Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной работы обуславливается тем, что этические кодексы в организации - явление всё более распространенное и требует всё большего изучения и исследования влияния как на отдельного работника, так и на организацию в целом. Каждой организации следует иметь комплекс определенных норм и правил, которых должны придерживаться все сотрудники.
Этический кодекс работников государственного (муниципального) учреждения есть система моральных норм, обязательств и требований добросовестного служебного поведения должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления, основанная на общепризнанных нравственных принципах и нормах российского общества и государства.
Этический кодекс работников государственного (муниципального) учреждения призван содействовать укреплению авторитета государственной власти, доверия граждан к институтам государства, обеспечить единую нравственно-правовую основу для согласованных и эффективных действий всех государственных структур, противодействовать падению нравственной культуры в обществе.
Среди ученых, рассматривавших вопросы профессиональной этики и морали в трудах, получивших известность во всем мире, необходимо выделить таких, как Т. Парсонс, Ф. Томпсон, Э. Дюркгейм, М. Вебер, П. Козловски, Л. Смирич, М. Фридмен, М. Дуглас, А. Голдман, Дж. К. Гелбрейт, А. Гордон, Р. Милтон, М. Рокич и др.
Цель исследования – изучить особенности этических требований, предъявляемых к государственным и муниципальным служащим.
Задачи исследования:
определить содержание понятий профессиональная этика и этикет в системе государственной (муниципальной) службы;
выявить этические и общие нормы и принципы служебной деятельности государственных (муниципальных) служащих;
рассмотреть особенности и методы формирования этики на государственной (муниципальной) службе;
выявить проблемы в формировании профессиональной этики и предложить пути их решения.
Объект исследования – этические и общие нормы и принципы служебной деятельности государственных (муниципальных) служащих.
Предмет исследования - методы и формы внедрения стандартов этического поведения в деятельность работников.
В качестве методов исследования выступили: метод системного подхода, структурно-функциональный метод; социологические методы и другие.
Структура работы. Основная часть работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
1. ОСОБЕННОСТИ ЭТИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЙ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫХ К ГОСУДАРСТВЕННЫМ И МУНИЦИПАЛЬНЫМ СЛУЖАЩИМ
1.1. Этические требования, предъявляемые к государственным и муниципальным служащим
Государственная (муниципальная) служба — специфичный вид деятельности, важнейшими аспектами которой выступают требования к должностям и профессиональная этика. Профессиональная этика государственных (муниципальных) служащих призвана конкретизировать общие принципы, известные моральные ценности в специфичной сфере жизнедеятельности, при реализации служебных полномочий. Этика государственной и муниципальной службы опирается на принципы гуманизма, справедливости, бескорыстности, неподкупности и ответственности, а также согласования интересов субъектов государственной (муниципальной) службы с интересами общественными. В соблюдении данных принципов проявляется справедливость, нравственность служебной деятельности .
Ответственность государственного (муниципального) служащего выражается в сознательной готовности отвечать за свои действия и обосновать свои выводы по осуществляемым служебным мероприятиям. Соблюдение принципов профессиональной этики позволяет избежать конфликтных ситуаций, возникающих в практике государственной (муниципальной) службы. Этика объединяет принципы и нормы морали и нравственности, поведения людей по отношению друг к другу и в обществе. Служебная этика определяется особенностями отдельных профессий, культурой профессиональной деятельности, профессиональными функциями и традициями, вырабатываемыми в процессе трудовой деятельности. Основы этики государственного (муниципального) служащего прописаны в Типовом кодексе этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих. Данный документ определяет оптимальные для государственной службы и профессиональной деятельности служащих рамки взаимоотношений. Специфичный характер этики государственных (муниципальных) служащих заключается в соблюдении принципов законности, верховенства Конституции России, иных нормативных актов и должностных инструкций. Об этом сказано в п. 1 ст. 4 Типового кодекса: «Государственные и муниципальные служащие обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации».
Понятия этика, мораль и нравственность - это одни из самых распространенных понятий, в то же время, эти понятия одни из самых неопределенных и многозначных. При этом проблемы нравственности и морали являются одними из самых важных проблем для общества. Сущностью этих понятий задавались многие философы и мыслители во все времена, начиная еще с Аристотеля, вопросы нравственности и морали актуальны и в настоящее время .
Появление этики, в виде системы нравственных норм, не похоже на возникновение других наук и философии, в общем и целом. Большинство наук возникло путем теоретического интереса к различным областям действительности, этика же обусловлена фактом общественной жизни. Мораль не зарождалась в человеческом обществе в конкретный момент времени, мораль присутствовала в обществе на всех стадиях развития.
