Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Развитие связной речи у глухих школьников - важнейший аспект обучения родному языку. В последнее время коммуникативное образование глухих школьников приобрело особое значение, поскольку по праву считается залогом успешного формирования социально активной личности. Для глухого ребенка беглость речи - самый важный способ компенсировать нарушение слуха, предотвратить и исправить вторичные нарушения когнитивной деятельности, развить целостную гармоничную личность и, что очень важно сегодня, интегрировать такого ребенка в слышащее общество. Важнейшим аспектом развития речи глухих детей является обучение их связной речи, то есть ведению диалога и составлению монологических высказываний.
Рассматриваются основные педагогические системы обучения связной речи глухих детей, раскрывается специфика занятий по развитию речи в условиях школы - интерната для глухих детей, особенности связной речи (диалогическая и монологическая) учащихся, комплекс упражнений по коррекции и развитию связной речи школьников с нарушениями слуха на формирующем этапе эксперимента. На основе изучения психолого-педагогических и методических особенностей развития связной речи глухих учащихся предлагается комплекс коррекционно-развивающих упражнений, направленных на совершенствование диалогической и монологической речи.
В истории образования глухих возникли две важные образовательные системы для обучения словесному языку глухих детей. Двуязычный подход предусматривает использование двух равноправных и равнозначных средств образовательного процесса - русского (или другого национального) языка (в устной, письменной и тактильной форме) и русского (или другого) жестового языка. Эта система более распространена на западе. Глухие дети в учебной среде по такой системе должны усваивать язык как средство общения, пользоваться им на всех этапах обучения и в условиях социального взаимодействия.
Исследование данной проблемы (Жуковская Р., Маркова Т., Менджерицкая Д., Пониманская Т. Саморукова П., Усова А. и др.) показали, что место игры в познании мира другое, чем труда и обучения.
В ней осуществляется практическое, действенное освоение ранее полученных знаний. Интерес ребенка к той или иной игры постепенно исчерпывается по мере усвоения знаний и умений, составляющих ее, поэтому она развивается, появляются новые сюжеты, роли.
Большой вклад при определении особенностей игр глухих и слабослышащих школьников внесли такие известные ученые как: Г.Л. Выгодская, Л.А. Головчиц, Е.Г. Речицкая, Э.И. Леонгард и многие другие.
Объект исследования: особенности связной речи у детей с нарушением слуха.
Предмет исследования: особенности коррекционно-педагогической работы по развитию связной речи у глухих детей в процессе обучения.
Цель исследования: изучение особенности расстройств речи у детей с нарушениями слуха.
Задачи исследования:
дать общую характеристику формирования речевого слуха и произносительной стороны речи;
рассмотреть формирование слухоречевой системы у детей с нарушением слуха;
раскрыть теоретическое осмысление проблемы развития диалогической речи детей с нарушенным слухом;
изучить опытно-экспериментальную работу по изучению специфики расстройств речи у детей с нарушениями слуха.
Гипотеза исследования. Речевое развитие школьников с нарушениями слуха может проходить более интенсивно и быть более результативным в условиях создания и развития специальных образовательных услуг по месту жительства, включающих разработку интегрированных моделей обучения слабослышащих, расширение взаимодействия служб сопровождения и реализацию программы специальной дидактической помощи учащимся в процессе обучения.
Методы исследования: теоретический анализ; мониторинг контингента детей и условий обучения; наблюдение; беседа; педагогические эксперименты; обработка экспериментальных данных.
База исследования: в эксперименте приняли участие ученики 5 класса, 12 детей с диагнозом «нейросенсорная тугоухость 3, 4 степени» 11-12 лет.
Научная новизна и теоретическая значимость: систематизирован имеющийся в литературе опыт по изучению развития связной речи у глухих школьников, разработан и апробирован комплекс дидактических игр, упражнений по развитию связной речи у детей с нарушением слуха.
Практическая значимость исследования состоит в том, что автором работы разработана коррекционно-развивающая программа, для развития связной речи у глухих школьников, состоящая из 24 коррекционных упражнений. На основе проведенного исследования разработаны практические рекомендации для родителей и педагогов по развитию связной речи у не слышащих школьников.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
1. Теоретический аспекты изучения особенности расстройств речи у детей с нарушениями слуха
1.1 Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи
Слух – это способность человека воспринимать звуки и ориентироваться в окружающей среде. Принято различать: Неречевой (физический) слух. Позволяет воспринимать природные и бытовые шумы: шаги, езду автомобиля, шуршание листвы, журчание воды и т. д. К нему также относят музыкальный слух. Речевой (фонематический) слух. Отвечает за понимание и воспроизведение человеческой речи. С его помощью ребенок овладевает «кодом» языка.
