Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Проблема развития внимания обучающихся детей с легкой степенью умственной отсталости в современном информационном обществе является одной из наиболее актуальных в настоящее время. Младшие школьники с легкой степенью умственной отсталости имеют ряд специфических характеристик внимания: низкую устойчивость, трудности в распределении, низкий объем внимания, медленное переключение, низкий уровень концентрации, слабость целенаправленного внимания, преобладание непроизвольного внимания. Несмотря на значительные нарушения свойств внимания, умственно отсталые дети младшего школьного возраста также развивают его. Это требует специальных приемов и организованной коррекционной работы, направленной на преодоление недостатков внимания.
Современное общество – это мир информационных технологий, которые вошли в жизнь людей совсем недавно, но в то же время очень стремительно. Технологии сбора, обработки, хранения и воспроизведения информации окружают нас во всех сферах деятельности, существенно облегчая и существенно влияя на развитие человека, прежде всего на развитие высших психических функций. Из всех психических функций внимание в данном случае является наиболее чувствительной функцией. Дети с умственной отсталостью особенно подвержены этому воздействию.
Таким образом, проблема развития внимания обучающихся с легкой степенью умственной отсталости является одной из наиболее актуальных в настоящее время.
Умственная отсталость – это состояние, обусловленное врожденным или приобретенным в раннем детском возрасте недоразвитием психики с выраженным недостатком интеллекта.
В отечественной и зарубежной олигофренопсихологии и олигофренопедагогике вопросы развития внимания у умственно отсталых детей рассматривались достаточно широко. Как отечественные, так и зарубежные исследователи всегда уделяли этой проблеме много времени. К ученым, изучавшим его, относятся: Л. В. Занков, Ж. И. Шифф, Е. Д. Хомская, Е. С. Мандрусова, С. В. Ляпин, П. Я. Гальперин, И. Л. Баскакова, С. Д. Забрамная и многие другие авторы.
Объект исследования: процесс внимания детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости.
Предмет исследования: система коррекционной работы по развитию внимания детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости.
Цель исследования: провести коррекционную работу по развитию внимания детей младшего школьного возраста с легкой умственной отсталостью.
Гипотеза исследования: внимание младших школьников с легкой степенью умственной отсталости будет развиваться более эффективно, если будет разработана и реализована специальная программа, направленная на развитие:
- способности фокусироваться на конкретном объекте (объектах).
- умения удерживать внимание на объекте в течение длительного времени.
- умения получать как можно больше информации от объекта внимания.
- способности фокусироваться на одном, двух или более объектах.
Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по проблеме развития внимания детей младшего школьного возраста с легкой умственной отсталостью.
1. Выявить уровни развития внимания у обучающихся с легкой степенью умственной отсталости.
2. Создать и апробировать программу для развития внимания у обучающихся с легкой степенью умственной отсталости.
3. Проанализировать эффективность коррекционной работы по развитию внимания детей младшего школьного возраста с легкой умственной отсталостью.
Методы исследования:
Теоретические (изучение и анализ литературы по проблеме развития внимания учащихся младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости).
Эмпирические (педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий, контрольный этапы, тестирование, количественный и качественный анализ).
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
1.1 Общая характеристика внимания как психического процесса
Важнейшей особенностью протекания психических процессов является их избирательный, направленный характер. Этот избирательный, направленный характер психической деятельности связан с таким свойством нашей психики, как внимание.
В отличие от познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления и т. д.), внимание не имеет своего особого содержания, оно как бы находится внутри этих процессов и неотделимо от них. Внимание характеризует динамику психических процессов.
Внимание - это направленность психики (сознания) на определенные объекты, имеющие устойчивое или ситуативное значение для индивида, концентрация психики (сознания), предполагающая повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности [4].
Функции внимания:
1. сущность внимания проявляется, прежде всего, в отборе значимых, релевантных, то есть соответствующих потребностям, соответствующим данной деятельности, влияний и игнорировании (подавлении, устранении) других-несущественных, побочных, конкурирующих влияний.
