Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования заключена в том, что с неправильным произношением звуков у детей мы встречаемся очень часто и происходит это рано, уже в возрасте 2-3 лет. Однако чаще всего наблюдаются временные (физиологические) нарушения воспроизведения звука, обусловленные недостаточным формированием речевого (фонематического) слуха или артикуляционного аппарата. Эти нарушения преодолеваются, если весь комплекс мероприятий по укреплению здоровья детей проводится дома и в детском саду; когда взрослые, разговаривая с малышом, дают ему правильные речевые образцы; при систематической работе проводится работа по формированию правильного произношения, что способствует усвоению ребенком фонетической системы языка, развитию речемоторного и речеслухового анализаторов.
Однако даже в раннем возрасте встречаются случаи патологических нарушений звуковоспроизведения, характеризующиеся стойким неправильным использованием звуков. Они могут быть обусловлены нарушениями речевого слуха, артикуляционного аппарата, нарушениями нейродинамики (недостаточной дифференцировкой возбудительных и тормозных процессов в коре головного мозга), несформированностью межаналитических связей.
Полноценное развитие личности ребенка невозможно без обучения его правильной речи. Однако есть некоторые трудности в выполнении этой задачи.
Ребенок осваивает речевую функцию постепенно, подражая произношению звуков и слов взрослыми; он не знает, как правильно произносить большинство звуков. Это так называемый физиологический период возрастной косноязычности. Чем раньше родители обращают внимание на правильное звуковое произношение у ребенка, тем быстрее оно формируется и нормализуется. Ошибочно надеяться на самопроизвольное исчезновение дефектов произношения по мере взросления ребенка, так как они могут прочно закрепиться и превратиться в стойкое нарушение [3].
Чем раньше будет обнаружена проблема и её причины, то конечно же, быстрее можно будет её устранить.
Объект – звукопроизношение.
Предмет – недостатки звукопроизношения.
Цель данной работы – изучить недостатки звукопроизношения.
Реализуется цель через задачи:
Рассмотреть общую характеристику недостатков звукопроизношения;
Изучить классификацию;
Рассмотреть варианты работы с недостатками звукопроизношения.
Теоретические основы исследования: анализ литературы, анализ продуктов детской деятельности, анализ документации, описание, сравнение и обобщение.
Теоретическая значимость исследования складывается из возможности глубокого изучения темы, материалы будут способствовать разработке практических материалов.
Практическая значимость исследования раскрывается в разработке практических материалов, необходимых для устранения недостатков звукопроизношения.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы – 19 источников, приложения.
Глава 1. Недостатки звукопроизношения – общая характеристика
1.1 Недостатки звукопроизношения, причины возникновения
Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и сохраненным интеллектом является специфическим проявлением речевой патологии, при которой нарушается или отстает от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. В этом случае характерны отклонения в смысловой и произносительной сторонах речи.
Трудности в освоении детьми лексики и грамматического строя родного языка препятствуют развитию связной речи и, прежде всего, своевременному переходу от ситуативных к контекстуальным формам.
Дети с общим недоразвитием речи характеризуются низким уровнем развития основных свойств внимания. Отставание речи отрицательно сказывается на развитии памяти. Дети с недоразвитием речи, наряду с общей соматической слабостью и замедленным развитием опорно-двигательных функций, также имеют некоторое отставание в развитии двигательной сферы. Наибольшие трудности вызывает выполнение движений, основанных на вербальных и особенно многоступенчатых инструкциях [16].
Любые речевые недостатки ограничивают общение ребенка со сверстниками и взрослыми и негативно влияют на формирование его эмоциональной и интеллектуальной сферы, а также могут привести учащихся к неуспеваемости по многим дисциплинам.
Как отмечалось выше, у большинства детей звукопередача достигает языковой нормы к 4-5 годам. Однако в силу индивидуальных, социальных и патологических особенностей развития у некоторых детей возрастные несовершенства в произношении звуков не исчезают, а приобретают характер стойкого дефекта, называемого дислалией (от греч. dis — расстройство и lalia – речь).
В настоящее время дислалия определяется как нарушение воспроизведения звука при нормальном слухе и сохраненной иннервации речевого аппарата.
По этиологическому признаку дислалия подразделяется на два типа: механическую (органическую) и функциональную.
Механическая дислалия.