Речевой слух – сложная способность, которая формируется при жизни. Звучащая речь состоит из фонем (звуков), интонаций, пауз, ударений. Он позволяет улавливать их и различать. Например, с его помощью человек отличает замОк от зАмка, миШку от миСки, коЗу от коСы и т. д.
Человек воспринимает звуки с помощью кортиева органа – лабиринта, в котором плавают в лимфе звуковые клетки. Отсюда начинается сложный путь звуков от уха в височную часть коры больших полушарий – 41 поле. Эту зону также называют слуховой.
Звуки разной высоты направляются в разные области коры. Вся информация с левого и правого уха сначала попадает в оба полушария мозга. Однако обрабатываются звуки по отдельности в специальных зонах коры. Левое полушарие мозга отвечает за распознавание фонем. Но и правое полушарие в речевом слухе участвует – анализирует разные голоса и интонации 8, с. 22.
Речевое восприятие начинает формироваться с первых месяцев жизни ребенка. В 1 месяц малыш уже улавливать речь. В 3–4 месяца он пытается ее повторить, что проявляется гулением. С каждым месяцем у него это получается все лучше. На развитие способности понимать речь оказывают большое влияние слуховое внимание и слуховая память. В долговременной памяти имеется запоминающее устройство – «фонемная решетка». В ней для каждой фонемы отводится определенный эталон (допускающий отклонения в определенных пределах). Иными словами, при формировании речевого слуха в памяти откладываются значимые признаки звуков. Ребенок накапливает некий «багаж» фонем. По мере увеличения концентрации внимания и развития других психических функций восприятие речи тоже совершенствуется. Основное развитие речевого слуха приходится на первые 2–3 года жизни человека. И хотя ребенок пока еще не в силах все правильно воспроизвести, при отсутствии нарушений он полностью понимает родной язык.
Развитие речевого восприятия находится в тесной связи с формированием речи. Ощущения, связанные с работой органов артикуляции, совершенствуют преставления о фонемах. По мере развития восприятия ребенок начинает анализировать правильность произношения, выявлять и исправлять ошибки. Положительное влияние на формирование слуха и речи оказывают игры. Например: «Испорченный телефон». Дети садятся в ряд. Первый игрок придумывает слово и шепчет его на ухо соседу. Тот передает услышанное дальше. Последний в цепочке называет слово вслух. Цель игры – правильно услышать и передать сказанное. «Волшебное зеркало». Ребята выбирают ведущего. Он подходит к одному из игроков на выбор и произносит: «Ну-ка, зеркальце, смотри, все нам верно повтори! Встану я перед тобой, а ты повторяй за мной». Дальше он делает движение и говорит короткую фразу. Игрок должен в точности все повторить. Если ошибается, выбывает из игры, нет – становится ведущим 11, с. 123.
Преодоление нарушения фонематического восприятия – одно из основных направлений логопедической работы. Правильно составленный комплекс занятий помогает полностью решить проблему за 3–12 месяцев. При наличии показаний коррекция проводится на фоне медикаментозного лечения или после такового. Логопедическая работа включает 3 этапа: Развитие способности выделять звук на фоне слова. Вырабатывание навыка на вычленение звука в начале, конце и середине слова. Формирование сложного фонематического анализа: количество, последовательность звуков, местоположение и т. д. Все упражнения завуалированы – они проводятся в виде интересных игр. Комплекс разрабатывается для каждого ребенка индивидуально, в зависимости от выраженности и характера нарушений. Основную работу проводит специалист. В домашних условиях с ребенком также полезно играть в игры, развивающие физиологическое дыхание, фонематический слух, анализ, слуховое внимание и память. Если вовремя не вмешаться, проблема будет усугубляться.
Особенности развития детей с нарушением речевого слуха отчетливо проявляются в школе. Уже с первого года обучения они оказываются в категории отстающих учеников. Нарушенное восприятие речи влечет за собой грубейшие ошибки в письме: «бретлошение» вместо «предложение», «лесте» вместо «листья» 12, с. 553.
