Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Во ФГОС НОО определены основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. Одним из направлений выделяется воспитание нравственных чувств и этического сознания. Этические чувства – это чувства, в которых отражается отношение человека к требованиям общественной морали. Они связаны с мировоззрением, мыслями, идеями, принципами и традициями. К ним относятся: любовь, сострадание, прощение, доброжелательность, гуманность, преданность и др.
В философской, психологической и педагогической литературе об этике, нравственности и морали написаны сотни томов, великие умы человечества пытались разобраться в этих вопросах. Однако и в настоящее время воспитание этического сознания, этических чувств и этического поведения является сложной проблемой, как в психологии, так и в педагогике.
Сегодня этические проблемы стоят как никогда остро. В современном обществе изменились ценностные ориентации, акцент делается не на духовные, а на материальные ценности. Понятия добра и зла, хорошего и плохого стали очень размыты.
Без сформированности понятий о добре и зле, долге, совести, справедливости, чести и достоинстве, свободе и ответственности, счастье и смысле жизни, а также представлений о нравственном идеале невозможно ни подлинное взаимодействие человека с миром, ни само настоящее развитие человека. Это делает задачу развития этических чувств чрезвычайно актуальной, своевременной и необходимой.
Вопросы нравственного воспитания волновали общество во все времена. В настоящее время происходят изменения во всех сферах жизни общества. В связи с этим очень остро стоит проблема формирования нравственных ценностей подрастающего поколения. Проблеме формирования представлений о нравственных ценностях у детей посвящены работы Я.А. Коменского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского. В настоящее время эта проблема представлена в трудах Т.И. Петраковой, О.В. Пантелеевой, В.Т. Чепикова, Е.В. Фадич, М.И. Ковалевой, И.В. Метлик. Ведущие психологи, педагоги В.Т. Чепиков, Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн отмечали, что именно в младшем школьном возрасте, закладывается представление о нравственных ценностях и формируется осознанное, правильное к ним отношение. Так, например, В.Т. Чепиков писал: «В данный возрастной период происходит чрезвычайно интенсивное усвоение ребенком этических правил, норм и принципов, формирование связанных с ними нравственных привычек поведения и нравственных качеств личности».
Противоречие состоит в том, что развитие этических чувств у младших школьников – одна из главных задач современных педагогов. Однако, данная тема мало развита в современном образовательном процессе. Необходимо развивать и внедрять воспитание этических чувств у детей младшего школьного возраста для дальнейшего развития.
Объект исследования - процесс развития этических чувств у младших школьников.
Предмет исследования – условия формирования у младших школьников этических чувств.
Цель исследования: теоретическое изучение эффективности формирования у младших школьников этических чувств посредством использования разнообразных форм образовательной деятельности.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования этических чувств у младших школьников;
2. Провести анализ эффективности формирования этических чувств и нравственных ценностей у младших школьников.
3. Рассмотреть и описать особенности развития этических чувств у младших школьников.
Гипотеза исследования: процесс развития этически чувств у младших школьников будет эффективным, если учитывать следующие педагогические условия:
1. разработка и реализация конспектов развития этических чувств младших школьников;
2. педагогическое сопровождение в вопросах развития этических чувств младших школьников.
3. использование в развитии этических чувств работу над литературными произведениями.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретическое изучение проблемы формирования этических чувств у младших школьников
1.1. Анализ проблемы воспитания этических чувств и этического сознания
Сегодня в нашей стране в условиях кардинальных изменений всех сфер жизнедеятельности возникла серьёзная угроза нравственной деградации и разложения общества. В настоящее время общество испытывает острую потребность в таких общегуманных ценностях, как доброта, уважение к человеку, терпимость, доброжелательность, т.е. в нравственных правилах, составляющих моральное достояние человеческой души. В данной ситуации, как семья, так и детские воспитательные и образовательные организации способны возродить значение нравственных ценностей. Ведь во многом будущее страны зависит от того, какие мировоззренческие понятия усвоит подрастающее поколение.
Понятие «ценность» является одним из наиболее употребляемых терминов и в сфере гуманитарного знания, и в политической публицистике. В последние годы многие учёные (З.И. Равкин [35], Е.Т. Новикова [30], Б.Г. Ананьев [2] и др.) посвятили свои работы общей теории ценностей, ценностным отношениям в духовной жизни, в науке, социальной практике.
