Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО), овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся мире определено одной из целей обучения и воспитания дошкольников. Дети на выходе из детского сада, должны быть способными спокойно адаптироваться к школьным условиям и успешно усваивать образовательную программу начальной школы. Цель детского сада – эмоционально, коммуникативно, физически и психически развить ребенка. Сформировать устойчивость к стрессам, развить способности, воспитать желание учиться. Поэтому сформированная психологическая готовность ребенка к учебе и стремление к получению новых знаний выступают, на наш взгляд, важнейшими результатами обучения и воспитания дошкольника.
Феномен готовности к обучению в школе изучен полно и с различных позиций в трудах Л.И. Божович, А.Л. Венгера, Г. Витцлака, Н.И. Гуткиной, Ж. Пиаже, Е.Е. Кравцовой, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина.
Современными исследованиями школьной готовности детей (Н.И. Гуткина, К.Н. Поливанова, М.М. Семаго, Н.Я. Семаго и пр.) был признан тот факт, что школьное обучение, вне зависимости от выбора программы, будет эффективно лишь в том случае, когда первоклассник будет обладать необходимыми и достаточными для обучения качествами, которые, в свою очередь, в процессе обучения будут развиваться и совершенствоваться. Этот факт актуализирует обращение к проблеме изучения средств социально-личностной подготовки ребенка к школе.
В основе исследования лежит противоречие между потребностью поиска путей создания благоприятных условий для обучения и воспитания дошкольников и недостаточной изученностью психологических основ данного процесса.
Цель исследования: изучить психологическую готовность к обучению в школе как результат обучения и воспитания дошкольника.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть психологические особенности детей старшего дошкольного возраста.
2. Проанализировать формирование психологической готовности к обучению в школе как результат обучения и воспитания дошкольника.
3. Выполнить эмпирическое исследование психологической готовности к обучению в школе у старших дошкольников.
4. Провести анализ и интерпретацию результатов проведенного эмпирического исследования.
Объект исследования: психологические основы обучения и воспитания дошкольников.
Предмет исследования: психологическая готовность к обучению в школе как результат обучения и воспитания дошкольника.
Гипотеза исследования: могут существовать различия в уровне социально-психологической готовности к обучению в школе у мальчиков и девочек.
Методы и методики исследования:
- анализ научно-методической литературы по проблеме исследования;
- тестирование (использованы такие психодиагностические методики как «Рукавички» Г.Л. Цукерман и «Беседа о школе» Т.А. Нежновой);
- качественный и количественный анализ эмпирических данных;
- математико-статистический анализ эмпирических данных.
Методологическим основанием для проведения исследования были выбраны:
- идеи о содержании психологической готовности к школе у старших дошкольников, высказанные М.М. Бехруких, Е.Е. Кравцовой, Н.Г. Салминой и О.Г. Филимоновой;
- представления о структуре и содержании основных компонентов психологической готовности к школьному обучению Н.В. Нижегородцевой.
Теоретическая значимость проведенного исследования состоит в систематизации и обобщении научно-методической литературы по проблеме изучения психологических основ обучения и воспитания дошкольников.
Практическая значимость выполненной работы состоит в получении новых эмпирических сведений о готовности к школе у старших дошкольников.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1. Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста
Старшему дошкольному возрасту отводится очень важное место в процессе развития будущей личности. Детьми в этот период движет стремление играть лидирующую роль, а также добиться признания ровесников, они ориентированы быть лучшими и первыми, одновременно с этим они стремятся действовать согласно установленным правилам, а также эстетическим и нравственным нормам. В этот возрастной период ребенок в состоянии управлять посредством слов своими эмоциями. В старшем дошкольном возрасте происходит рост потребности в признании и уважении со стороны взрослых. У ребенка проявляется высшая форма общения с взрослыми – внеситуативно-личностная. Дети уже могут обращаться с вопросами и касаться в общении не только того, что происходит в данный момент, но более общих тем. Для старшего дошкольника становятся важными детали жизни каждого отдельного человека, его знания и опыт. В этом возрасте интерес вызывает специфика взаимодействия между взрослыми. Общение детей в старшем дошкольном возрасте очень эмоциональное. В ходе взаимодействия с взрослыми основная масса высказываний ребенка носит оценочный характер [3].
