Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Миграции в современном мире играют главную роль в международном движении населения. Причины миграции в основном экономические, когда люди ищут работу, более высокий уровень жизни и благосостояния. Длительность пребывания в другой стране может быть разной, от нескольких дней, до нескольких десятилетий.
Трудовая миграция захватила практически все развитые страны, сегодня она носит международный характер, становясь обычным явлением социально - экономической жизни современного мира, не осталась в стороне от этого явления и Россия.
Мировое пространство стало поликультурным, трудовые мигранты в настоящее время играют все более заметную роль в экономике России, сальдо миграции в Россию на протяжении многих лет остается положительным.
В связи с огромным притоком разных категорий мигрантов остро встает проблема взаимной культурной психологической адаптации мигрантов и принимающего населения.
С учетом внутренней миграции, на сегодняшний день примерно 14% от жителей Земли составляют мигранты [1, с.89].
При этом, по данным исследования 2018 г., уровень непринятия мигрантов местным населением очень высок –72% от общего числа опрошенных жителей из выборки по г. Москва не видят плюсов от приезда мигрантов [3, с. 76].
Также отмечается повышенный уровень мигрантофобии у русских [1, с.95 ] Возрастающий поток мигрантов в российские регионы ставит перед населением нашей страны новую проблему взаимоотношений между принимающим сообществом и иммигрантами.
Вопросы исследований отношения к мигрантам в России еще мало изучены, например, среди зарубежных ученых известны теоретические исследования Е.Г.Равенштайна, Э.Ли, Дж.Харисса и М.Тодаро, У.Томаса и Ф. Знанецкого, среди отечественных исследований можно назвать Т.И. Заславскую, изучавшую вопросы миграций сельского населения; В.И. Переведенцева, который рассматривал методы изучения миграции населения; а также, Л.Л. Рыбаковского, проводившего региональный анализ миграций.
Можно отметить, что изучение вопросов миграций в России покак находится на стадии зарождения и не имеет значительных традиций, а уровень обобщения их результатов невысок.
Таким образом, все большую актуальность приобретают вопросы изучения миграций, для более глубокого понимания их причин, знания их видов и определения значения миграций в России и мировом сообществе в целом.
Все это обусловило актуальность нашего исследования.
Противоречие исследования мы видим в том, что:
- необходимостью снижения социальной напряженность в отношении к мигрантам в России и недостаточной изученность данной проблемы в научных исследованиях.
Выявленные противоречия обусловили проблему исследования: каково отношение студентов педагогического вуза к мигрантам?
Проблема и противоречия обусловили выбор темы исследования: «Отношение студентов педагогического вуза к мигрантам».
Объект исследования: мигранты и отношение к ним.
Предмет исследования: особенности отношения студентов педагогического вуза к мигрантам.
Цель работы: рассмотреть особенности отношения студентов педагогического вуза к мигрантам.
Для достижения цели решался ряд задач:
1. Рассмотреть проблему миграции в научной литературе.
2. Рассмотреть особенности отношения к мигрантам представителей принимающего сообщества.
3. Осуществить диагностику отношения студентов пед. вуза к мигрантам.
4. Проанализировать результаты исследования по выявлению отношения студентов педагогического вуза к мигрантам.
В ходе исследования, опираясь на цель и предмет исследования, была сформирована гипотеза: специфика отношения студентов педагогического вуза к мигрантам заключается в уровне сформированности этнической идентификации.
Методологической основой данного исследования являются:
Миграционные законы (Е.Г. Равенштейн); социологический подход к изучению миграций (У. Томаса и Ф. Знанецкий); психологические аспекты, влияющие на межэтнические отношения в России (В.В. Гриценко, С.Д. Гуриева, Н.М. Лебедева, Е.Н. Резников, Т.П. Скрипкина); исследования воздействия культурного многообразия обществ на их интеграцию (E.H. Cohen, C. Diehl, M. Gesthuizen, J. Hein, M. Savelkoul, R. Schnell, P. Bevelander); исследования социальной и этнической идентичности личности (K. Kupper, H. Tajfel, J. Turner, E. Frankenberg, R. Wagner, Т.Г. Стефаненко, Н.Л. Иванова, А.Н. Татарко).
Методы исследования: 1. Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; 2 . Эмпирические: психолого-педагогический эксперимент;
3. Количественная и качественная обработка данных.