Речевой слух – способность, которая развивается самостоятельно при отсутствии заболеваний и в благоприятной социальной среде. Принимая звуки речи, мозг запоминает их и создает некие «эталоны». Позже он ориентируется на них, корректируя правильность произношения. Именно поэтому так важно в первые годы жизни часто разговаривать с ребенком, не прибегая к «сюсюканью», много читать, учить стихи, скороговорки. Но даже если время упущено или восприятие было нарушено в результате болезни, отчаиваться не следует. Речевой слух, как и музыкальный, можно развивать на протяжении всей жизни.
Ухудшение слуха у детей с каждым годом приобретает глобальный характер. У малышей от 2 до 6 лет на 1000 человек приходится практически 20% детей. Это крайне высокая цифра, которая имеет тенденцию расти, а не уменьшаться. Поэтому профилактика нарушений слуха у детей занимает важную часть педиатрии и науки отоларингологии в целом.
Научно доказано, что если беременная женщина переболеет краснухой в течение первых трех триместров беременности, то шансы на рождение малыша с диагнозом «тугоухость» повышаются. Примерно такая же картина вырисовывается и с наследственной тугоухостью 1, с. 44.
Нарушение слуха, в первую очередь, влияет на речевое развитие ребенка. Степень слухового дефекта определяет, насколько выраженными будут отклонения в развитии речи. Дети, глухие от рождения, не могут использовать слух для накопления словарного запаса и без специального обучения речью не овладевают. Дети, потерявшие слух, когда речь была уже сформирована, могут сохранить навыки звукового общения. И, наконец, есть слабослышащие дети с частичной слуховой недостаточностью, которая затрудняет речевое развитие.
Совокупное нарушение слуха и звуковой речи приводит к формированию определенных психологических особенностей. Мышление глухих и слабослышащих детей отличается конкретностью и наглядностью, им сложно оперировать обобщенными и абстрактными понятиями. Слова они также употребляют в самом конкретном значении. Такая специфика мышления приводит к трудностям при совершении умственных операций: при сравнении им сложно заметить общее, они с трудом выделяют связи и отношения между объектами, могут путать причину и следствие.
Наглядная память детей с нарушением слуха отличается неточностью, сходные образы смешиваются. Образы объектов в памяти менее прочны и организованы не так системно, как у слышащих детей. Развитие же словесной памяти сопряжено с большими сложностями, поскольку, запоминая слово, ребенок с нарушением слуха запоминает не смысловую единицу, а последовательность звуков, на что приходится затрачивать большие усилия 5, с. 74.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеева, Л.Л. Планируемые результаты начального общего образования / Л.Л. Алексеева. – М.: Проспект, 2015. – 120 с.
2. Андреев, О.А. Тренировка внимания. Техника развития внимания / О.А. Андреев. – М.: Феникс, 2015. – 316 с.
3. Апетян, М.К. Психологические и возрастные особенности младшего школьника / М. К. Апетян // Молодой ученый. - 2015. - №14. - С. 243-244.
4. Бабич, Е.Г. Социально-психологические особенности адаптации к учебной деятельности первоклассников с нарушениями слуха / Е.Г. Бабич // Ученые записки Российского государственного социального университета. - 2016. - № 4. - С. 42-50.
5. Власенко, Н.Ф. Образовательная интеграция детей с нарушенным слухом / Н.Ф. Власенко // Практическая педагогика и психология: методы и технологии : сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. – Казань, 2016. – С. 74-77.
6. Воровщиков, С.Г. Классификация общеучебных умений младших школьников / С.Г.Воровщиков // Управление начальной школой. – 2015. – № 5. – С. 33-40.
7. Воронцов, А.Б. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / А.Б. Воронцов. – М.: Проспект, 2015. – 176 с.
8. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев. – М.: Проспект, 2015. – 223 с.
9. Гурина, И.А. Теория и практика развития познавательной самостоятельности обучающихся в истории российского образования / И.А. Гурина. – М.: Глобус, 2014. – 122 с.
10. Демидова, М.Ю. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий / М.Ю. Демидова. – М.: Проспект, 2015. – 215 с.
11. Денисова, Т.А. Проблемы обучения младших школьников группы риска / Т.А. Денисова // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. – 2014. – № 16. – С. 123-125.
12. Дядинчук, Т.Г. Роль личности учителя в формировании познавательного интереса младших школьников / Т. Г. Дядинчук // Молодой ученый. – 2015. – №18. – С. 553-556.
