Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Современная система дошкольного образования испытывает потребность в диалоге, который имеет теоретическое и практическое значение для личностного развития ребенка и составляет основу успешной адаптации в социальной среде человека. Данное направление – одно из сложных актуальных, многоаспектных проблем, но вместе с тем представляющее интерес, так как речь развивается намного раньше других процессов и влияет на психическое и речевое развитие.
Изучением диалогической речи занимаются такие науки, как педагогика, психология, лингвистика, психолингвистика и др. Данную тему с различных точек зрения рассматривали многие ученые: М.М. Бахтин, О.А. Капитовская, М.М. Лисина, М.Г. Плохотнюк, Л.П. Якубинский и другие.
Условия становления диалогической речи у детей с общим недоразвитием речи изучали А.Г. Арушанова, В. П. Глухов, Р.Е. Левина, И.С. Назметдинова, Л.Ф. Спирова, Н. А. Стародубов, Т.Б. Филичева и др..
Психолого-педагогические механизмы формирования речи детей раскрывают в своих работах М.М. Алексеева, Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.И Яшина и др.
Актуальность развития диалогической речи обусловлена тем, что речь является основной и первоначальной функцией общения. Она может выражаться в виде поддержания социальных контактов, способствовать обмену информацией. Данные аспекты диалогической речи составляют жизнь ребенка дошкольного возраста и активно используются. Непосредственное развитие функций речи стимулирует детей к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем, к использованию диалогической речи.
Несформированность диалогической речи оказывает отрицательное влияние на способность детей к обучению и полноценной социальной адаптации, так как полноценная социальная адаптация невозможна без способности к диалогическому общению. Своевременная диагностика речевых нарушений и грамотная их коррекция помимо собственно речевого развития позволяет ребенку развить способность к диалогической речи, что облегчает его социальную адаптацию, позволяет налаживать контакты со сверстниками и взрослыми, безболезненно осуществить переход в школьное учреждение, где способность к диалогу необходима для полноценного обучения. В связи свыше изложенным исследование диалогической речи у дошкольников с ОНР является актуальной проблемой.
Объектом исследования является диалогическая речь детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования: логопедическая работа по развитию диалогической речи детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: теоретическое и практическое изучение развития диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме развития диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
2. Провести экспериментальное исследование уровня развития диалогической речи у детей 4-5 лет с ОНР;
3. Разработать программу коррекции диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста
База исследования: МДОУ ХХХХ, г. ХХХХ. В исследовании участвовали 10 детей в возрасте 4 - 5 лет, с ОНР III уровня.
Методы исследования: Анализ и изучение теоретических источников, изучение протоколов диагностики, беседа, наблюдение, эксперимент, анализ результатов.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1 Определение диалогической речи. Развитие диалогической речи в онтогенезе.
Понятие диалог имеет греческое происхождение от dialogos и включает две части: приставку dia «сквозь, через» и корень logos «слово, значение, речь». Первая часть термина интерпретируется как «сквозное движение, проникновение, размежевание, разделение, взаимность» и, отсюда «диалог – разделенное слово, взаимная речь», то есть разговор, который ведут два или более человек.
Известно высказывание М. М. Бахтина о том, что для ребенка диалог – это первая школа овладения родной речью, школа общения, «он сопровождает и пронизывает всю его жизнь, все отношения, он, по существу, является основой развивающейся личности» [5? с.17].
Ученые представляют диалог как первичную естественную форму языкового общения, классическую форму речевого общения. Главная особенность диалога заключается в чередовании говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого [1].
А. В. Чулкова, характеризуя диалогическую речь, указывает на следующее ее особенности: диалогическая речь ситуативна (связана с конкретной обстановкой, в которой происходит общение), контекстуальна (каждое высказывание обусловлено предыдущим), свернута (в ней многое подразумевается), малоорганизована (реплики заранее не обдуманы, непроизвольны). Она характеризуется краткостью высказываний, простотой их синтаксического построения [49]. Отметим наиболее распространенные определения диалога, диалогической речи:
1) Вид речи, который характеризуется ситуативностью (зависимость от обстановки разговора), контекстуальностью (обусловленность предыдущим высказыванием), непроизвольностью и малой степенью организованности (незапланированный характер).