Исследование осуществлялось на базе Ишимского педагогического института им. им. П.П. Ершова (филиала) Тюменского государственного университета. В эксперименте участвовали студенты 4 курса заочного отделения профиля: Психология и социальная педагогика в количестве 10 человек в возрасте от 29 до 42 человек.
Исследование осуществлялось в несколько этапов: 1.Постановочный: на этом этапе анализировалась проблема исследования, формулировалась тема, изучалась необходимая методическая и психолого-педагогическая литература, осуществлялась постановка цели и задач, формулировалась гипотеза, определялся объект и предмет исследования.
2. Собственно – исследовательский этап: отбор методов и методик диагностики, их реализация, проверка гипотезы.
3. Оформительско - внедренческий этап: систематизация результатов исследования, апробация, оформление результатов курсовой работы. Исследование осуществлялось в несколько этапов: 1.Постановочный: (май - июнь 2020 г.) на этом этапе осуществлялся выбор темы, изучалась необходимая методическая и психолого-педагогическая литература, осуществлялась постановка цели и задач, формировалась гипотеза, определялся объект и предмет исследования. 2. Собственно – исследовательский этап: (июль - октябрь 2020) отбор методов и методик диагностики, их реализация, проверка гипотезы.
3. Оформительско - внедренческий этап: (ноябрь 2020- январь 2021) систематизация результатов исследования, апробация, оформление результатов выпускной квалификационной работы.
Научная новизна и теоретическая значимость заключается в обобщении взглядов ученых по рассматриваемой проблеме, их систематизации; в получении выводов на основе анализа полученных данных об отношении студентов педагогического вуза к мигрантам.
Практическая значимость заключается в том, что полученные результаты исследования и разработанные практические рекомендации могут быть использованы в практической деятельности педагогов образовательных учреждений.
Структура работы: Курсовая работа состоит из введения, двух основных глав (теоретической и эмпирической), заключения и списка используемой литературы, включающей 25 источников. Общий объем работы- 30 страниц.
Глава 1. Теоретические основы проблемы отношения к мигрантам
1.1 Миграция в России как проблема
Сегодня проблема миграции очень актуальна. Основной причиной международной миграции является экономическая разница в уровне заработной платы, которую можно получить за одну и ту же работу в разных странах мира. Нехватка специалистов по той или иной профессии в том или ином регионе повышает заработную плату за эту профессию и, соответственно, стимулирует приток мигрантов.
Внешняя миграция рабочей силы характеризуется увеличением доли высококвалифицированных специалистов в ее составе.
На данный момент миграция сильно влияет на ситуацию в стране, из которой они мигрируют или наоборот. Страны, куда мигрируют люди, испытывают огромные трудности с нелегальными мигрантами.
Для мигрантов существуют определенные требования, которым они должны соответствовать, иначе они будут депортированы. Эти условия часто не выполняются, и государство уже много лет ведет борьбу с нелегальными мигрантами. Есть определенные страны, в которых наиболее остро стоит проблема миграции населения, прежде всего это касается экономической ситуации в стране.
Очевидно, что бороться стоит не с миграцией, а с причинами, по которым население мигрирует из одной страны в другую. Миграция не всегда связана с отъездом из одной страны в другую из-за экономических проблем, люди могут мигрировать и по другим причинам, например, меняя место жительства в своих собственных интересах и так далее.
Основными проблемами миграции являются: рост преступности, угнетение культуры и религии коренного населения, преобладание предложения над спросом на рынке труда, а, следовательно, и снижение заработной платы, негативное отношение местных жителей к мигрантам в целом, усложнение ситуации на рынке труда, усиление конкуренции за рабочие места.
Но есть и преимущества для тех стран, которые принимают мигрантов: решение демографической проблемы, низкая стоимость рабочей силы для приезжих в конечном итоге повышает конкурентоспособность производимой государством продукции, обогащает культуру, обмен опытом и так далее.
Миграция населения понимается как миграция людей из одного региона (государства) в другой, в ряде случаев большими группами и на большие расстояния [11, с. 34].
Мигрант - это лицо, которое переселяется, меняет место жительства в пределах страны или переезжает из одной страны в другую по различным причинам [16, С. 8].
Существенной проблемой, осложняющей теоретические исследования, является терминологическая неопределенность, связанная с понятием «мигрант». Под мигрантами обычно понимаются лица, прибывшие с других территорий на постоянное жительство, а также лица, прибывшие на временный заработок.
В то же время обозначенные категории имеют различные существенные характеристики.