Механическая (органическая) дислалия - это вид неправильного воспроизведения звука, обусловленный органическими дефектами периферического речевого аппарата, его костной и мышечной структуры [9].
Относительно часто причиной механической дислалии является укороченная уздечка языка (подъязычная связка). При этом дефекте движения языка затруднены, так как слишком короткая уздечка не позволяет ему высоко подниматься (при верхних звуках). Кроме того, дислалия может быть вызвана тем, что язык слишком большой, едва помещается во рту и поэтому неуклюжий, или слишком маленький и узкий, что также затрудняет правильную артикуляцию.
Дефекты строения челюстей приводят к нарушению прикуса. Следует сказать, что такой прикус считается нормальным, когда верхние зубы слегка прикрывают нижние, когда челюсти смыкаются. Неправильный прикус может иметь несколько вариантов.
Прогнатия — верхняя челюсть слегка выступает вперед. В результате нижние передние зубы вообще не соединяются с верхними.
Прогения — нижняя челюсть выступает вперед, передние зубы нижней челюсти выступают перед передними зубами верхней челюсти.
Открытый прикус — есть зазор между зубами верхней и нижней челюстей, когда они закрываются.
Неправильное строение зубов и зубных рядов также может привести к дислалии.
Неправильное строение неба также отрицательно сказывается на звуковоспроизведении. Узкое, слишком высокое (готическое) небо или, наоборот, низкое, плоское небо мешает правильной артикуляции многих звуков.
Толстые губы, часто с отвисшей нижней губой, или укороченная, сидячая верхняя губа затрудняют четкое произнесение губных и губно-зубных звуков.
Функциональная дислалия - это вид неправильного воспроизведения звука, при котором отсутствуют дефекты артикуляционного аппарата. Другими словами, нет никакой органической основы.
Одной из наиболее распространенных причин функциональной дислалии является неправильное воспитание речи ребенка в семье. Иногда взрослые, подстраиваясь под речь ребенка, трогая его смешной лепет, подолгу "шепелявят" с малышом. В результате выработка правильного звуковоспроизведения задерживается на длительное время [3].
Дислалия может также возникнуть у ребенка путем подражания. Как правило, ребенку вредно постоянно общаться с маленькими детьми, у которых еще не сформировано правильное звуковое произношение. Часто малыш имитирует искаженный звук взрослых членов семьи.
Двуязычие в семье тоже плохо сказывается на детской речи. Говоря на разных языках, ребенок часто переносит особенности произношения одного языка на другой.
Часто причиной дислалии у детей является так называемая педагогическая запущенность, когда взрослые совершенно не обращают внимания на звуковое произношение ребенка, не поправляют воротнички малыша, не дают ему образец четкого и правильного произношения.
Дефекты воспроизведения звука у детей также могут быть вызваны недоразвитием фонематического слуха. В то же время ребенок испытывает трудности в дифференциации звуков, отличающихся тонкими акустическими особенностями, например, звонкими и глухими согласными, мягким и твердым свистом и шипением.
Дислалия также является следствием недостаточной подвижности артикуляционного аппарата: языка, губ, нижней челюсти.
Дислалия у детей также может быть вызвана потерей слуха. На почве тугоухости происходит до 10% случаев нарушения звуковоспроизведения.
Причиной тяжелой и длительной дислалии может быть также недостаточное умственное развитие ребенка.
Полноценная речь ребенка является необходимым условием его успешного обучения в школе. Поэтому особенно важно устранить все недостатки звуковоспроизведения в дошкольном возрасте, прежде чем они превратятся в стойкий, сложный дефект.
При описании нарушений произношения звуков следует отметить, что ребенок может неправильно произнести любой звук. Чаще всего это относится к группам: свистящих — 22%, шипящих — 24%, [р] — 26%, [л] — 10%, звонких — 4,5%, заднеязычных -1%. Дефекты звона, размягчения, интонации и задних звуков встречаются гораздо реже [18].
Дефекты искажения таких простых звуков, как [м], [н], [т], [п] и, особенно, гласных наблюдаются очень редко (например, при снижении слуха).
Обычно твердые и мягкие согласные пары нарушаются в одинаковой степени. Исключение составляют звуки [р] и [л]. Мягкие пары этих согласных чаще всего произносятся правильно, так как они проще по способу артикуляции, чем их твердые варианты.
Недостатки звуковоспроизведения в основных формах проявления выражаются либо в отсутствии определенных звуков, либо в их искажениях, либо в заменах.