2) Функциональная разновидность языка, реализующаяся в процессе непосредственного общения между собеседниками и состоящая из последовательного чередования стимулирующих и реагирующих реплик.
Узкий смысл диалога, как языковой формы общения, определен в «Словаре лингвистических терминов» О. С. Ахмановой: «это форма речи, при которой высказывания прямо адресуются собеседнику и оказываются ограниченными темой беседы». В данном определении подчеркивается важная сторона организации диалога как формы речи: наличие адреса, общая тематика высказываний, разговорность. Имеют применения и другие трактовки понятия «диалог» [3, 25]:
Языковеды называют диалог натуральной коммуникативно-речевой формой, которая состоит из обмена репликами. Значимую роль в репликах занимает мимика, жесты, интонация.
Диалог – чередование реплик двух или более людей говорящих на одну тему, связанную с какой-либо ситуацией. Главной чертой диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Диалогическая слаженность обеспечивается содействием двух собеседников. Важно, что в диалоге собеседники всегда знают, о чем идет речь, и не нуждаются в объяснении высказывания.
Произносимая диалогическая речь проходит в определенной ситуации и сопутствует невербальным средствам общения (мимика, жесты). Из этого и возникает языковое оформление диалога. Речь в нем может быть неполной, сжатой, иногда с отрывками. Для диалогической речи свойственны:
простые и сложные бессоюзные предложения;
лаконичность, недосказанность, обрывистость;
разговорная лексика и фразеология;
временное обдумывание [11].
В диалогической речи могут быть представлены различные виды предложений:
повествовательное предложение,
побудительное предложение,
вопросительное предложение.
Есть большая необходимо развивать у детей умение строить диалог (задать вопрос, дать ответ, разъяснить, поддержать) с использованием различных лингвистических средств по течению ситуации. Важно, что все навыки и умения, которые развивались в процессе диалогической речи, необходимы ребёнку и для развития монологической речи.
Особенности диалогической речи по А.Р. Лурия:
ответчик должен знать, о чем идет речь;
участники диалога знают ситуацию, что раскрывает их речевое высказывание;
беседующие индивиды имеют полную возможность включить в неё
ещё и ряд невербальных компонентов (мимика, средства интонации, жесты и др.);
-в диалоге видна грамматическая неточность [26].
Всё это говорит об особенностях грамматической структуры диалогической речи. Каждое высказывание характеризуется предметно - смысловым содержанием, которое различается в разных пунктах речевого общения [26].
Характеристику диалога дают Т.А. Ладыженская, Н.И. Формановская и др. авторы: для диалога свойственны такие интонационные формы как: выразительность, темп, тон и др. – это всё образует речевое поведение.
Умение правильно, интонационно, мелодично и точно высказываться и умение слушать собеседника и извлекать ту информацию, которую вложил в свою речь говорящий индивид – все это предполагает речевое общение.
Таким образом, в основе речевого общения лежит диалог. Языковеды выделяют диалог как простую и доступную речевую форму. Они указывают, что в диалоге используются простые синтаксические и грамматические тексты, относительно ограниченного словаря. Именно в диалоге развивается умение выслушать собеседника, задавать вопрос, отвечать в зависимости от контекста [цит. по 24].
Информацию об онтогенезе диалогической речи у детей психологи рассматривают в контексте речевого развития.
Вопросы поэтапности становления речи у детей при ее нормальном развитии в работах Д. Б. Эльконина [52], А. А. Леонтьева [23] Л. Розенгард-Пупко и других.
Условно выделяются ведущие периоды речевого развития и в каждом из них устанавливается та симптоматика, которая должна настораживать педагога в процессе общения с ребенком (А. НF. Леонтьев) [23].