В старшем дошкольном детстве зарождается процесс развития новых психологических механизмов поведения и деятельности, формируется база для произвольного поведения, все это становится одним из основных новообразований развития ребенка этого возраста. Дети осваивают конкретную систему норм морали, социальных ценностей, а также правил поведения в обществе. В отдельных случаях ребенок уже способен контролировать свои непосредственные желания и может вести себя так, как нужно, а не так, как ему хочется в текущий момент. Не менее важным новообразованием этого возраста выступает децентрация, т.е. способность детей преодолевать свой эгоцентризм и принимать во внимание позицию партнеров по общению. Децентрализация – это один из факторов процесса социализации ребенка старшего дошкольного возраста [12].
В этот возрастной период, в виду расширения опыта детей, происходит смена содержания и тематики игр, они наполняются и обогащаются новыми смыслами. В игре старшего дошкольника начинает проявляться как то, что дети узнали из своего собственного опыта, так и то, что они смогли усвоить опосредованно, через рассказы взрослых и книги, а также в тех ситуациях, когда ребенок был лишь сторонним наблюдателем. В процессе игры начинает появляться «подготовительный этап» – этап игры, в ходе которого между детьми происходит распределение ролей, договоренность о том, как будет проходить игра, планирование сюжета игры, участники игры сооружают постройки, подбирают игрушки и пр., т.е. организуют обстановку игры.
Для того чтобы помочь ребенку разнообразить игровые сюжеты, взрослым следует продемонстрировать, что роль можно включать не только в одну, но и в разные взаимосвязи с иными ролями. Так, повар может взаимодействовать и с «гостями ресторана», и с разносящими заказы «официантами», и с другими «поварами», и с «уборщиками». Выбирая себе роль, старший дошкольник может избрать для себя не самую наилучшую роль, он может согласиться играть роль не очень для него привлекательную, лишь для того, чтобы принять участие в коллективной игре. При этом выбор игровых партнеров происходит либо в пользу друзей, либо тех детей, у кого есть желанные предметы. В старшем дошкольном возрасте для детей неважно качество исполнения роли.
В тех случаях, когда ребенок осведомлен о возможностях и интересах других играющих, нередко процесс распределения ролей может привести к зарождению конфликтной ситуации. Так, дети могут отказать в принятии в игру ребенку, плохо отыгрывающему свою роль; появляются дети, постоянно
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Банцерова, О.В. Как преодолеть трудности обучения в начальной школе / О.В. Банцерова // Начальная школа. – 2011. – № 5. – С. 21–26.
2. Безруких, М.М. Ступеньки к школе : для 5-7 лет / М.М. Безруких. – М.: Дрофа, 2017. – 127 с.
3. Бузарова, Е.А. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста / Е.А. Бузарова, Т.Н. Четыз // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2017. – № 3. – С. 338–353.
4. Веракса, Н.Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М. : Мозаика-Синтез, 2016. – 70 с.
5. Возрастная психология : детство, отрочество, юность : хрестоматия / сост. и науч. ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – М. : Академия, 2011. – 624 с.
6. Гуторова, М.Ф. Психологическая готовность детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе / М.Ф. Гуторова // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2019. – № 5. – С. 45–51.
7. Дневник воспитателя : развитие детей дошкольного возраста / под редакцией О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой. – М. : Гном и Д, 2019. – 144 с.
8. Евсеенкова, И.В. Помощь психолога в подготовке детей к обучению в школе в условиях детского сада / И.В. Евсеенкова // Детство. Отрочество. Юность. – 2010. – № 5–6. – С. 39–47.
9. Евстифеева, А.Н. Помощь психолога в интеллектуальной подготовке детей к школе / А.Н. Евстифеева // Детство. Отрочество. Юность. – 2011. – № 1–2. – С. 54–80.
