Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Выбор поставщиками в закупочной логистике также очень важно для предприятий торговли, так как без правильно выстроенной закупочной стратегии, обретение предприятием конкурентных преимуществ достаточно проблематично. Усиление рыночных позиций предполагает наличие устойчивого спроса на продукцию, что и приводит к увеличению объема продаж и расширению круга потребителей. При прочих равных условиях потребители отдают свои предпочтения не аналогичным предложениям конкурентов, а исключительно товару конкретного оптовика. Это становится возможным, если в результате жесткой и агрессивной закупочной политики предприятие получает у поставщика товар на особо выгодных условиях.
Тема работы актуальна в силу того, что внедрение методов логистики в торговлю позволяет ускорить оборачиваемость оборотных средств, оптимизировать издержки обращения, обеспечить наиболее полное и качественное удовлетворение спроса потребителей. Логистика на уровне отдельного торгового предприятия подразумевает также координацию действий по закупке, транспортировке, хранению и реализации товара, поэтому важна слаженность течения этих процессов для повышения эффективности деятельности предприятия.
Цель исследования – оценка проблем эффективного выбора поставщика и разработка мероприятий по их устранению.
Задачи исследования:
– раскрыть теоретические основы выбора поставщика в закупочной деятельности организации;
– провести комплексный анализ выбора поставщиков в ООО «Юрал»;
– выявить направления совершенствования выбора поставщика в логистической деятельности организации.
Объект исследования – ООО «Юрал». Предметом исследования является выбора поставщика в логистической деятельности организации.
Сочетание теоретико-методологического уровня исследования с решением задач прикладного характера обусловило выбор комплекса методов исследования, адекватных природе изучаемого явления и поставленным задачам исследования: анализ, дедукция и индукция, описание, наблюдение, статистические методы и пр.
Теоретической и информационной базой исследования, представленной работы послужили труды отечественных и зарубежных специалистов по вопросам организации закупочной деятельности, использованы нормативные и законодательные документы. Так же рассмотрены книжные издания и материалы периодической печати. Среди них: работы по организации розничной продажи товаров Аникин Б. А., Баскакова О. В., Бузукова Е. А., Дунаев О. Н., Павлович А. и др.
Информационную базу исследования составили труды специалистов, таких как: Антонов Л. В., Багиев Г. Л., Головлева Е. Л., Данишевская О. Г., Котлер Ф., Морозова Н. С., Панкрухин А. П., Полукаров В. Л. и др.
В процессе выполнения работы были использованы следующие методы исследования: диалектический, логический, а также метод статистико-экономического анализа, SWOT-анализ, PEST+M анализ и др.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты проведенного исследования могут быть использованы для дальнейшего повышения эффективности управления закупками и выбором поставщиков товаров на торговом предприятии. От качества системы закупок и планирования ассортимента на предприятии напрямую зависит эффективность продаж, маржинальная прибыль и рентабельность деятельности компании.
Логика исследования определила и структуру работы: работа состоит из введения, трех разделов (теоретической, аналитической и практической), заключения, списка использованной литературы, приложений.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЫБОРА ПОСТАВЩИКА В ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Сущность и задачи закупочной логистики
В странах с рыночной экономикой основной целью закупочной логистики является максимальное удовлетворение потребностей производства в материалах с максимально возможной экономической эффективностью [9, с. 46].
Главной задачей органов снабжения предприятия является своевременное и оптимальное обеспечение производства необходимыми материальными ресурсами соответствующей комплектности и качества. Решая эту задачу, органы снабжения должны изучать и учитывать спрос и предложение на все потребляемые предприятием материальные ресурсы, уровень и изменение цен на них и на услуги посреднических организаций, выбирать наиболее экономичную форму товародвижения, оптимизировать запасы, снижать транспортно-заготовительные и складские расходы. На сегодняшний день система МТО предприятия носит название логистики закупок или закупочной логистики.
Закупочная логистика — это управление материальными потоками в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами. Любое предприятие, как производственное, так и торговое, имеет службу, осуществляющую закупку, доставку и временное хранение сырья, полуфабрикатов и товаров народного потребления [14, c. 15].
Закупочная логистика является одной из основных логистических подсистем и изучает процесс движения сырья, материалов, комплектующих и запасных частей с рынка закупок до складов предприятия.
Стандартное определение общих целей функции закупок таково, что компания должна получать необходимое по качеству и количеству сырье в нужное время, в нужном месте, от надежного поставщика, своевременно отвечающего по свои обязательствам, с хорошим сервисом (как до осуществления продажи, так и после нее) и по выгодной цене.
Таким образом, можно выделить задачи закупочной логистики [3, с. 52]:
1. Необходимость обеспечения непрерывного потока сырья, поставок комплектующих и предоставления услуг, необходимых для работы компании. Дефицит сырья и комплектующих может привести к остановке производства и соответственно к большим накладным расходам - росту эксплуатационных затрат в связи с постоянными расходами и неспособностью удовлетворять требования клиентов к срокам доставки продукции.