Давайте рассмотрим каждый из этих случаев в деталях. Отсутствие звука в речи может выражаться в его потере в начале слова (например, "Ыба" вместо рыбы), в середине ("паоход"-пароход) и в конце ("Ша"-мяч). Отсутствие звука связано с отсутствием формирования правильного артикуляционного рисунка. Ребенок не может произносить звук изолированно и, соответственно, пропускает его в используемых языковых единицах (слогах, словах, предложениях).
Причиной искаженного воспроизведения звука является недостаточное формирование или нарушение артикуляционной моторики. Например, велярный [р], когда вибрирует тонкий край мягкого нёба, или увулярный [р], когда вибрирует маленький язычок, межзубный [с], боковой [ш], двугубый [л] и др. Подобные дефекты являются фонетическими, или моторными.
Звук может заменяться другим звуком, имеющимся в фонетической системе языка. Замены эти могут быть следующими:
замена звуков, одинаковых по способу образования и различающихся по месту артикуляции, например, замена взрывных заднеязычных [к] и [г] взрывными передне язычными [т] и [д] («тулак» вместо кулак, «дудок» - гудок и т. п.);
замена звуков, одинаковых по месту артикуляции и различающихся по способу образования, например, фрикативного переднеязычного [с] переднеязычным взрывным [т] («танки» вместо санки);
замена звуков, одинаковых по способу образования и различающихся по участию органов артикуляции, например, [с] губно-зубным [ф] («фумка» вместо сумка);
замена звуков одного и того же места и способа образования и различающихся по голосовому участию, например, звенящих звуков глухими ("пулька" вместо Булька, "Сабы" - зубы);
замена звуков, идентичных по способу образования и по активному органу артикуляции и различающихся по твердости и мягкости, например, мягкого на твердый и твердого на мягкий ("у" вместо одного раза, "пула" - пила) [4].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Волкова Л.С. Логопедия: учеб. Для студентов дефектологического факультета // Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова – М.: Просвещение, Владос, 1995
2. Герасимова А. Уникальная методика развития речи дошкольника. Формирование произношения всех звуков русского языка // А. Герасимова, О. Жукова, В. Кузнецова – СПб: Нева, 2002
3. Григоренко Н.Ю. Логопедический и медицинский аспекты органической дислалии и способы её коррекции. Дефектология // Н.Ю. Григоренко, М.Л. Синяева – М.: 2000
4. Епифанова О.В. Особенности методики логопедической работы по коррекции произношения звука. Коррекционная педагогика // О.В. Епифанова – М.: 2005
5. Кондратенко И.Ю. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте // И.Ю. Кондратенко – М.: Айрис-пресс, 2005
6. Коноваленко В.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений // В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко – М.: 2000
7. Коноваленко В.В. Логопедическая раскраска для закрепления произношения звука Л: пособие для логопедов, родителей и детей // В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко – М.: ГНОМ и Д, 2009
8. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность // А.А. Леонтьев – М.: Красанд, 2010, 216 с.
9. Парамонова Л.Г. Логопедия // Л.Г. Парамонова – СПб: Речь, 2004
10. Петерс В.А. Психология и педагогика // В.А. Петерс – М.: Велби, Проспект, 2005
11. Полушина Н.Н. Диагностический справочник логопеда // Н.Н. Полушина – М.: Астрель, 2010, 714 с.
12. Российская Е.Н. Произносительная сторона речи: практический курс // Е.Н. Российская, Л.А. Гаранина – М.: АРКТИ, 2003, 104 с.
13. Светлова И.Е. Домашний логопед // И.Е. Светлова – М.: Эксмо, 2016, 256 с.
14. Седых Н.А. Воспитание правильной речи у детей. Практическая логопедия // Н.А. Седых – М.: Огни. 2008, 288 с.
15. Ушаков О.С. Развитие речи дошкольников // О.С. Ушаков – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001, 256 с.
16. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста: моногр. // Т.Б. Филичева – М.: 2000, 314 с.
17. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. Практикум по логопедии // М.Ф. Фомичева – М.: Просвещение, 1989, 240 с.
18. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: лингвистика детской речи: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. // С.Н. Цейтлин – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000, 240 с.
19. Эльконин Д.Б. Развитие устной и письменной речи учащихся // Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдова, Т.А. Нежнова – М.: ИНТОР, 1998. 112 с