Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Актуальность проблемы развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста обусловлена современными требованиями к подрастающему поколению, обозначенными в нормативных документах. Так в Федеральном государственном образовательном стандарте (далее ФГОС) говорится о необходимости воспитания человека интеллектуально и коммуникативно развитого, способного к активному познанию окружающего мира и общению с людьми. И одним из целевых ориентиров ФГОС на этапе завершения дошкольного образования и начале обучения в школе является «хорошо развита мелкая моторика», которая позволяет ребенку владеть своими движениями, контролировать их и управлять ими.
Согласно статистическим данным и анализу мониторинга, в настоящее время у большинства детей, поступающих в первый класс, наблюдается отставание в развитии мелкой моторики. Причиной является совокупность нескольких факторов. Так, из-за занятости родителей они меньше уделяют внимание совместным играм с ребенком и развлечениям, включающим деятельность на развитие мелкой моторики – выкладывание мозаики, вырезание, рисование и т.д. Современная одежда и обувь, как правило, не требует усилий от ребенка по застегиванию пуговиц, завязыванию шнурков, их заменили липучки, кнопочки и застежки-молнии, что тоже ограничило естественный процесс развития у ребенка мелкой моторики. Таким образом, перед современным педагогом стоит задача организации процесса развития мелкой моторики.
Развитие мелкой моторики у детей начинают с раннего возраста, поскольку её развитие во многом влияет на речь, интеллект и творческие проявления ребенка, что доказано в многочисленных исследованиях ученых. Общеизвестным является факт, что около трети всей площади двигательной проекции головного мозга - это проекция кисти руки, следовательно, развитию познавательной функции восприятия поступающей информации способствует развитие мелкой моторики рук.
Значимость развития мелкой моторики является важнейшим условием психического и физического развития ребенка на протяжении всего дошкольного и младшего школьного возраста. Многие учёные (В.М. Бехтерев, А.В. Запорожец, В.А. Сухомлинский и др.) указывают на то, что мелкая моторика очень важна, поскольку посредством нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память. Развитие мелкой моторики важно еще и по причине, что в жизни ребенку понадобятся точные координированные движения, чтобы выполнять различные бытовые действия.
По мнению А.В. Запорожца, М.М. Кольцовой, Н. Кутявиной, М. Монтессори, А.А. Люблинской, В.С. Мухиной и других ученых, этот возраст является сензитивным в развитии мелкой моторики, поскольку в этот период активно совершенствуется координация движений, дети отличаются подвижностью и двигательным богатством, которые проявляются в выразительной изобразительной моторике.
Учёные отмечают, что для развития мелкой моторики детей необходима целенаправленная работа. И как показывает анализ педагогической литературы, эффективным средством развития мелкой моторики являются продуктивные виды деятельности, в частности, изобразительная деятельности.
Как указывают многие учёные (Л.Б. Осипова, Л.И. Плаксина, Н.П. Сакулина), изобразительная деятельности оказывает разностороннее влияние на формирование всей личности ребенка. Прежде всего, оно, являясь одним из средств отражения предметного мира, способствует развитию познавательной деятельности. В процессе изобразительной деятельности дети учатся рассуждать, делать выводы, происходит обогащение их словарного запаса. Благодаря изобразительной деятельности развивается зрительно-двигательная координация, происходит развитие функций руки, совершенствуется мелкая моторика кистей и пальцев рук.
Тем не менее, анализ науки и практики школьного образования позволяет выделить противоречия между однозначным признанием необходимости развивать мелкую моторику рук и снижением у современных детей уровня развития данной сферы; между доказанной эффективностью лепки в развитии мелкой моторики и отсутствием соответствующей методической литературы и систематической работы с детьми раннего возраста по развитию мелкой моторики средствами лепки.
Проблема. Какими должны быть эффективные приёмы по развитию мелкой моторики младших школьников?
Цель исследования: определение эффективных приёмов развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста
Объект исследования: дети младшего школьного возраста
Предмет исследования: развитие мелкой моторики
Задачи исследования:
1. Изучить и охарактеризовать понятие мелкой моторики, провести анализ научной литературы по проблеме исследования.
2. Выделить особенности развития детей младшего школьного возраста
3. Рассмотреть особенности развития мелкой моторики детей младшего школьного возраста.
3. Выявить приёмы развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста
Теоретико-методологическая база исследования: единство используемых подходов к управлению образовательным учреждением и к организации учебно-воспитательного процесса, разработанных отечественными психологами и педагогами:
- личностно ориентированного (С. Л. Рубинштейн, В. В. Серикова),
- системного (В. В. Давыдов, Д Б. Эльконин, Л. В. Занков, Л. С Выготский),
- средового (Ю. С. Мануйлов, В. П. Зинченко).
Методы исследования: изучение психолого-педагогической литературы и нормативной документации по исследуемой проблеме, наблюдение, анализ педагогического опыта.
Новизна исследования. Впервые проанализирован опыт различных педагогов, направленный на развитие мелкой моторики младших школьников.
Практическая значимость. Результаты данного исследования могут быть использованы в практической деятельности педагога начального образования.