2. Сведение инвестиций, связанных с запасами, и расходов к минимуму. Одним из путей обеспечения непрерывного потока материальных ресурсов и готовой продукции является создание и хранение крупных запасов этих ресурсов и продукции. Запасы предполагают использование капитала, который нельзя еще куда-либо инвестировать. Ежегодно стоимость текущего запаса может составлять 20-50 % общей стоимости активов.
3. Поддержание и повышение качества. Производство продукции или предоставление услуг должно отвечать принятым требованиям, что ведет к росту производственных расходов до значительного уровня.
4. Поиск компетентных и надежных поставщиков. Успех функции закупок зависит от способности находить поставщиков и развивать отношения с ними, анализировать их возможности, выбирать соответствующего поставщика, а затем работать с ним, постоянно совершенствуя совместную деятельность.
5. Приобретение по возможности многофункциональных товаров. Если в процессе закупки можно приобрести одно изделие, которое выполнит функцию, ранее выполняемую двумя-тремя изделиями, компания получит преимущество за счет: первоначальной низкой стоимости, образующейся из скидки на изделия; более низкой стоимости инвестиций в запас без ухудшения обслуживания; более низкой стоимости обучения персонала и расходов, связанных с содержанием оборудования в ходе его эксплуатации, а также повышение конкуренции среди поставщиков.
6. Соблюдение принципа «цена-качество» в процессе закупки. Деятельность по закупке предполагает использование большого объема оборотных средств, поэтому необходимы товары и услуги с наименьшей общей стоимостью с сохранением должного уровня качества, количества, условий доставки и сервиса.
7. Повышение конкурентоспособности. Компания будет конкурентоспособной, если сможет контролировать все расходы, связанные с закупками, и временные параметры с тем, чтобы избежать неприбыльной деятельности, либо деятельности, требующей дополнительного времени, и т. д. Для этого необходима оптимизация размеров затрат, изменения в программе дистрибьюции, внедрение достижений технического прогресса.
8. Достижение гармоничных отношений, эффективного сотрудничества с другими функциональными подразделениями компании. Закупочная деятельность не может быть эффективной без сотрудничества с другими отделами и сотрудниками компании: отделом технического контроля (ОТК), производственным отделом, бухгалтерией, отделами маркетинга, дизайна, инженерной разработки и т. д.
9. Снижение административных расходов. Если деятельность по закупкам нерациональна, административные расходы отдела закупок будут слишком высокими. Состав целей закупочной логистики зависит от специализации компании (промышленная, торговая, сервисная), степени развития и/или сложности производства, отрасли экономики, в которой функционирует компания, конкурентоспособности [4, c. 78]. В странах с рыночной экономикой основной целью закупочной логистики является удовлетворение потребностей производства в материалах с максимально возможной экономической эффективностью.
Лучше на начальном этапе воспользоваться услугами профессионалов, которые знают все «подводные камни», имеют большой опыт и могут предоставить самые разные грузовые автомобили для самых разных грузов. Тогда и расходы будут умеренными, и работа будет выполнена качественно.
Можно определить больше частных целей, за которые отвечает логистика закупок торговой компании:
1. Организация непрерывного потока товаров (сырья) в организации.
2. Ознакомьтесь с требованиями подразделений, купленный материалов.
3. Поиск поставщиков и построение отношений с ними.
4. Закупок продукции.
5. Обеспечить разумную цену и оптимальные условия поставки.
6. Поддержание необходимых запасов.
Отслеживание текущих рыночных условий (ожидаемый рост цен, уровень конкуренции в бизнесе, новый продукт или сезонное изменение спроса).
Иногда логистика закупок также называется логистикой, а на предприятии отдел закупок заменяет службу снабжения. Концепция «поставки» включает в себя более широкий спектр функций, ответственных за закупку, экспедирование, хранение запасов и управление запасами [16, с. 98].
Поставка не обязательно связана с покупкой материальных ценностей, например, она также может их арендовать. Однако, несмотря на эти различия, эти термины чаще встречаются как синонимы [13, с. 88].
Задачи логистического обеспечения неразрывно связаны с задачами других подразделений компании, которые по сути являются ее «клиентами». Прежде чем приступить к разработке плана поставок, необходимо разработать стратегию продаж, затем производство, и только потом можно говорить о покупках. Есть также транспортная логистика и складская логистика.
Например, сначала бизнесмен решает, что расширит производство новыми товарами. Изучив рынок сбыта, он приходит к выводу о том, какой объем производства является экономически эффективным и какие требования должен выполнять новый продукт. План дается на производство, которое предписывает департаменту снабжения, какие материалы и в каком количестве должны быть приобретены.
В отношении различных сторон закупочной деятельности – от планирования закупок до участия в этих малых и средних предпринимателях – вводится более строгое регулирование.