Обозначены четыре этапа:
1-й – подготовительный (с момента рождения — до года);
2-й – преддошкольный (от года до трёх лет);
3-й – дошкольный (от трёх до семи лет);
4-й – школьный (от семи до семнадцати лет).
В данной работе мы рассмотрим наиболее важные для становления диалоговой речи периоды речевого развития.
Преддошкольный этап
Данный этап характеризуется усилением речевой активности ребёнка, повышенным вниманием к речи окружающих.
В период 13-18 месяцев преобладает пассивная речь: ребенок понимает гораздо больше слов, чем может произнести сам. Сначала ребенок понимает слова-указания («рядом», «садись»), затем – слова-названия («кукла», «мячик», «машинка»), затем наступает понимание поручений и инструкций («сядь рядом») и, наконец, ребенок начинает понимать рассказы. В 13 месяцев ребенок понимает около 50 слов, а в 18 месяцев уже умеет говорить 10-15 слов. После полутора лет активный словарь детей растёт, появляются первые предложения, состоящие из аморфных слов-корней. Дети не сразу овладевают правильной речью: одни явления языка усваиваются раньше, другие позже. Это можно объясняется тем, что чем проще по звучанию и структуре слова, тем они легче запоминаются детьми.
Анализируя количественные показатели роста лексического запаса детей в этом возрасте, можно привести следующие данные: к концу второго года ребенок говорит тридцать слов, к трем годам – примерно сто слов. Таким образом, в течение полутора лет происходит количественный скачок в расширении словаря детей
Постепенное формирование грамматических категорий является характерным показателем активного речевого развития детей на этом этапе. Уже к двум с половиной-трём годам дети пользуются трех-четырехсловными предложениями, используя частичные грамматические формы.
Дошкольный этап.
В младшем дошкольном возрасте (3-4 года) ребенок может говорить короткими фразами, однако навык диалогового общения только начинает формироваться. Чаще всего, в этом возрасте диалогическая речь детей представлена краткими репликам в рамках ситуации. Например, в детском саду начало разговора детей может быть спровоцировано некоторой ситуацией: желание вместе покатать машинку, поиграть с куклой и т.д.
Средний дошкольный возраст (4-5 лет) характеризуется интенсивным речевым развитием.
Н. Ф. Виноградова перечисляет следующие особенности диалогической речи детей 4-5 лет: даже имея некоторые представления о предмете разговора, дети затрудняются сформулировать суждение, ответить на вопрос; не всегда могут выслушать собеседника, задать вопрос, подать реплику, правильно построить предложение, ответить в соответствии с вопросом. Они часто отвлекаются от темы разговора, употребляют в основном простые предложения, а иногда наоборот – неуместно большие предложения; не владеют таким способом усложнения предложения, как обращения; редко используют реплики – согласия, реплики – дополнения, реплики – предложения [11].
В старшем дошкольном возрасте ребенок уже знаком со всеми особенностями устной речи и ее основными формами, к семи годам ведет диалог на высоком уровне. Вступление в беседу возможно при помощи эмоционального рассказа о впечатлениях или переживаниях. Также появившийся навык задавания вопросов помогает ребенку старшего дошкольного возраста стать инициатором беседы, спросив у сверстника о чем-либо. Кроме того, дети данного возраста уже умеют найти слова, чтобы заинтересовать сверстника и побудить его начать вместе играть.
К основным навыкам диалогической речи детей старшего дошкольного возраста можно отнести следующие:
слушают собеседника, демонстрируя при этом интерес;
имея высокую степень заинтересованности, дослушивают фразы до конца;
рассуждают и используют аргументы для подтверждения своей точки зрения;
дают развернутые или краткие ответы в зависимости от возникшей ситуации;
правильно формулируют и задают вопросы.
Дальнейший школьный период характеризуется самостоятельным совершенствованием связной речи и формированием письменной речи, что было бы невозможно без предварительного развития диалогической речи дошкольника.