§1. Сущность и значение развития мелкой моторики рук
Понятие мелкой моторики детей рассматривается в различных отраслевых психофизиологических, медицинских и педагогических науках, которые исследуют поведенческие проявления детей разных возрастных групп. При этом мелкая моторика – есть фактор физического и психического развития ребенка, что предопределяет особый интерес к теме мелкой моторики среди исследователей. Еще в древности ученые обращали внимание на то, что ремесленники, занятые трудом, связанным с точной координацией мелких движений пальцев, обладали точным развитым умом, хорошей памятью, а также логичностью рассуждений [1; с. 62].
Известно, что человеческий организм – есть взаимосвязанная система, которая объединена периферийной нервной системой. Мозг человека посылает импульсы в нервные окончания и контролирует движение конечностей человека. При этом степень овладения этим навыком у всех разная и различается в течение жизни человека. Некоторые индивиды спокойно и дифференцированно владеют собственным телом, некоторые, напротив, скованны в функциональном овладении двигательными навыками по физиологическим причинам или иным – возрастным (возрастная скованность), состоянию здоровья (скованность конечностей по причине заболеваний), двигательной пассивности и неразработанности мышц и т.д.
Моторика – это такая двигательная функция, которая позволяет человеку выполнить задуманное им движение максимально четко и именно так, как он того желает. Моторика задействует оба мозга – головной мозг держит образ нужного движения, спинной мозг отдает команды на движение. Автор И.Е. Светлова определяет моторику как совокупность двигательных навыков, умений, реакций и сложных двигательных действий, которые свойственны человеку в разной степени. Автор делит моторику на виды – общая (поза, общие движения), тонкая (мелкие движения рук и ног), а также артикуляционная(мимика и жесты) [23; с. 72].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреев, В.И. Педагогика / В.И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2017. - 608 с.
2. Бедулина, Г.Ф. Социально-педагогическое проектирование: учеб-метод. пособие / Г.Ф. Бедулина. - Мн.:АПО, 2009.- 153 с.
3. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. - СПб.: Питер, 2017. - 400 с.
4. Выготский, Л.С. Педагогическая психология: учебное пособие для студентов средних учебных заведений/ Л.С. Выготский. - М.: издательский центр "Смысл", 2013. - 486с.
5. Гордон, Л.А. Психология и педагогика интереса / Л.А. Гордон // Радяньска школа. - 2014. - №11. - С. 33-37
6. Гребенникова, О.А. Педагогические возможности проектной деятельности как средства развития познавательных интересов учащихся // Вестник НовГУ, 2015. - №5 (88). - С.30-33
7. Деркач, В. И. Оптимизация управления деятельностью персонала образовательных систем. - М.: Итар-Тасс, 2015. - 152 c
8. Дусавицкий, А.Г. Воспитывая интерес / А.Г. Дусавицкий. - М.: Знание, 2014. - 80 с.
9. Еникеев, М.И. Психологический энциклопедический словарь / М.И. Еникеев. - М.: Проспект, 2010. - 560 с.
10. Жесткова, Е.А. Инновационная деятельность современной образовательного учреждения / Е.А. Жесткова, И.В. Уткина // Традиции и инновации в образовательном пространстве России, ХМАО-Югры, НВГУ: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Нижневартовск: Изд-во Нижневартовского государственного университета, 2014. С. 50-52
11. Зотов, Ю.Б. Организация современного урока / Ю.Б. Зотов. - М.: Просвещение, 2017. - 144 с.
12. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб: Питер, 2009. — 434 с.
13. Ильин Е.П. Психомоторика. М.: Владос, 2013. – 326 с.
14. Клиническая систематика задержки психического развития. // Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития у детей // Под ред. К. С. Лебединской. - М.: Педагогика, 1982
15. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспирова. - М.: Академия, 2017. - 176 с.
16. Коротаева, Е.В. Обучающие технологии в творческой деятельности дошкольников / Е.В. Коротаева. - М.: Просвещение, 2008. - 237 с.
17. Куликов Л.В. Психологические исследования: Методические рекомендации по проведению.- СПб.: Речь, 2001,-184 с.
18. Логоша Г.Е. Развитие мелкой моторики у малышей // Молодой ученый. 2017. № 46. С. 299-302.
19. Лурия A.Р. Письмo и рeчь: Нeйрoлингвистичeскoe изучeниe. – М.: Академия, 2012. – 346 с.
20. Марков, А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте / А.К. Маркова. - М.: Просвещение, 2008. - 355 с.
21. Морозова, Н.Г. Формирование интересов у детей в условиях нормального и аномального развития / Н.Г. Морозова. - М.: Наука, 2017. –
22. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. /Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей/. – СПб.: КАРО, 2008. – 96с.
23. Педагогика / Под ред. В.А. Сластёнина. - М.: Школьная Пресса, 2012. - 336 с.
24. Свeтлoвa И.E. Рaзвивaeм мeлкую мoтoрику и кooрдинaцию движeний рук. М.: Детство-пресс, 2012. – 71 с.
25. Эльконин, Д.Б. Система развивающего обучения: пособие для студентов педагогических вузов. – М.: Наука, 2011. - 260 с.