Фрагмент для ознакомления
2
образования должны стать основой модернизации общего образования. В концепции стандартов образования сказано, что одной из главных задач является развитие школьного образования, которое нуждается в обновлении содержания, методов обучения и достижения на основе этого нового качества его результатов.
Физика как учебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у учащихся формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью школьника. За последнее десятилетие рядом учёных методистов намечены определённые подходы к использованию физического эксперимента в учебном процессе. Методы и приемы преподавания физики в школе обусловлены как дидактическими задачами, так и особенностями физической науки. Физика — наука экспериментальная, большая часть открытий в ней, установление законов, изучение явлений сделано экспериментальным путем.
Одним из основных нормативных документов, определяющих направление и содержание современного образования в Российской Федерации, является Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). В данном стандарте для всех предметов, включая естественно-научные, к которым относится физика, прописаны цели и задачи изучения дисциплины. В результате изучения курса физики обучающиеся должны научиться формулировать гипотезы, цель и задачи исследований, проводить эксперименты и анализировать полученные данные; полученные экспериментальные знания сопоставлять с теоретической базой и сопоставлять их с реалиями жизни.
Использование огромной палитры возможностей исследовательской и экспериментальной деятельности удается только при полном взаимодействии педагога и личности ребенка. Проведение эксперимента требует не только усилия молодого исследователя, но и основательного педагогического руководства.
При таком аспекте эффективно используется взаимосвязь традиционных и инновационных вариаций к организации целостного учебно-воспитательного процесса как взаимной творческой жизнедеятельности учителя и обучающегося.
Каждый педагог связывает теорию и технологию организации школьных исследований учебного и внешкольного образования, урочных и внеурочных занятий.
Идеи применения метода исследований, как средства обучения известны со времен Сократа (беседа-исследование). Позже, уже в XIX в., историк Стасюлевич М.М. и биолог Гердт А.Я. из России, естествоиспытатель Гексли Т. и химик Армстронг Р.Э. из Великобритании сформулировали общую идею исследовательского метода обучения.
Исходя из актуальности проблемы, мы сформулировали тему нашего исследования «Методика формирования экспериментальных умений учащихся основной школы в процессе обучения физике» является актуальной.
Цель исследования: изучить возможности методические основы формирования экспериментальных умений учащихся основной школы в процессе обучения физике.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
1. Изучить научную, научно-методическую и специальную литературу по проблеме исследования в аспекте формирования экспериментальных умений учащихся основной школы в процессе обучения физике.
2. Проанализировать методические аспекты формирования экспериментальных умений в курсе физики.
Объект исследования: процесс обучения физике в школе.
Предмет исследования: формирование экспериментальных умений школьников в процессе обучения физике.
Для решения поставленных в исследовании задач использовались следующие методы:
‒ изучение и теоретический анализ научно-методической, психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования;
‒ педагогическое наблюдение.
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в систематизации и конкретизации теоретического и эмпирического материала по организации научно - исследовательской деятельности и экспериментальных умений учащихся.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Обзор литературы по теме исследования
1.1. Понятие и содержание УУД в процессе обучения физике
В Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования, далее ФГОС СОО, который принят и действует в настоящее время, зафиксированы требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, в которые входит освоение личностных, предметных и метапредметных результатов обучения .
Каждому учителю на своем предмете необходимо обеспечить всем обучающимся их самостоятельную деятельность, построенную таким образом, что она приведет их к овладению необходимых универсальным учебным действиям, другими словами, в школе должны быть созданы условия для полноценного формирования и развития личности всех обучающихся.
Из ФГОС СОО следует, что к личностным результатам обучения относиться самоопределение учащихся, их смыслоопределение; сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, способность ставить цели и строить жизненные планы.
Предметные результаты, включающие освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области.
Метапредметные результаты, включающие в себя универсальные учебные действия и межпредметные понятия, самостоятельное планирование учебной деятельности.
В стандарте прописано, что одной из задач современного образования является формирование универсальных учебных действий (УУД) и познавательных универсальных учебных действий далее ПУУД.
Универсальные учебные действия – это умение самосовершенствоваться по средствам усвоения новых видов деятельности.
Выделяют четыре вида универсальных учебных действий такие, как личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные .
К личностным УУД относиться личностное самоопределение, жизненные ценности, следование своим целям. Соотношение своих поступков и поведения с принятыми этическими нормами общества.
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают личностное, профессиональное и жизненное самоопределение обучающихся. Личностные УУД способствуют установлению обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом .
К регулятивным УУД относится: целепологание, планирование целей, прогнозирование, коррекция целей и задач, их оценка, саморегуляция.