Рассматривая многие понятия («закупка», «закупочная деятельность», «снабжение»), можно сделать вывод о том, что роль управления закупками в логистической системе торгового предприятия очень важна, поскольку она способствует успешному функционированию компании в целом и ее развитию. В современных условиях вся закупочная деятельность строго регулируется государственными законами, от планирования закупок до осуществления.
1.2. Особенности выбора поставщиков в логистической системе организации
Поставщики играют важную роль в управлении издержками производства. В частности, обе стороны – поставщик и пищевая компания-должны взаимодействовать при разработке ценовых программ. Это взаимодействие включает:
1) принятие рационального управленческого решения при сравнении двух вариантов: организации собственного производства или закупки сырья для производства пищевых продуктов у поставщиков;
2) выбор компетентного поставщика с целью выработки программы по снижению логистических затрат;
3) определение условия оплаты;
4) решение вопроса о предоставлении оптовых скидок;
5) проведение функционально-стоимостного анализа;
6) анализ потребительских свойства существующих и новых продуктов и продуктов-субститутов с целью выявления возможности замены сырья, материалов, тары, упаковки;
7) анализ возможных изменений в планировании производственных процессов;
Фрагмент для ознакомления
3
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ [Текст] // «Собрание законодательства Российской Федерации». 1994. № 32. Ст. 3301.
2. Аникин Б. А. Логистика и управление цепями поставок. Теория и практика. Основы логистики [Текст]: учебник / Б. А. Аникин, Т. А. Родкина. – М.: Проспект, 2019. – 344 с.
3. Баскакова О. В. Экономика предприятия (организации) [Текст]: учебник / О. В. Баскакова, Л. Ф. Сейко. – М.: Дашков и К., 2019. – 372 с.
4. Бузукова Е. А. Закупки и поставщики. Курс управления ассортиментом в рознице [Текст] / Е. А. Бузукова. – СПб.: Питер, 2020. – 432 с.
5. Воробьева И. П. Экономика и управление производством [Текст] : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / И. П. Воробьева, О. С. Селевич ; Нац. исслед. Томский политех. ун-т. – М.: Юрайт, 2017. – 191 с.
6. Грибов В. Д. Экономика организации (предприятия). Практикум (для СПО) [Текст] / В.Д. Грибов. – М.: КноРус, 2019. – 196 с.
7. Дунаев О. Н. Логистика – технология управления для нового этапа экономического роста [Текст] / О. Н. Дунаев // Логистика и управление цепями поставок. - 2019. - № 6. - С. 84-90.
8. Котерова Н. П. Экономика организации [Текст]: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Н. П. Котерова. - 7-е изд., стер. – М.: Академия, 2019. - 288 с.
9. Организация производства и управление предприятием [Текст] : учеб. / Под.ред. О. Г. Туровца. – 3-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 506 с.
10. Павлович А. Эффективное управление закупками и запасами [Текст] / А. Павлович // Наука и инновации. – 2020. − № 9 (139). – С. 35.
11. Панкратов Ф. Г. Коммерция и технология торговли: учебник [Текст] / Ф. Г. Панкратов. – СПб.: Питер, 2019. – 647 с.
12. Сергеев В. И. Управление цепями поставок [Текст]: учебник для бакалавров и магистров / В. И. Сергеев. – М.: Юрайт, 2018. – 379 с.
13. Управление закупками в коммерческой деятельности [Текст]: учеб. пособие / Т. Е. Евтодиева, Н. В. Иванова, Д. В. Ралык. – Самара, 2017. – 252 с.
14. Управление запасами в цепях поставок. в 2 ч. [Текст]: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / под общ. ред. В. С. Лукинского. – М.: Юрайт, 2017. – 358 с.
15. Федорова Н. В. Анализ методик эффективности оптовых закупок коммерческого предприятия [Текст] / Н. В. Федорова // Международный научно-исследовательский журнал. – 2020. – Выпуск 2. – № 33. – C. 397-400.
16. Федюкин В. К. Управление качеством производственных процессов [Текст]: учеб. пособие / В. К. Федюкин. – 2-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2019. – 232 с.
17. Фридман А. М. Экономика организации [Текст]: учеб. / А. М. Фридман. – М.: Риор : ИНФРА-М, 2018. – 239 с.
18. Шохин Е. И. Корпоративные финансы (для бакалавров) [Текст] / Е. И. Шохин. – М.: КноРус, 2019. – 318 с.
19. Экономика фирмы [Текст]: учебник для бакалавров / под ред. В. Я. Горфинкеля. – М.: ЮРАЙТ, 2018. – 685 с.
20. Эскиндаров М. А. Корпоративные финансы (бакалавриат и магистратура) [Текст] / М. А. Эскиндаров, М. А. Федотова. – М.: КноРус, 2019. – 480 с.