вызывает их образы. По мере того как дошкольник познает окружающую действительность-предметы, явления (признаки, свойства, качества), он начинает обобщать их по тому или иному признаку.
Часто обобщения делаются на основе признаков, которые незначительны, но эмоционально значимы для ребенка. В этом случае слово означает обобщение, но его содержание часто отличается от социально закрепленного, будучи либо слишком узким, либо слишком широким. Так, старшие дошкольники часто считают овощами только морковь, лук и свеклу, не считая, например, капусты, огурцов и помидоров.
В другом случае, расширяя значение слова, дети включают в понятие "овощи" некоторые виды фруктов, грибов, мотивируя это тем, что "все это растет" или "все это съедается". И только постепенно, по мере развития своего мышления, они овладевают объективным понятийным содержанием слова. Таким образом, значение слова в дошкольном детстве изменяется с развитием познавательных способностей ребенка.
Еще одной особенностью словаря старшего дошкольного возраста является его значительно меньший объем по сравнению со словарем взрослого, так как опыт обучения ребенка и, следовательно, объем накопленной информации об окружающей среде значительно уступают объему знаний взрослого.
Эти особенности в разработке словаря позволяют определить задачи лексической работы с детьми старшего дошкольного возраста [10].
Во-первых, словарный запас обогащается новыми словами, дети усваивают ранее неизвестные слова, а также новые значения ряда слов, которые уже присутствуют в их лексиконе. Словарь обогащается прежде всего общеупотребительной лексикой (наименования предметов, атрибутов и качеств, действий, процессов и т. д.).
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аксенова, Л. И. Абилитационная педагогика : учебное пособие для академического бакалавриата / Л. И. Аксенова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 377 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-05409-5. — Текст : непосредственный.
2. Выготский, Л. С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте [Текст] / Л. С. Выготский. – М., 1996. – 115 с.. – ISBN 5-09-004905-Х. – Текст : непосредственный.
3. Зикеев, А. Г. Развитие речи учащихся специальных образовательных учреждений : учебное пособие / А. Г. Зикеев. – 3-е издание, испр. – Москва : Академия, 2015. – 200 с. – ISBN 978-5-7695-3555-0. Текст : непосредственный.
4. Константинова, С. А. Особенности формирования лексики у учащихся с нарушением интеллекта / С. А. Константинова. – Текст : непосредственный // GESJ : Psychology. – 2014. – № 1 (30). – С. 43-52.
5. Козырева, О.А. Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи : ст. группа дошк. спец. (коррекц.) образоват. учреждений : пособие для логопеда / О. А. Козырева, Н. Б. Дубешко. - Москва : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. - 119 с. : ил., табл., цв. ил.; 29 см. - (Библиотека логопеда).; ISBN 5-691-01387-4. - Текст : непосредственный.
6. Колесникова, Г. И. Основы специальной педагогики и специальной психологии : учебное пособие для среднего профессионального образования / Г. И. Колесникова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 176 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-07973-9. - Текст : непосредственный.
7. Коротяева, Е.В. Развитие речи: тетрадь -тренажер / Е.В. Коротяева. – Ростов на Дону : Феникс, 2016. - 176 c. - ISBN 978-5-222-22161-7
8. Лавриненко, Ю. А. Особенности активного и пассивного словаря у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта / Ю. А. Лавриненко. – Текст : электронный // дошкольное образование. – 2018. – С. 5-7.
9. Лалаева, Р. И. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников [Текст] / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. – Санкт-Петербург : Союз, 2004. – 230 с. - ISBN 5-87852-109-1
10. Левина, Р. Е. Воспитание правильной речи у детей [Текст] / Р. Е. Левина. – Москва : Просвещение, 1980. –32 с.
11. Лепская, Н. И. Основные направления онтогенеза речи. Проблемы изучения речи дошкольника [Текст] / Н. И. Лепская. – Москва : РАО, 1994. – 40 с.
12. Лурия, А. Р. Язык и сознание [Текст] / А. Р. Лурия ; под редакцией Е. Д. Хомской. –– Москва. : Изд-во Моск. ун-та, 1979. – 320 с. – ISBN 5-691-01357-2. – Текст : непосредственный.
13. Мамайчук, И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии : учебное пособие для вузов / И. И. Мамайчук. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 318 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-10042-6. – Текст : непосредственный
14. Некоторые вопросы обучения детей 3-5 лет грамматически правильной речи / М. М. Конина // Дошкольное воспитание. - 2008. - N 11. - С. 28-31 . - ISBN 0012-561X. – Текст : непосредственный
15. Особенности развития детей с нарушениями интеллекта : международный журнал гуманитарных и естественных наук / Общество с ограниченной ответственностью «Капитал» гл. редактор Н. А. Антипанова. – 2016. – № 1 – 27 с. – ISSN 2500-1000. – Текст : непосредственный.
16. Педагогика. Избранные работы / К. Д. Ушинский. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 258 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-07424-6. – Текст : непосредственный.
17. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей / Е. И. Тихеева. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 161 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-11401-0. – Текст : непосредственный
18. Ушакова, О. С. Проблема изучения речи дошкольника / О. С. Ушакова. – Москва : РАО, 2008. – 129 с. - ISBN 978-5-9949-0012-3. – Текст : непосредственный.
19. Ушинский, К.Д. Педагогические сочинения. В 6 томах/ Ред.коллегия: С.Ф.Егоров, И.Д.Зверев и др. М.: Педагогика, 1990. - Т.5, 6. ISBN 978-5-9845-0010-3. – Текст : непосредственный