Регулятивные УУД обеспечивают организацию своей учебной деятельности учащимися.
Коммуникативные универсальные учебные действия включают в себя обеспечение социальной компетентности. Учёт позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог. Строить продуктивные взаимодействия и сотрудничать с группами сверстников и группами взрослых.
К познавательным УУД относятся: общеучебные и логические универсальные действия, постановка и решение проблем.
Формирование познавательных универсальных учебных действий (ПУУД), развитие каждой отдельной личности в комплексе. Прежде всего, обобщение действий, направленных на, саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения учеником нового опыта. Таким образом, можно обобщить, что познавательные универсальные учебные действия в рамках решений важных задач для ученика решают задачи общекультурного и ценно-личностной ориентации в целом. В психологическом смысле, ПУУД – это комплекс способов, обеспечивающий самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса, сам процесс обучения и умение применять полученные знания в повседневной жизни учащихся .
Познавательные УУД включают в себя три вида деятельности это: общеучебные, логические универсальные действия, постановка и решение проблем.
Рассмотрим более подробно содержание и виды деятельности ПУУД.
Общеучебные универсальные действия – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Умение структурировать знания. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах, выбор способов и условий действия. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности, смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели, извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, определение основной и второстепенной информации, свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического стилей. Понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера .
Проанализировав источники, мы определили, что логические универсальные действия включают в себя:
• анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных);
• синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
• сравнение – выбор оснований и критериев для сравнения, классификация объектов, установление причинно-следственных связей, построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование;
• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
• поиск и выделение необходимой информации;
• применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
• моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую);
• модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
• выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
• извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
• постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Последнее подразумевает под собой:
Фрагмент для ознакомления
3
1. Антипин, И. Г. Экспериментальные задачи по физике 6-7 класс Текст. : пособие для учителей / И. Г. Антипин. М.: Просвещение, 1974
2. Бруднов А.К. Учебно-исследовательская работа школьников // Воспитание школьников. – 1996. – № 2. – С. 6-8
3. Зуев П. В., Кощеева Е. С. Развитие метапредметных универсальных учебных действий при комплексном использовании учебного физического эксперимента и компьютерного моделирования в процессе обучения физике // Педагогическое образование в России. – 2017. – № 12. – С. 87–94
4. Зуев, П. В. Простые опыты / П. В. Зуев // Я иду на урок физики. 7 кл.: Книга для учителя: в 3-х частях.- М. : Первое сентября,2000
5. Зуев, П. В. Простые опыты по физике в школе и дома [Текст]:метод.пособие для учителей/Зуев П.В.;Урал.гос.пед.ун-т.- Екатеринбург : [б.и.],2011
6. Каменецкий, С.В. Лабораторный практикум по теории и методике обучения физике в школе: учеб. Пособие для студ.высш. Пед. Учеб. Заведений / С. Е. Каменецкий, С. В. Степанов, Е. Б. Петрова [и др.] ; под ред. С. Е. Каменецкого и С.В.Степанова.- М.: Издательский центр «Академия»,2002
7. Киселёв В.В., Козлов С.А. Экспериментальные задачи по физике. Ставрополь: 2012
8. Малыхин А. В. Организация самостоятельной учебной деятельности студентов высших педагогических учебных заведений: теоретико-методологический аспект / А.В. Малыхин. – Кривой Рог. – «Издательский дом» – 2009
9. Маскин В.В. Алгоритм перехода образовательного учреждения к компетентностному подходу: практическое пособие. – М.: Аркти, 2006
10. Полани М. Личностное знание / М. Полани. – М. : Прогресс, 1985
11. Поташник М. М. Требования к современному уроку / М.М. Поташник. – М. : Центр педагогического образования, 2007
12. Усова, А. В. Практикум по решению физических задач [Текст] / А. В. Усова, Н. Н. Тулькибаева. – М. : Просвещение, 1992
13. Усова, А. В. Развитие познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся в процессе обучения физике [Текст] /А. В. Усова, З. А. Вологодская. – Челябинск: ЧПГУ, Факел, 1996
14. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования
15. Шамало, Т. Н. Учебный эксперимент в процессе формирования физических понятий [Текст] : книга для учителя / Т. Н. Шамало. - Москва : Просвещение, 1986
16. Шилов, В. Ф. Физический эксперимент по курсу «Физика и астрономия» в 7-9 классах общеобразовательных учреждений: Кн. Для учителя. М.: Просвещение,2000
17. Энциклопедия образования: словарь-справочник / [авт. Быков В. Ю.]. – К. : Халимов, 2006