Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Публицистика – это исторический источник для историка-эксперта. Но публицистика является специфическим источником, который имеет мало общего с массовой интерпретацией такой литературы, которая воспринимается в массовой культуре как объективная аргументация исторических событий и лиц, которые происходят на ее страницах.
Если читатель искушен, то есть отдает себе отчет в том, что в искусстве есть авторский жест и портрет, а не действительные события истории, тема «правильности» остается. Она относится к читательским претензиям, к критическим замечаниям, к тому, что жертвами искажений являются прообразы героев, которые говорили и рассказывали на страницах произведения. Поэтому можно различать претензии к тому, что образ реального человека является искаженным, и претензии к тому, что неверно отражается типическое. В таком случае автору предъявляется то, что он «не так» отражает ту или иную действительность в культуре. Но специально ли автор создает этот искаженный путь, или он предъявляет свое представление действительности. Автор может полагать, что он абсолютно объективен. Поэтому так болезненно воспринимается сатира и антиутопия, так как читателю нужно самому понять масштаб и типичность объекта публицистического анализа или его локальность .
Причинами умышленного искажения или недоговаривания могут быть идеология государства, проводимая им политики, управление обществом, пропаганда. Все это находит свое проявление в средствах массовой информации, образовании и просвещении. В средствах массовой информации намеренное искажение фактов часто является нарушением этического характера, нарушением журналистской этики. Но кодексы журналистов и их принципы, включая максимы Герберта Пола Грайса, на практике нарушаются постоянно.
Относительно умолчания реальности событий, то часто это аргументируется «пользой дела», поскольку считается, что обладание истиной может навредить тому, что является носителем массовой культуры и не готов ее воспринимать.
Метафора – важная составляющая текста публикаций, так как усиливает не только их прагматическую направленность, но и образность .
Целью данной работы является рассмотрение метафорических моделей в современной публицистике (на материале газетных заголовков).
Задачи:
- описать особенности современной публицистики
- рассмотреть метафорический язык как особенность современных публикаций;
- сделать анализ метафорических моделей в современных заголовках газет;
- проанализировать различные виды метафор в заголовках современных газет.
Объект исследования – метафорические модели. Предмет исследования – использование метафорических моделей в современных заголовках газет.
Новизна исследования заключается в возможности использования метафор при изучении лексикологии и стилистики русского языка, а также на теоретических и семинарских занятиях по обучению будущего журналиста.
1 Специфика современной публицистики. Сущность метафорических моделей
1. 1 Понятие «публицистика»
Медиа как часть жизни современного социума представляет собой сложное и противоречивое социальное явление. Важен исследовательский подход объективного изучения медиа с точки зрения психологии, социологии и других наук. Норберт Больц отмечает, что в эпоху, когда аудитории доступно огромное множество информационных и развлекательных продуктов, СМИ ведут борьбу «за дефицитнейший ресурс — внимание» . Побеждает тот, кто заставит зрителя или читателя замереть, погрузившись в изучение сообщения. Естественно, что массмедиа вынуждены постоянно обновлять спектр технологий, удерживающих аудиторию, заставляющих ее потратить ее свое свободное время здесь и сейчас. Изменяются роли и функции журналистов и читателей. Журналисты теперь – эксперты во всех областях. Журналист сейчас – это тот, кто может сам написать текст, записать аудиокомментарий, сделать видеоролик и фоторепортаж. Читатели теперь активно участвуют в функциях СМИ, сами создают сайты со своим контентом.
Для начала рассмотрим, что представляет собой публицистика и чем она отличается от журналистики. Последнее слово имеет 7 базовых интерпретаций. Это социально-политическая деятельность по сбору, обработке и распространению общественно важной информации. Это также совокупность профессий, кто занимается подготовкой оперативных материалов для средств массовой коммуникации. Например, журналистами считают редакторов, заведующих отделами, ответственных секретарей, корреспондентов, выпускающих .
Журналистика – одно из важнейших социальных явлений современной жизни, вид массово-информационной деятельности, обеспечивающей бесперебойное взаимодействие между личностью, группой людей и обществом в целом, а также между различными общественными сферами и даже между поколениями . Процесс журналистской деятельности состоит из сбора, обработки, хранения и периодического распространения актуальной общественно-значимой информации. Во второй половине XIX – начале XX веков появились фото- и киножурналистика, в 20-40-е гг. XX века - радио- и тележурналистика.
История журналистики имеет достаточно глубокие корни – пражурналистика возникла еще в Древнем Риме на ораторских выступлениях политиков и философов. С тех пор прошло много веков, за это время такой социальный институт, как журналистика, стал неотъемлемой частью каждого государства. Это явление плотно влилось как в социальную сферу жизни общества, так и в политическую.