13. Елисеева, Д.С. Возрастные возможности формирования познавательных универсальных учебных действий младшего школьника / Д. С. Елисеева // Актуальные вопросы современной педагогики. – 2015. – №4. – С. 91-94.
14. Забрамная, С.Д. Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья / С.Д. Забрамная. – М.: Академия, 2015. – 336 с.
15. Карман, И.М. Билингвистический подход как путь развития мотивации обучающихся с нарушением слуха / И.М. Карман // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации : материалы VI Всерос. студ. науч.-практ. конф. – Новосибирск, 2017. – С. 72-74.
16. Копотева, Г.Л. Методическая готовность работников образования к реализации ФГОС начального, основного, среднего (полного) общего образования / Г.Л. Копотева, И.М. Логвинова // Справочник заместителя директора школы. – 2014. – № 10. – С. 8-12.
17. Корниенко, В. А. Формирование регулятивных универсальных учебных действий / В.А. Корниенко // Молодой ученый. – 2015. – №21. – С. 14-15.
18. Кудрявцева, Н.Г. Системно-деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения / Н.Г. Кудрявцева // Справочник заместителя директора школы. – 2015. – №4. – С.13-30.
19. Литвинова, К.А., Логопедическая работа по диагностике нарушений процесса письма у школьников с нарушениями слуха / К.А. Литвинова // Концепт. – 2016. – № 30. – С. 44–48.
20. Малахова, Ю.В. Образование детей с проблемами слуха: практика и перспективы / Ю.В. Малахова, М.А. Осокина, В.В. Хохлова // Wschodnioeuropejskie czasopismo naukowe. – 2016. – Т. 7, № 3. – С. 169-174.
21. Мальцева, И. А. Особенности связной речи детей младшего школьного возраста с нарушением слуха / И. А. Мальцева. // Молодой ученый. – 2019. – № 20 (258). – С. 492-493.
22. Михаленкова, И.А. Создание доступной среды для детей с нарушением слуха в инклюзивном образовательном пространстве / И.А. Михаленкова, И.А. Фарафонтова // Успехи современной науки. – 2017. – Т. 5, № 2. – С. 117-120.
23. Мишанова, О.Г. Диагностика коммуникативных универсальных учебных действий как мониторинг качества языкового образования младших школьников / О.Г. Мишанова // Теория и практика образования в современном мире. – 2015. – №3. – С. 102-106.
24. Могилев, А.В. Новые образовательные стандарты: давай разберемся! / А.В. Могилев //Народное образование. – 2015. – №5. – С.32-39.
25. Низиенко, Е. Введение новых государственных образовательных стандартов общего образования / Е. Низиенко // Образовательная политика. – 2014. – № 12. – С. 108-113.
26. Осмоловская, И.М. Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов / И.М. Осмоловская // Начальная школа. – 2014. – №10. – С. 6-12.
27. Пузанов, В.И. Коррекционная педагогика: основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии / В.И. Пузанов. – М: ВЛАДОС, 2014. – 440 с.
28. Савинов, С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / С. Савинов. – М.: Проспект, 2015. – 342 с.
29. Скворцова, В.О. Формирование навыков самообслуживания и навыков культурного поведения у младших школьников с тяжелыми нарушениями интеллекта / В.О. Скворцова. - М.: Глобус, 2016. –18 с.
30. Солнцева, В.А. Психологические особенности лиц с нарушениями слуха (слабослышащих) / В.А. Солнцева // Справочник по организации и проведению профориентационной работы // . - 2015. - №7. - С. 89–92.
31. Тубеева, Ф.К. Особенности инклюзивного образования лиц с нарушениями слуха в условиях образовательной организации / Ф.К. Тубеева, Я.Д. Чугунова, З.П. Цамакаева // Исследование различных направлений психологии и педагогики : сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. – Уфа, 2018. – С. 152-156.
32. Фарафонтова, И.А. Создание условий для обучения школьников с нарушением слуха в инклюзивном образовательном пространстве / И.А. Фарафонтова // Исторический опыт и современность в специальном образовании: традиции семьи и школы : сб. науч. ст. – Санкт-Петербург, 2019. – С. 36-38.
33. Черкасова, Е.Л. Современные аспекты исследования слухового восприятия детей с нарушениями речи / Е.Л. Черкасова // Логопедия сегодня. – 2014. – №3. – С. 9-15.