Диалог, характеризующийся ситуативностью и краткостью, в сравнении с монологом, позволяет ребёнку получить опыт речевого взаимодействия с другим ребёнком или взрослым. Именно этот опыт в дальнейшем даёт возможность научиться связно и логично выстраивать свои мысли.
Таким образом, умение участвовать в такой форме речевого общения,
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Теория и методика развития речи. Учебник.– 8-е изд. – М. : Академия, 2018. – 440. с.– (Высшее образование. Бакалавриат).
2. Арушанова А.Г. Развитие диалогического общения: методическое пособие для воспитателя.– М.: Мозаика-синтез, 2005 г.– 115 с.
3. Ахаманова О.С. Словарь лингвистических терминов.– М.: Советская энциклопедия, 1966.– 800с.
4. Богатырева, А. Н. Возрастные особенности понимания и употребления слов детьми 3 х — 5 ти лет: Автореф. дис…. канд. психол. наук. — Л., 1970. — 21 с.
5. Богуславская С.М. Диалог в трудах М.М. Бахтина // Вестник Оренбургского государственного универсиитета. – 2011.– №7(126).– С. 17-23
6. Брюховских Л.А., Рудковская К.С. Диагностические методики для выявления особенностей диалогической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня // Логопед в детском саду.– 2016.– №1(74).– С.
7. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. – СПб. : Детство-пресс, 2007. – 144 с.
8. Вильчек Э.Э. К вопросу о некоторых особенностях диалогической речи // Иностранные языки в школе.– 1972.– № 3.– С. 24-26
9. Выготский Л. С. Детская речь. – М. : Педагогика, 2006. – 420 с.
10. Выготский Л. С. Проблемы дефектологии. – М. : Педагогика, 1995. – 77 с.
11. Глухов В. П. Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания детей с нарушениями речи. – М. : Союз, 2007. – 156 с.
12. Глухов В. П. Особенности творческого воображения у детей дошкольного возраста с ОНР. – М. : ВЛАДОС, 2005. – 123 с.
13. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования. Методическое пособие.– М.: АРКТИ, 2017.– 80 с.
14. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М.: Национальный книжный центр, 2016.– 176 с. – (Развитие и коррекция).
15. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т. Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Книга для логопеда. – Екатеринбург: Литур.– 2006. – 320 с.
16. Жукова Н. С. Преодоление ОНР у детей – М. : Союз, 2008. – 142 с.
17. Исенина, Е. И. Развитие диалога у детей раннего возраста в связи с формированием образа себя и другого// Человек в мире диалога: Тезисы доклада. — Л., 1990. — с. 138–141
18. Каше Г.А. Исправление недостатков речи у дошкольников / Под ред. Левиной Р. Е.– М.: Просвещение, 1971. – 192 с.
19. Короткова, Э. Л. Обеспечение речевой практики при взаимосвязи работы над развитием диалогической и монологической речи [Текст] / Э. Л. Короткова // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. – М. : Академия, 2009. – C. 201-202.
20. Крылова Н.Л. Использование текстов для первоначального чтения в специальном обучении детей с общим недоразвитием речи : Автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. (732) / АПН СССР. Науч.-исслед. ин-т дефектологии. – М: [б. и.], 1971. – 19 с.
21. Лалаева Р.И. Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. – СПб.: КАРО, 2004. – 160 с.
22. Левина Р.Е., Никашина Н. А. Характеристика ОНР у детей – М. : Просвещение, 2009. – 159 с.
23. Леонтьев, А. А. Исследования детской речи [Текст] / А. А. Леонтьев. – М. : Просвещение, 2004. – 268 с.
24. Лисина М.И., Смирнова Р.А. Потребности и мотивы общения между дошкольниками. – Минск, 1995. – 115 с.
25. Ломов Б.Ф. Общение как проблема общей психологии // Методологические проблемы социальной психологии. – М.: Наука, 1975.– С.124-135.