Мораль занимает особое место в культуре общественной жизни, среди форм человеческого сознания. Не имея морали и этических принципов, люди вряд ли могли бы развернуть совместную целенаправленную деятельность. Мораль можно назвать одним из способов социальной регуляции. Например, рассматривая первобытное общество, можно заметить что, регуляция возникала стихийно в силу необходимости для людей первобытного общества вместе добывать себе пропитание, так как это требует обязательной договоренности в своих действиях, а при охоте она становится очевидной.
Во все времена воля человека в обществе связывалась нравственными нормами имеющими вид обычаев, религиозных или государственных установлений. Стремление объяснить и обосновать одни нормы против других, провозглашение одних норм истинными, других — ложными и кладет, собственно говоря, основание этике как науке о морали.
Термин «этика» происходит от древнегреческого слова «ethos» (этос). Оно обозначало природу разных явлений, обычай, нрав, характер.
Отталкиваясь от слова «этос» в значении характера, Аристотель образовал прилагательное «этический» для того, чтобы обозначить особый класс человеческих качеств, названных им этическими добродетелями. Этические добродетели являются свойствами характера, темперамента человека, их также называют душевными качествами. Для обозначения совокупности этических добродетелей как особой предметной области знания и для выделения самого этого знания как особой науки Аристотель ввел термин «этика». Для точного перевода аристотелевского понятия этического с греческого языка на латинский Цицерон сконструировал термин «moralis» (моральный). Он образовал его от слова «mos» (mores — мн. число) — латинского аналога греческого «этос», означавшего характер, темперамент, моду, покрой одежды, обычай. Цицерон, в частности, говорил о моральной философии, понимая под ней ту же область знания, которую Аристотель называл этикой.
Изначально этика, мораль и нравственность были одним термином, но со временем ситуация изменилась и под этикой понимается наука, учение, а мораль и нравственность становятся предметом ее изучения.
Согласно распространенной теории, принадлежащей немецкому философу Г.В.Ф. Гегелю, под моралью понимается субъективный аспект соответствующих поступков, а под нравственностью — сами поступки. Мораль это то, какими видятся поступки индивиду в его субъективных оценках, умыслах, переживаниях вины, а нравственность то, какими на самом деле являются поступки человека в реальном опыте жизни семьи, народа и государства. В рамках учебной дисциплины этикой следует называть науку, область знания, а моралью и нравственностью то, что изучается этикой, ее предмет.
Исходя из полученных данных, следует вывод, что этика включает в себя:
область знаний о сущности морали, ее возникновения, развития и функционирования;
изучение проблем нравственности в обществе, их взаимосвязь с социальными процессами и явлениями во всех сферах общественной жизни;
сфера познания процессов возникновения, развития и изменений норм морали как регулятор общественных отношений, отношения к миру и окружающей среде. Рассматривая значения понятий мораль и нравственность с точки зрения научной позиции, моралью следуют называть субъективные оценки человеком своей деятельности, то есть это нормы поведения человека. Нравственность же это объективные оценки поступков человека, иными словами высшие ценности .
Формируя понятия «этика», «мораль» и «нравственность» получаем следующее:
этика – философская дисциплина, изучающая нравственность и мораль.
мораль – принятые в обществе нормы и представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, а так же, вытекающие из этих представлений,
совокупность норм поведения.
нравственность – важный фактор жизни общества, развития общества и исторического прогресса, заключающийся в осознанном стремлении человека к согласованию своих чувств, интересов и достоинств с интересами и достоинствами всего общества в целом.
Существуют различные виды этики, основными из них являются гуманистическая и авторитарная. Учения об этих двух видах этики принадлежат выдающемуся философу и этику Эрику Фромму, его учения объясняют моральные проблемы современности.
Мораль в действительности ориентированная на человека называется гуманистической этикой. В наше время гуманистическая этика соответствует демократическим гражданским обществам. Если же этика и мораль ориентированы на что-то иное, на внешнее относительно человека, как пример назовем идею господства, такого рода этика называется авторитарной.
«Сущность гуманистической этики в том, что она рассматривает человека в его телесно-духовной целостности, полагая, что цель человека быть самим собой, а условие достижения этой цели быть человеком для себя»: - говорил Э. Фромм. Основы добродетели заложены в самом характере индивидуума, а безразличие к своему Я является пороком. Любовь к себе и не отрицание индивидуального это высшие ценности гуманистической этики, она опирается на веру в человека, его свободу и независимость, считая, что он сам способен различать добро и зло, хорошее и плохое и верно давать этические оценки.
Следует рассмотреть различия этих двух видов этики, гуманистической и авторитарной.
В гуманистической этике человек как создает, так и является исполнителем созданных нравственных норм. В авторитарной этике создателем является субъект устанавливающий законы и норма поведения, а человек лишь исполняет эти нормы.
Гуманистическая этика признает свободу и жизнь человека высшей ценностью и целью, в авторитарной этике высшей ценностью не является