По мнению В.П. Тугаринова, «ценности – суть предмета, явления природы и их свойства, которые нужны (наблюдаемы, полезны, приняты и прочее) людям определенного общества или класса и определенной личности в качестве средств удовлетворения их потребностей и интересов, а также идей и побуждения в качестве нормы, цели или идеала» [41, с. 19].
В философском словаре дано такое определение: «ценности – специфически социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительные и отрицательные значения для человека и общества».
Таким образом, принимаем, что ценность – это положительное значение объектов материального и духовного мира с точки зрения удовлетворения материальных или духовных потребностей личности и общества.
Среди бесконечного многообразия можно выделить лишь весьма незначительное количество ценностей, которые сохраняют положительное значение во все времена и для всех людей. Это общечеловеческие, не преходящие ценности: жизнь, здоровье, знание, труд и т.п. Равкин З.И. такие ценности назвал абсолютными и охарактеризовал их следующим образом: «Осознание абсолютных ценностей (и приоритетных в значительной мере тоже) объединяет людей, живущих в разных странах и частях света, принадлежащих порой к различным слоям общества. Эта объединительная, интегративная функция такого рода ценностей придает им общечеловеческое значение, но и не умаляет их общенациональное значение, своеобразие» [35, с. 21].
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Абрамовских Н.В. К проблеме духовно-нравственного воспитания младших школьников [Электронный ресурс]/ Н.В. Абрамовских // Педагогическое образование в России. 2016. №5.
2. Ананьев Б.Г. Нравственное воспитание школьников [Текст]: практическое пособие / Б.Г. Ананьев. - М.: АРКТИ, 2017.
3. Баранов С.П. Методика обучения и воспитания младших школьников [Текст]: учебник по педагогике для бакалавров / С.П. Баранов, Л.И. Бурова, А.Ж. Овчинникова. – М.: Академия, 2015. – 375 с.
4. Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь. – М., 2015.
5. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование) [Текст] / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 2015. – 464 с.
6. Болдырев Н. И. Нравственное воспитание школьников. – М.: Просвещение, 2016. – 136 с.
7. Бородина Е.Н. Наследие [Текст]: метод. рекомендации по нравственно-патриотическому воспитанию детей в полихудожественнойигровой деятельности / Е.Н.Бородина. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2016.
8. Бордовская Н.В. Психология и педагогика: учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2017.
9. Буров А. В. К. П. Победоносцев об образовании и воспитании. / А. В. Буров // Проблемы взаимодействия духовного и светского образования. История и современность: XIII Рождественские православно-философские чтения. – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр Нижний Новгород, 2015. – С. 405-410.
10. Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк и др. — М.: Просвещение, 2015. — 24 с.
11. Дивногорцева С. Ю. Развитие идеи церковной школы в русской педагогике на рубеже XIX-XX вв. / С. Ю. Дивногорцева // Вестник ПСТГУ. Серия: Педагогика. Психология. – М.: Изд. ПСТГУ, 2015. – № 4 (19). – С. 70-81.
12. Дондокова Р.Б. Некоторые аспекты развития духовно - нравственных ценностей младших школьников // Вестник Бурятского государственного университета. 2015. № 1-4. С. 62-65.
13. Дерябина В.А. Духовно-нравственное воспитание младших школьников в проектной деятельности // Начальная школа плюс До и После. – 2017. – №6.
14. Дыбина О.В. Диагностика направленности ребенка на мир семьи [Текст]: учеб.- метод. пособие / О.В. Дыбина [и др.] ; под ред. О.В. Дыбиной. М.: Центр педагогического образования, 2019.
15. Дьяконова Л.П. Формирование нравственных ценностей младших школьников посредством народных традиций на уроках в начальной общеобразовательной школе // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2016. № 16. С. 48-50.
16. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. - М.: Наука, 2017.
17. Зосимовский А. В. Нравственное воспитание и учитель в условиях социальных перемен // Педагогика. – 2015. – № 7. – С. 74.