26. Лурия А.Р. Язык и сознание.– СПб: Питер, 2019.– 366 с.– (Мастера психологии).
27. Маркова А.К. Психология усвоения языка как средства общения. – М. : Педагогика, 2004. – 300 с.
28. Мелехова Л.В., Фомичева М.Ф. Речь дошкольника и ее исправление.– Просвещение, 2007. – 94 с.
29. Менг К. Коммуникативно-речевая деятельность дошкольников в ситуативной обусловленности : пер с нем / сост. А.М. Шахнарович.– М.: МГПУ, 1994.– 259 с
30. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / под общ. ред. Г. В. Чиркиной. – М. : АРКТИ, 2003. – 240 с
31. Миронова С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М. : Гном, 2009. – 168 с.
32. Мухина В. С. Психология дошкольника. – М. : Просвещение, –1975. – 272 с.
33. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями речи / ред. сост. С. А. Миронова. – М.: Инфра, 2007. – 241 с.
34. Павлова, О. С. Нарушение коммуникативного акта у детей с ОНР / Психолингвистика и современная логопедия / под ред. Л. Б. Халиловой. – М. : Экономика, 2007. – 304 с.
35. Пиаже, Ж. Речь и мышление дошкольников. – М.: Педагогика-Пресс.– 126 с.
36. Рубинштейн, С. Л. Речь и общение. Функции речи. Развитие речи у детей – СПб. : Питер, 2002. – 720 с.
37. Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции: Учеб. пособие для студентов. — М.: Классике Стиль, 2003.– 160 с.
38. Соботович Е.Ф., Чернопольская А.Ф. Проявления стертых форм дизартрии и методы их диагностики // Дефектология. – М., 1974. – №4
39. Спирова Л. Ф. Особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи. – М. : Педагогика, 1980. – 192 с.
40. Ступак Л. В. Индивидуальные и фронтальные логопедические занятия с использованием авторской куклы «Слава» : методическое пособие для студентов дефектологических факультетов педагогических вузов / Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кузбасская государственная педагогическая академия» (КузГПА). – Новокузнецк : МАОУ ДПО ИПК, 2012. – 71 с.
41. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) [Текст] / Е. И. Тихеева // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста /сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М. : Академия, 2001. – С. 126-144.
42. Ткаченко Т. А. Формирование и развитие связной речи. Спб. : ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2008 – 202 с.
43. Ушакова, О. С. Теория и практика развития речи дошкольника [Текст] / О. С. Ушакова. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 240 с.
44. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В.. Основы логопедии – М.:Просвещение, 1989. – 221 с.
45. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие.– М.: Айрис-Пресс, 2008.– 224 с.
46. Флерина, Е. А. Алексеева М.М. Разговорная речь в детском саду : Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Е. А. Флерина, М. М.. – М. : Академия, – 1999. – 393 с.
47. Чеканова М. В. Становление диалогической речи в онтогенезе // Молодой ученый. 2015. №11. С. 1509-1512.
48. Чиркина Г.В., Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.: Дрофа, 2010.– 192 с.
49. Чулкова А.В. Формирование диалога у дошкольников : учебное пособие. – М. : Феникс+, – 2008. – 221 с.
50. Шахнарович А.М. Семантика детской речи. Психолингвистический анализ. Автореферат дис. ... докт. филол. наук / А.М. Шахнарович. - М.: ИнЯз АН СССР, 1985.– 40 с.
51. Шаховская С.Н. Логопедическая работа по формированию грамматического строя речи детей, страдающих моторной алалией // Патология речи: ученые записки МГПИ. – М, 1971.
52. Эльконин, Д. Б. Детская психология [Текст] / Д. Б. Эльконин. – М. : Педагогика, 1990. – 359 с.
53. Якубинский, Л. П. О диалогической речи / под ред. Л. В. Щербы. – Спб., 2007. – 259 с.