Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Практическая психология не так давно начала быть тесно связанной со школьным воспитанием, а именно – около десяти лет назад. Именно тогда во многих крупных городах стали появляться центры психологической подготовки как для дошкольников, так и для младших школьников. В России очень долго пытались создать особенную психологическую практику путем проб и ошибок, которые нередко приводили к не очень хорошим результатам.
Последние несколько лет такое понятие, как школьный психолог стало исчезать, так и не получив необходимой поддержки. Вместо этого профессия стала называться: социальный работник, социальный психолог и пр. Сфера деятельности таких «работников», однако, не изменилась, а приобрела более расширенный характер.
Актуальность исследования заключается в том, что диагностика является одним из главных направлений работы школьного психолога, а потому с ней связано и немало проблем. Например, неудачно проведенная диагностика влечет за собой неправильно интерпретированные результаты. Как следствие — неверно выстроенная работа с учащимися. В связи с этим, важно, чтобы психолог обладал необходимым для проведения диагностических мероприятий профессионализмом.
Цель исследования: выявить наиболее эффективные методы проведения диагностики общих и умственных способностей младших школьников.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогические особенности младших школьников;
2. Рассмотреть теоретические аспекты диагностики общих и умственных способностей младших школьников;
3. Выбрать методики для диагностики и обосновать их выбор;
4. Провести исследование;
5. Проанализировать результаты исследования и дать рекомендации.
Предмет исследования: процесс диагностирования младших школьников.
Объект исследования: младшие школьники.
Гипотеза исследования:
- для того, чтобы диагностировать общие способности младших школьников, необходимо использование таких методик, как:
- для того, чтобы провести диагностику умственных способностей младших школьников, необходимо использовать такие методики, как
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ДИАГНОСТИКИ ОБЩИХ И УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Психолого-педагогические особенности младших школьников
Особенно актуальной на сегодняшний день является проблема влияния школьного обучения на психологические особенности ребенка, поэтому организация учебного процесса строится в соответствии с этими особенностями.
В начальной школе учебная деятельность — ведущий фактор развития детей, поэтому успешность освоения этой деятельности определяет психическое развитие детей [8, с.30]. Эмоциональное благополучие младших школьников зависит от успехов и неудач в учебе.
На данный возраст приходится пик школьной тревожности, что вызывает трудности в учебной деятельности даже у здоровых школьников.
У многих детей уже в младшем школьном возрасте находятся хронические заболевания, которые оказывают негативное влияние на их развитие и формирование личности в целом. Таким детям свойственно неприятие себя, недовольство внешностью, в связи с чем — низкая самооценка.
Больной ребенок чаще, чем здоровые дети, сталкивается с затруднениями в учебной деятельности.
Выявление психологических особенностей младших школьников необходимо для того, чтобы наиболее эффективно организовать учебный процесс.
Младший школьный возраст начинается в семь лет, когда ребёнок приступает к обучению в школе, и длится примерно до десяти лет. На этапе младшего школьного возраста ребёнок переживает кризис семи лет, социальная ситуация его развития меняется. Ребёнок приобретает новую социальную роль — роль школьника, которая непосредственно связана с учебной деятельностью. Его самосознание меняется коренным образом, что приводит к переоценке ценностей. Ведущей деятельностью данного периода является учебная деятельность. [2, с.244].
Младший школьный период характеризуется совершенствованием высшей нервной деятельности, развитием психических функций ребенка. Этот возрастной период занимает особое место в психологии, потому что обучения в школе является качественно новым этапом психологического развития личности. В это время психическое развитие ребенка осуществляется в процессе учебной деятельности.
Учебная деятельность побуждается различными мотивами: у ребёнка наблюдается познавательная активность, появляется стремление к саморазвитию. Учебная деятельность начинает приобретать большое значение для младшего школьника.
Успехи в учебе способствуют формированию его адекватной самооценки, в то время как, неудачи в ведущей на данном этапе учебной деятельности зачастую приводит к формированию комплексов неполноценности или развитию синдрома хронической неуспеваемости [2, с.244].