18. Иванова Г.П. Освоение нравственных ценностей учащимися общеобразовательных школ в современных условиях. - М., 2015.
19. Калинина Л.В. Ориентация младших школьников на нравственные ценности // Начальная школа. 2015. № 1. С. 46-50.
20. Кларин М.В. Технология обучения: идеал и реальность. – Рига, 2018.
21. Ковалев Н. Е., Райский Б. Ф., Сорокин Н. А. Введение в педагогику. – М.: Просвещение, 2016.
22. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. 2-е издание / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - Москва "Просвещение" 2015. - С.18-19.
23. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. – М.: Просвещение, 2017. – 480 с.
24. Максакова В.И. Организация воспитания младших школьников: Метод пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2016.
25. Мартыненко Г.В., Проданик Н.В. Преподавание основ народного православия в рамках курса "Основы религиозных культур и светской этики": проблемы и перспективы // В сборнике: Встреча культур в пространстве Сибири научные исследования, мемуаристика, художественная критика. под редакцией Н. К. Козловой, Т. И. Подкорытовой. Омск, 2015. С. 253-257.
26. Маслов, С.И. Эмоционально-ценностное образование младших школьников / С.И. Маслов. – Тула, 2017.
27. Метлик И.В., Потаповская О.М. Проблемы методики преподавания православной культуры в школе в аспекте государственно-церковных отношений // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. 2015. № 4 (39). С. 29-49.
28. Михайлова Е.В. Психологические основы формирования нравственных ценностей у младших школьников // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2015. Т. 13. № 1. С. 72-75.
29. Новикова В.И. Воспитание у младших школьников нравственных ценностей / учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 031200 (050708) - Педагогика и методика начального образования / В. И. Новикова ; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Таганрогский гос. пед. ин-т". Таганрог, 2016.
30. Новикова Е.Т. Формирование нравственных ценностей у младших школьников во внеурочной деятельности // Психология образования в поликультурном пространстве. 2015. № 32 (4). С. 105-111.
31. Педагогика: учебник для академического бакалавриата. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2016.
32. Платонова Л.А. Формирование духовно-нравственных ценностей у младших школьников через уроки по предмету "основы православной культуры" // В сборнике: ПРОБЛЕМЫ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ШКОЛЕ И ВУЗЕ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОСТИ Межвузовский сборник научных работ. А.Е. Новиков. 2015. С. 51-56.
33. Победоносцев К. П. Воспитание характера в школе. / Перевод с англ. К. П. Победоносцева. – СПб.: Ред. жур. «Народное образование», 2016. – 14 с.
34. Приказ Минобразования России от 1 июля 2003 г. № 2833 "О предоставлении государственными и муниципальными учреждениями религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ" (зарегистрирован в Минюсте России 5 августа 2003 г. №4955).
35. Равкин З.И. Конструктивно-генетическое исследование ценностей образования – одно из направлений развития современного отечественной педагогической теории / З.И. Равкин // Образование: идеалы и ценности (историко-теоретический аспект). – М.: ИТПиО РАО, 2015.
36. Российская педагогическая энциклопедия / под ред. В. В. Давыдова. – М., 2015. – 313 с.
37. Рубинштейн С. Л. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников.– М., 2016. – 183 с.
38. Ситаров В. А. Воспитание жизнеспособных поколений: позиция И. М. Ильинского // Знание. Понимание. Умение. – 2016. – №3.
39. Сластенин, В.А. Педагогика [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 576 с.
40. Столяренко Л.Д. Педагогические технологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2017.
41. Тугаринов В.П. Марксистская философия и проблема ценности // Проблема ценности в философии / под ред. А.Г. Харчева, Т.Н. Горштейн, М.А. Киселя и В.П. Тугаринова. М., Л., 2015. С. 14–24.
42. Трегубова Н. Н. Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами фольклора [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 27-29.
43. Ушинский. О нравственном элементе в русском воспитании // Педагогические сочинения: В 6 т. - М., 2015. Т. 2. С. 27−28.
44. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357, от 31.12.2015 № 1576)
45. Холодкова О.Г., Малохвей С.М. К проблеме развития нравственных ценностей младших школьников // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 4 (47). С. 37-40.