10. Истратова, О.Н. Справочник психолога начальной школы : психологическая готовность к школьному обучению, адаптация детей к школе, психодиагностика младшего школьника, коррекционная работа психолога в начальной школе, развитие интеллектуальных способностей / О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. – Ростов н/Д. : Феникс, 2018. – 442 с.
11. Каменская, В.Г. Детская психология с элементами психофизиологии / В.Г. Каменская. – М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2015. – 288 с.
12. Косякова, О.О. Психология раннего и дошкольного детства / О.О. Косякова. – Ростов н/Д. : Феникс, 2017. – 415 с.
13. Кузнецова, Е.Н. К проблеме готовности ребенка к школе / Е.Н. Кузнецова // Психолого-педагогическое сопровождение образования. – Нижний Тагил : НТГСПА, 2019. – С. 56–58.
14. Кулаковская, В.И. В школу с радостью / В.И. Кулаковская // Ребенок в детском саду. – 2019. – № 2. – C. 82–86.
15. Кумарина, Г. Педагогическая проблема : подготовка детей к школе и их готовность к обучению / Г. Кумарина, И. Токарь // Коррекционно-развивающее образование. – 2010. – № 2. – С. 39–46.
16. Михеева, Ю. К вопросу о готовности дошкольника к обучению в школе / Ю. Михеева, Л. Петрова // Детский сад от А до Я. – 2019. – № 3. – С. 120–127.
17. Нижегородцева, Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе / Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков. – М. : Владос, 2012. – 256 с.
18. Никифорова, Л.А. Формирование мотивационной готовности детей к обучению в школе / Л.А. Никифорова // Ребенок в детском саду. – 2011. – № 2. – С. 74–80 ; № 3. – С. 78–84.
19. Психология дошкольника : хрестоматия / сост. Г.А. Урунтаева. –М. : Академия, 2011. – 408 с.
20. Салмина, Н.Г. Психологическая диагностика развития младшего школьника / Н.Г. Салмина, О.Г. Филимонова. – М. : МГППУ, 2016. – 215 с.
21. Смирнова, Е.О. Детская психология / Е.О. Смирнова. – СПб. : Питер, 2019. – 298 с.
22. Судакова, Н.Б. Психологическая готовность и адаптация будущих первоклассников к условиям школьного обучения / Н.Б. Судакова // Детство. Отрочество. Юность. – 2012. – № 1–2. – С. 39–52.
23. Филиппова, С. Мальчики и девочки дошкольного возраста / С. Филиппова // Здоровье дошкольника. – 2011. – № 7. – С. 15–20.
24. Шаехова, Р.К. Формирование психологической готовности детей к обучению в школе / Р.К. Шаехова // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2019. – № 2. – С. 34–37.
25. Ярулина, Л.П. Личностно-ориентированное образование как фактор эффективной подготовки к школе детей старшего дошкольного возраста / Л.П. Ярулина // Педагогика и жизнь. – Воронеж, 2019. – Вып. 9. – С. 287–295.
26. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Электронный ресурс]. – М., 2020. – Режим доступа : http://elib.gnpbu.ru/textpage/download/html/?book=bozhovich_lichnost-i-ee-formirovanie_2008&bookhl. – Загл. с экрана.
27. Выготский, Л.С. Психология развития человека [Электронный ресурс]. – М., 2020. – Режим доступа : http://sibfrontier.ru/wp-content/uploads/2016/01/Vyigotskiy.pdf. – Загл. с экрана.
28. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе [Электронный ресурс]. – М., 2020. – Режим доступа : https://33spb.edusite.ru/DswMedia/gutkinanipsixologicheskayagotovnost-kshkole.pdf. – Загл. с экрана.
29. Кравцова, Е.Е. Между детством и отрочеством [Электронный ресурс]. – М., 2020. – Режим доступа : https://fictionbook.ru/author/elena_kravcova/mejdu_detstvom_i_otrochestvom/read_online.html. – Загл. с экрана.
Леонтьев, А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения [Электронный ресурс]. – М., 2020. – Режим доступа : http://knigovodstvo.ru/book/609/. – Загл. с экрана.