Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время отмечается увеличение числа детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии речи. Наблюдаются отклонения как в развитии только звуковой стороны речи, так и в нарушении формирования всех компонентов речевой системы.
Одним из наиболее тяжелых дефектов речи является алалия, когда ребенок практически лишен языковых средств общения, его речь самостоятельно не формируется. В ходе коррекционной работы возникали определенные трудности при работе с детьми, имеющими такой диагноз.
Причины:
1. дети попадают в речевую группу, как правило, с 5 лет, когда сензитивный период уже практически упущен;
2. часто задачи программы, по которой приходится работать логопеду, не совпадают с задачами коррекционного воздействия при моторной алалии;
3. отсутствие практического опыта комплексного подхода к формированию речи при алалии;
4. частое отсутствие эффективной и корректной медикаментозной терапии.
Об актуальности данной проблемы говорит тот факт, что своевременное овладение правильной речью имеет очень важное значение для становления полноценной личности ребёнка, а также является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе.
Моторная алалия у детей способна приводить к нарушениям письменной речи (дислексия и дисграфия). Кроме того, у пациентов может развиться заикание, проявляющееся при формировании у ребенка навыков устной речи.
Логопедическую работу с данной категорией детей необходимо начинать в раннем возрасте, так как отсутствие речи резко ограничивает полноценное развитие и общение ребенка с окружающими. А это в свою очередь приводит к постепенному отставанию в умственном развитии, которое в данном случае носит вторичный характер.
Проблема исследования. При алалии структура дефекта характеризуется мозаичностью и неравномерностью невербальных и вербальных нарушений, что, в свою очередь, делает трудным развитие речевой функции. Не изученными остались вопросы типологических проявлений когнитивной и психомоторной недостаточности, которая отражает их вариативность и сложность при алалии. В специальной литературе мало представленных подходов к преодолению алалии с учетом психолого-педагогического, клинического, нейропсихологического анализа структуры дефекта. В процессе определения содержания и направлений коррекционной логопедической работы также не учтена вариативность когнитивных и психомоторных нарушений.
Вышеуказанные факторы привели автора работы к пониманию необходимости проведения специального исследования, которое направлено на выявление, с одной стороны, возможных типологических проявлений нарушенного когнитивного и психомоторного развития дошкольников с моторной алалией, с другой - внедрения индивидуального подхода с применением интегративных знаний на стыке психологии, педагогики и логопедии для определения адекватных структуре дефекта, этапов, содержания и направлений в коррекционной работе.
В результате анализа литературы таким образом, была сформулирована проблема исследования: какими являются особенности механизмов и симптоматики моторной алалии в детском дошкольном возрасте? Какими являются условия эффективности коррекционно-восстановительной работы при моторной алалии у детей в дошкольном возрасте?
Целью исследования является изучение логопедической работы по преодолению моторной алалии у дошкольников.
Объектом исследования является слоговая структура слова у детей дошкольного возраста с моторной алалией.
Предмет исследования - диагностика и коррекция структуры слова у детей дошкольного возраста с моторной алалией.
Исходя из вышесказанного, самой ценной формой коррекционной работы в ДОО, которая позволяет компенсировать системное недоразвитие речи у детей с алалией, явилось введение инновационных приемов , подходов в организации непосредственно образовательной деятельности.
Теоретическая значимость исследования определена тем, что:
- полученные данные о когнитивной и психомоторной недостаточности дошкольников с моторной алалией дополнили и расширили теоретические представления о сочетании нарушений моторной, познавательной, речевой деятельности детей, имеющих тяжелые нарушения речи;
- охарактеризованы и выделены типологические проявления нарушенного когнитивного и психомоторного развития детей 4-х лет с моторной алалией: с преобладающей недостаточностью слуховой перцепции; с преимущественными нарушениями произвольности тонкой моторики; с нарушениями слухового и зрительного восприятия и памяти; с недостаточностью развития когнитивных функций и произвольной тонкой моторики;
- теоретически обоснованы этапы, определены содержание и направления в индивидуальном обучении, которое способствует самой эффективной коррекционной работе.