Теперь рассмотрим, что же является термином «публицистика». Плодотворный спор на данную тему прошел среди ученых факультета журналистики Московского университетов в середине прошлого столетия. Кто-то полагал, что публицистика является особенной частью общественно-политической деятельности, которая нацелена на актуально-политическое воздействие на массы. Публицистика является произведениями, в которых оперативно проводятся и исследуются, обобщаются актуальные события и процессы для влияния на мнение общества, сознание социума и тем самым оказывается социальная помощь тем, к кому обращен автор .
Так или иначе, публицистикой является творчество, которое развивается под влиянием практики социума, это отражение текущей реальности, специфический информационный поток. Это отражение, которое фиксируется в фактах практики и рассуждениях, в терминах, идеях, образах публицистики, гипотезах, которые дают возможность анализировать актуальные события под политическим углом зрения, оперативно давать им оценку и так выражать и создавать мнение в обществе и через него влиять на сознание людей и развитие их практической деятельности.
Также публицистика является массовой политической пропагандой, когда информационная содержательность комбинируется с эмоциональной выразительностью, где точность в передачи действительности комбинируется с остротой политики мысли комментатора и выраженностью отношения автора к реальности.
Публицистика также имеет трехзначный характер. Полагают, что преобладающим среди трактовки публицистики является понимание того, что она – особый, обладающий своими принципами род творчества. Это живой отклик на определенный факты и события, явления и процессы жизни в обществе.
Публицистика также может являться и определенным типом творчества, который не имеет рамок и является способом реализации гражданской миссии автора. Дифференцируя продукты, которые поступают в массовые потоки информации по назначению и направленности, выделяют 7 групп текстов.
Публицистика представляет собой открытый тип для ознакомления и обсуждения темы, которая поставлена автором, где воплощена гражданская авторская позиция в виде газетных, журнальных и других видах оперативных текстов, которые посвящены политическим и социальным фактам и процессам и включают в себя логические и понятийные средства и стилевую, эмоциональную форму .
Итак, подразумевается, что слабые места, которые есть в публицистике как в историческом источнике, не дают возможность ставить вопрос верности созданных в них образов, уже преодолены в научных работах в по историографии. Но и к ним предъявляются такие претензии, как и к результатам художественного вымысла.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Арутюнова Н.Д. Метафора // Лингвистический энциклопедический словарь. – М., 1990
2) Баранов А. Н. Введение в прикладную лингвистику. 3-е изд. - М.: Изд-во ЛКИ, 2007.
3) Больц Н. Азбука медиа. - М.: Европа, 2011
4) Вьюнов Ю. А. Русский культурный архетип. - М.: Наука; Флинта, 2005. С.102-173.
5) Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования.М.: Наука, 1981. 140 с.
6) Желтухина М.Р. Специфика речевого воздействия тропов в языке СМИ. – М., 2004
7) Костомаров В. Г. Русский язык на газетной полосе. – М., 1971.
8) Лакофф Дж. Метафоры, которыми мы живем. – М., 2004.
9) Лютая А.А. Современный газетный заголовок: структура, семантика, прагматика: автореф. дис. ...канд. филол. наук.Волгоград, 2008.21с.
10) МакКормак Э. Когнитивная теория метафоры // Теория метафоры. - М., 1990.
11) Москвин В.П. Русская метафора: параметры классификации // Филолологические науки. – 2000. – № 2.
12) Профессиональная историография и историческая память: Опыт пересечения и взаимодействия в сравнительно-исторической перспективе / Под. ред. О. В. Воробьевой, О. Б. Леонтьевой. М.: Аквилон, 2017. С. 49–72
13) Прохорова К.В. Совокупный заголовочный текст как разновидность газетного текста : дис. ... канд. филол. наук. СПб., 2001. 234 с.
14) Скляревская Г.Н. Метафора в системе языка. – СПб., 2004.
15) Слободянюк Э.П. Клад для копирайтера. Технология создания захватывающих текстов. – М., 2014.
16) Телия В. Н. Метафоризация и ее роль в создании языковой картины мира // Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира. – М., 1988.
17) Тертычный А.А. Жанры периодической печати. Учебное пособие. М., 2000.URL: http://evartist.narod.ru/text2/01.htm (дата обращения 31.10.2020).
18) Цвик В.Л. Введение в журналистику. Учебное пособие. 2-е изд. МНЭПУ, 2000.
19) Чудинов А. П. Россия в метафорическом зеркале: когнитивное исследо-вание политической метафоры. – Екатеринбург, 2001
20) Шляхов В.И., Синячкин В.П., Дронов В.В. Намеки и метафоры в устной и письменной русской речи: учим понимать скрытые смыслы: Учебно-методическое пособие. – М., 2018.