Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Алалией называют комплекс нарушений, выражающийся в дефиците речи либо (в наиболее тяжелых случаях) – полном ее отсутствии. Это системное нарушение, заключающееся в несформированности речи и невосприятии языка как средства коммуникации.
Алалия может сопровождаться и прочими расстройствами. Например, на ее фоне в возрасте старше двух лет обычно развивается ЗПРР. Но не стоит путать ее с другими недугами.
Грубых нарушений мышления при алалии не наблюдается, на первых этапах интеллект находится на уровне возрастной нормы – этим она отличается от олигофрении. Слух также остается сохраненным, тугоухость исключается.
Не нарушены и контакты с внешним миром. Отличие алалии от аутизма, например, состоит в том, что ребенок не выглядит погруженным в себя: он контактирует со взрослыми и сверстниками, принимает участие в общих играх, активно использует невербальные способы общения. Словом, при адекватном лечении и коррекционной работе ребенок, в большинстве случаев, перестает быть «особенным».
Прогнозы при лечении алалии у детей зависят от выраженности симптомов, степени «запущенности» расстройства и адекватности используемых методов. В большинстве случаев, при грамотно построенной коррекционной работе и содействии родителей наблюдается приведение речевых навыков к возрастной норме.
Актуальность проблемы.
Проанализировав данные научно-методической литературы, посвящённые проблеме нарушения и коррекции слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста, можно сделать вывод о том, что этот вопрос является малоизученным и недостаточно описанным. Методические рекомендации по коррекции этого нарушения являются противоречивыми и неполными, не смотря на их актуальность.
Об актуальности данной проблемы говорит тот факт, что своевременное овладение правильной речью имеет важное значение для становления полноценной личности ребёнка, а усвоение слоговой структуры слова является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе.
С каждым годом увеличивается число детей, страдающих тяжёлыми нарушениями речи. У большинства из них в той или иной степени присутствует нарушение слоговой структуры слова. Если это нарушение вовремя не исправить, в дальнейшем оно приведёт к негативным изменениям в развитии личности ребёнка, таким как формирование замкнутости и закомплексованности, что будет мешать ему не только в обучении, но и в общении со сверстниками и взрослыми.
Существует зависимость овладения слоговой структурой слова от состояния фонематического восприятия, артикуляционных возможностей, семантической недостаточности, мотивационной сферы ребёнка; а по данным последних исследований - от особенностей развития неречевых процессов: оптико-пространственной ориентации, ритмической и динамической организации движений, способности к серийно-последовательной обработке информации.
Практика логопедической работы показывает, что часто на первый план в дошкольном возрасте выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается значение формирования слоговой структуры слов, и это одна из причин возникновения дисграфий и дислексий у школьников.
Проблема исследования. При алалии структура дефекта характеризуется мозаичностью и неравномерностью невербальных и вербальных нарушений, что, в свою очередь, делает трудным развитие речевой функции. Не изученными остались вопросы типологических проявлений когнитивной и психомоторной недостаточности, которая отражает их вариативность и сложность при алалии. В специальной литературе мало представленных подходов к преодолению алалии с учетом психолого-педагогического, клинического, нейропсихологического анализа структуры дефекта. В процессе определения содержания и направлений коррекционной логопедической работы также не учтена вариативность когнитивных и психомоторных нарушений.
Вышеуказанные факторы привели автора работы к пониманию необходимости проведения специального исследования, которое направлено на выявление, с одной стороны, возможных типологических проявлений нарушенного когнитивного и психомоторного развития дошкольников с моторной алалией, с другой - внедрения индивидуального подхода с применением интегративных знаний на стыке психологии, педагогики и логопедии для определения адекватных структуре дефекта, этапов, содержания и направлений в коррекционной работе.
В результате анализа литературы таким образом, была сформулирована проблема исследования: какими являются особенности механизмов и симптоматики моторной алалии в детском дошкольном возрасте? Какими являются условия эффективности коррекционно-восстановительной работы при моторной алалии у детей в дошкольном возрасте?
Исходя из вышесказанного, самой ценной формой коррекционной работы в ДОО, которая дает возможность компенсировать системное недоразвитие речи у детей с алалией, будет введение инновационных приемов и подходов в организации непосредственно образовательной деятельности.
Теоретическая значимость исследования заключена в том, что:
- полученные данные о психомоторной и когнитивной недостаточности дошкольников с моторной алалией расширили т дополнили теоретические представления о сочетании нарушений моторной, речевой, познавательной, деятельности детей, которые имеют тяжелые нарушения речи;
- выделены и охарактеризованы типологические проявления нарушенного когнитивного и психомоторного развития детей 4-х лет с моторной алалией: с преимущественными нарушениями произвольности тонкой моторики; с преобладающей недостаточностью слуховой перцепции; с недостаточностью развития когнитивных функций и произвольной тонкой моторики; с нарушениями слухового и зрительного восприятия и памяти;
- теоретически обоснованы этапы, определены содержание и направления в индивидуальном обучении, которое способствует самой эффективной коррекционной работе.
Практическая значимость исследования:
1. Используемая методика коррекционного воздействия на слоговую структуру слова при общем недоразвитии речи может быть рекомендована практическим логопедам системы образования.
2. Методический материал по коррекции слоговой структуры слова может быть рекомендован воспитателям старших и подготовительных групп массовых детских садов и учителям начальной школы для развития речи детей с общим недоразвитием речи.
Целью исследования является изучение логопедической работы по преодолению моторной алалии у дошкольников.
Объектом исследования является слоговая структура слова у детей дошкольного возраста, имеющие моторную алалию.
Предметом исследования является диагностика и коррекция структуры слова у детей дошкольного возраста, имеющие моторную алалию.
В данной работе будет решен ряд задач:
- изучена проблема алалии в современной науке
- приведены характеристики моторной алалии
- описана диагностика и лечение моторной алалии
- изучена коррекционная работа логопеда
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Архипова Е.Ф. логопедическая работа с детьми раннего возраста[Текст].// Е.Ф. Архипова Учеб. пособие для студ. Педвузов.- Москва.,2017-231с.
2. Волкова Л.С. Логопедия: Учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений [Текст]/ Под редакцией Л.С. Волковой. – 5-е изд, перераб. и доп. – М.:Гуманитар. Изд. центр Владос, 2018. – 704 с.
3. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии [Текст]:/ Е.Н. Винарская /Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка. М.: Просвещение, 2018-165с.
4. Жукова Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда[Текст] / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 2019. – 320 с.
5. Левина Р.Е. Изучение неговорящих детей - Хрестоматия по логопедии Т2, с.23/Под ред.Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова - М.: Гуманитарный издательский центр "Владос", 1997. 201 с.
6. Ковшиков В.А. Анализ концепций механизма экспрессивной алалии. - В кн.: Изучение аномальных школьников. Л., 2018. 456 с.
7. Ковшиков В.А. Совершенствование методов диагностики и преодоление нарушений речи. Л., 2018. 56 с.
8. Ковшиков В.А. Распад и недоразвитие языковой системы: исследования и коррекция. СП. б., 2018. 45 с.
9. Кузьмина Н.И., Рождественская В.И. Развитие воспринимаемой и самостоятельной речи у детей - алаликов (2018) - Хрестоматия по логопедии Т.2, с.131.
10. Элькин Ю.А., Ковшиков В.А. Механизмы речевого процесса и реабилитация больных с речевыми нарушениями. М., 2018. 422 с.