К важнейшим личностным характеристикам младшего школьника относятся:
-доверчивое подчинение авторитету;
- повышенная восприимчивость;
- внимательность.
В поведении учащегося начальных классов проявляется послушание, конформизм и подражательность. В младшем школьном возрасте складываются наиболее благоприятные условия для формирования нравственных качеств и положительных черт личности. Младшие школьники внушаемы и податливы, они доверчивы, восприимчивы, склонны к подражанию.
Учитель является для них авторитетом, поэтому он должен создать благоприятные условия для формирования высоконравственной личности.
У младших школьников преобладает наглядно-образный тип мышления, поэтому они обращают внимание на все яркое, поэтому при обучении младших школьников должны учитываться эти психические особенности. Для более продуктивного обучения надо учитывать специфику памяти детей. Младшие школьники легко и прочно запоминают небольшой по объему языковой материал и хорошо его воспроизводят.
В начальных классах запоминание носит механический характер, который основан на многократном повторении и силе впечатления акта восприятия. Учитель должен знать особенности памяти младших школьников, чтобы лучше строить процесс урока.
Дальнейшее развитие получает и интеллектуальная рефлексия. Младший школьник ещё недостаточно осознаёт собственные мыслительные операции, он мало способен к внутреннему наблюдению, но начинает оправдывать свое мнение перед другими людьми, пытается различать внутренние мотивы, которые его ведут, и направление, которому следует он.
Таким образом, младший школьник только начинает овладевать рефлексией — способностью рассматривать и оценивать собственные действия, умением анализировать содержание и процесс своей мыслительной деятельности. У учащихся на данном периоде появляется личностная рефлексия. Произвольное внимание — еще одно новообразование младшего школьного возраста, фактор который имеет значение не только для хорошей учёбы в младших классах и последующей средней школе, но и для будущей жизни ребенка. Между успеваемостью и уровнем развития произвольного внимания ребенка наблюдается достаточно тесная связь. Однако развитое произвольное внимание не может гарантировать школьнику, что он преуспеет в учебе, которая становится его ведущей деятельностью, так как среди слабоуспевающих учеников встречаются и достаточно внимательные ребята
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный государственный образовательный стандарт;
2. Алексеева, О.А. Текстовая задача как метод педагогической диагностики умственного развития младших школьников // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. - 2008. - с.1-10;
3. Анненкова, М.М., Тарасова, Е.И. Оценка уровня развития у учащихся интеллектуальных умений // Психология и методология образования. - 2020;
4. Асмолов А.Г. Психология личности. М.: МГУ, 2000 - 367 с
5. Баранова, Э.А. Исследование познавательного интереса в структуре общей способности у дошкольников и младших школьников // Вестник Мининского университета. - 2014. - с.1-12;
6. Булатова, О.В. Взаимосвязь общей способности к учению и мотивации в младшем школьном возрасте // Вестник Югорского государственного университета. - 2010. - с.66-69;
7. Вьюнова, Н.И. Психолого-педагогическая диагностика младшего школьника в современных условиях // Молодой ученый. - 2016. - с.24-27;
8. Китаев Н.С., Смык Л.А. Психология стресса. - М.: Наука, 1983;
9. Лучникова, А.А. Об особенностях интеллектуального развития младших школьников // Crede Experto. - 2016. - с.1-8;
10. Луцева, И.Ю. Разработка опросника, направленного на выявление уровня самоорганизации учебной деятельности младшего школьника // Современная педагогика. - 2018;
11. Морозова, Е.В. Диагностика способностей детей дошкольного возраста // Молодежный сборник научных статей «Научные стремления». - 2014. - с.34-36$
12. Низамова, О.Н. Развитие интеллектуальных способностей младших школьников // Образование и воспитание. - 2020. - с.36-38;
13. Селье Г. Теория стресса, М. 2000;
14. Солянова, Е.С., Булатова, О.В. Взаимосвязь общей способности к учению и мотивации в младшем школьном возрасте // Киберленинка. - с.1-4;
15. Резапкина, Г. Комплексная диагностика общих способностей подростков в условиях профильного обучения // Школьный психолог. - 2008.