Практическая значимость исследования:
Методический материал по коррекции слоговой структуры слова может быть рекомендован воспитателям старших и подготовительных групп массовых детских садов и учителям начальной школы для развития речи детей с общим недоразвитием речи.
Используемая методика коррекционного воздействия на слоговую структуру слова при общем недоразвитии речи может быть рекомендована практическим логопедам системы образования.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
Разработаны и предложены направления и содержание программы индивидуализированной коррекционной работы при моторной алалии у дошкольников;
Доказано, что реализация индивидуализированного подхода в процессе коррекционно-развивающего обучения позволяет оптимизировать логопедическую работу с данным контингентом образовательного учреждения.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Работа выполнена на 35 страницах.
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА МОТОРНОЙ АЛАЛИИ У ДЕТЕЙ
1.1 Коррекционно - логопедическая работа при алалии
Основные направления и содержание коррекционно-педагогической работы при моторной алалии. Сферой логопедии является определение методов и принципов коррекционной работы, направленной на развитие личности ребенка и его речи. Длительная систематическая логопедическая работа дает в ряде случаев средства, которые будут достаточными для речевого общения ребенка, но иногда – только самую элементарную речь. В зависимости от характера нарушения данная задача может быть решена дифференцированно применительно к сенсорной и моторной алалии.
При алалии комплексный подход к формированию речи акцентирует внимание на становление всех функций речи, которые способствуют улучшению познавательной деятельности и ее развитию. Проводится комплексная системная работа над личностью в целом и речью, при этом учтены закономерности развития речевой функции в онтогенезе и закономерности строения языка. 1
Логопедическая систематическая работа направлена на восполнение пробелов в речевом развитии и подготовку к дальнейшему школьному обучению по специальным программам, или она проводится одновременно со школьным обучением как его дополнение. Преодоление речевого недоразвития выстроено таким образом, чтобы в процессе работы возникала готовность усваивать школьные знания, логопедическая работа может быть эффективной только в том случае, если ее проводят комплексно на фоне активного психотерапевтического и медикаментозного лечения, которое проводится врачом-психоневрологом (психиатром. невропатологом).
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Выготский Л.С. Основы дефектологии. – М.: Педагогика. – 1983. Т.5. – 654 с.
2. Выготский Л.С. Проблема возрастной периодизации детского развития. Вопросы психологии. – 1972. - 236 с.
3. Воробьева В.К. Особенности связей речи школьников с моторной алалией. – М.: Просвещение. – 2018. - 426 с.
4. Гуровец Т.В. Клинико-педагогическая характеристика детей, страдающих моторной алалией. – М.: Просвещение. – 2018. - 95 с.
5. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М.:2018. - 262 с.
6. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. – М.: 2017. - 456 с.
7. Ковшиков В.А. Экспрессивная алалия. 2019. - 562 с.
8. Кузьмина Н.И., Рождественская В.И. Воспитание речи не говорящих детей алаликов. – М.: 2018. - 426 с.
9. Левина Р.Е. Опыт изучения не говорящих детей алаликов. – М.: 2019. - 423 с.
10. Логопедия. / под ред. Волковой Л.С. Дефектология. – 2017. - №3. – 198 с.
11. Малярова О.В. Логопедическая работа при алалии // Материалы VIII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: // https: // scienceforum.ru / 2016 / article / 2016024539 (дата обращения: 01.11.2020).
12. Миноченкова И. Ю. Алалия. Основные направления и содержание коррекционно -педагогической работы // Молодой ученый. — 2016. — №9. — С. 1149 - 1154. — URL https: // moluch.ru / archive / 113 / 29092 / (дата обращения: 01.11.2020).
13. Основы логопедии: учеб. пособие для студентов пед. ин - тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. - М.: Просвещение, 2018. – 223 с.
14. Соботович Е.Ф. Формирование правильной речи у детей с моторной алалией. – Москва. – 2018. - 288 с.
15. Смирнова И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР. - М., 2018. - 298 с.