Временный человек ориентирован на уход и нацелен на получение быстрого результата. При этом для «достижения своих целей они максимально используют природу, производственные коллективы и ресурсы предприятий. Деньги накапливаются в большей степени и предназначены для вывоза за пределы округа» [5, с. 163].
Большинство ученых исходит из представления о миграции как о пространственном перемещении населения. Например, В. И. Переведенцев понимает миграцию как совокупность перемещений людей, то есть таких перемещений людей по территории, которые неразрывно связаны с их сменой места жительства в течение относительно длительного периода времени. [19, С. 9].
По мнению В. М. Моисеенко, миграция - это одна из форм перемещения населения, при которой смена места жительства на более или менее значительное расстояние и время сопровождается социально значимыми экономическими, социальными, демографическими и другими последствиями [17, С. 24].
Под миграцией Л. Л. Рыбаковский понимает любое территориальное перемещение, происходящее между различными населенными пунктами одной или нескольких административно-территориальных единиц, независимо от продолжительности, регулярности и целевой направленности [16, С. 35].
Современные исследователи рассматривают миграции не только как постоянные переезды, но и «переезды из одного населенного пункта в другой, ежедневные поездки на работу или учебу за пределы населенных пунктов, прибытие в определенный район на временные, в том числе сезонные, работы, командировки, отпуска и другие перемещения» [25, С. 87].
Не вдаваясь в подробное описание каждого из этих типов, следует отметить, что первые три типа не связаны со сменой постоянного места жительства. Таким образом, понятие «миграция» включает в себя как постоянные, так и временные перемещения индивидов и их групп.
Термин «переселение» встречается также в научной литературе и нормативных документах, связанных с миграционными процессами. Это понятие широко использовалось в дореволюционный период, поскольку термин «миграция» в то время практически отсутствовал в общественно-научном дискурсе.
Так, в Большой энциклопедии (1903-1904) термин «миграция» дается в узком биологическом значении, а переселение определяется как «перемещение сельскохозяйственного населения в пределах государства с целью расселения в новых, необитаемых или малонаселенных частях страны» [3, с. 35].
В частности, «переселение» является одной из базовых категорий упомянутой выше государственной программы содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, в Российскую Федерацию, и, как следствие, фигурирует в исследованиях по этому документу [9, с. 112].
Субъектами миграционных процессов являются мигрант и перемещенное лицо. Исходя из приведенных выше определений миграции и переселения, «мигрант-это лицо, осуществляющее территориальное перемещение (миграцию) со сменой постоянного места жительства и работы постоянно или на определенный срок (от 1 дня до нескольких лет)» [20, С. 49]; мигрант - «лицо, добровольно покидающее страну своего проживания и переезжающее на постоянное место жительства в другую страну» [1, с. 113].
Сегодня основными причинами международной миграции являются:
- поиск желаемой работы,
- приобретение соответствующего уровня жизни.
В целом можно сказать, что экономические причины являются основными в международных миграциях по всему миру.
Международная миграция начала оказывать влияние на целый ряд процессов:
- социально-политические,
- экономический процесс,
- процессы обеспечения национальной безопасности стран.
В России сложилась сложная ситуация, связанная с регулированием миграционных потоков, что связано с распадом СССР и низким уровнем регулирования отношений с бывшими республиками Советского Союза в различных сферах. Многие граждане бывших советских республик и в настоящее время граждане новых независимых государств занимаются экономической деятельностью на территории России.
Нынешняя миграционная ситуация в Российской Федерации выглядит следующим образом:
- ежегодно в нашу страну въезжает более 23 миллионов иностранных граждан из более чем 122 стран,
- 80% этих граждан являются выходцами из стран СНГ, целью приезда которых является поиск работы.
По статистике, мигранты работают во всех субъектах Российской Федерации, только в Москве сегодня насчитывается от 800 тысяч до 2,5 миллионов мигрантов, а именно мигранты составляют 20% от общего числа занятых людей [23, С. 65].
Большинство мигрантов прибывают из таких стран, как:
-Узбекистан,
- Казахстан,
- Таджикистан,
- Украина.
В основном в Россию приезжает низкоквалифицированная рабочая сила, а именно трудовые мигранты из Средней Азии, Украины и Молдовы. Они приходят в поисках работы.
В последнее время доля квалифицированных специалистов, приезжающих в Россию, возросла, но все же большинство из них - представители рабочих профессий.
Центрами притяжения трудовых мигрантов являются:
- Московская область,
- Санкт-Петербург,
- Краснодарский край.