2. удержание (сохранение) этой деятельности (сохранение в сознании образов, определенного предметного содержания) до завершения акта поведения, познавательной деятельности, до достижения цели.
3. одной из важнейших функций внимания является регулирование и контроль потока деятельности.
Внимание может проявляться как в сенсорных, так и в мнемических, психических и моторных процессах.
Сенсорное внимание связано с восприятием стимулов различной модальности (типа). В этом отношении различают зрительное и слуховое сенсорное внимание.
Объектами интеллектуального внимания как его высшей формы являются воспоминания и мысли. Сенсорное внимание является наиболее изученным. Фактически, все данные, характеризующие внимание, получены при изучении этого типа внимания.
Виды внимания:
1. Непроизвольное внимание - это концентрация сознания на объекте в силу некоторых его особенностей. Известно, что любой раздражитель, изменяя силу своего действия, привлекает внимание. Новизна стимула также вызывает непроизвольное внимание. Предметы, вызывающие яркий эмоциональный тон в процессе познания (насыщенные цвета, мелодичные звуки, приятные запахи), вызывают непроизвольную концентрацию внимания. Еще большее значение для возникновения непроизвольного внимания имеют интеллектуальные, эстетические и нравственные чувства. Предмет, который вызвал у человека удивление, восхищение, восторг, долгое время привлекает его внимание. Интерес, как непосредственный интерес к происходящему и как избирательное отношение к окружающему миру, обычно связан с чувствами и является одной из важнейших причин длительного непроизвольного внимания к предметам. В психологической литературе для обозначения непроизвольного внимания используется несколько синонимов. В одних исследованиях его называют пассивным, в других -эмоциональным. Оба синонима помогают выявить особенности непроизвольного внимания. Когда они говорят о пассивности, они подчеркивают зависимость непроизвольного внимания от объекта, который его привлек, и подчеркивают отсутствие усилий со стороны человека, чтобы сосредоточиться. Когда непроизвольное внимание называют эмоциональным, оно подчеркивает связь между объектом внимания и эмоциями, интересами и потребностями. В этом случае также отсутствует волевое усилие, направленное на концентрацию: объект внимания выделяется за счет его соответствия причинам, побуждающим человека к деятельности.
2. Произвольное внимание - это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте. Синонимами слова произвольный являются слова активный или волевой. Все три термина подчеркивают активную позицию индивида при фокусировании на объекте. Человек сосредотачивается не на том, что ему интересно или приятно, а на том, что он должен делать. Этот тип внимания тесно связан с волей. Произвольно сосредоточившись на объекте, человек совершает волевое усилие, поддерживающее внимание на протяжении всего процесса деятельности. Произвольное внимание обязано своим происхождением труду. Произвольное внимание возникает, когда человек ставит цель для деятельности, требующей концентрации. Произвольное внимание требует усилия воли, которое переживается как стресс, мобилизация сил для решения проблемы. Волевое усилие необходимо для того, чтобы сосредоточиться на объекте деятельности, не отвлекаться, не совершать ошибок в действиях. Итак, причиной произвольного внимания к любому объекту является целеполагание деятельности, та самая практика, за которую человек несет ответственность.
3. Послепроизвольное внимание. Существует ряд условий, которые облегчают произвольную фокусировку внимания. Сосредоточиться на умственной деятельности легче, если в познание включено практическое действие. Например, легче удерживать внимание на содержании научной книги, когда чтение сопровождается заметками. Важным условием сохранения внимания является психическое состояние человека. Уставшему человеку очень трудно сосредоточиться. Многочисленные наблюдения и эксперименты показывают, что к концу рабочего дня количество ошибок при выполнении работы увеличивается, а состояние усталости субъективно переживается: трудно сфокусировать внимание. Эмоциональное возбуждение, вызванное причинами, не имеющими отношения к выполняемой работе (озабоченность какими-то другими мыслями, болезненное состояние и другие подобные факторы), значительно ослабляет произвольное внимание человека.