Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. По данным Росстата на территории Российской Федерации в 2016 году родами в срок закончилось 1763,6 тыс. беременностей, преждевременными родами – 73,3 тыс. беременностей. В 2016 году это соотношение составило 1580,1 тыс. беременностей и 67,4 тыс. беременностей. В 2017 году в срок родили 1495,6 тыс. женщин, преждевременными родами закончилось 65,9 тыс. беременностей [5].
Все эти женщины нуждаются перинатальной медицинской помощи, в рамках которой рассматривается также психологическая поддержка. Одним из центральных аспектов психологической поддержки беременных женщин является их подготовка к родам. Роды – это сложный биомеханический, физиологичный процесс, который требует сосредоточенности, усилий не только от медицинского персонала, но и от роженицы.
Психологическая подготовка к родам включает в себя психологические тренинги, которые позволяют женщине в трудный момент справлять как с болью, так и со страхом, адекватнее вести себя в родильном зале. В свою очередь это способствует более благоприятному течению родов, снижает риски как для роженицы, так и для плода. Важность психологической подготовки беременной женщины к родам и определяет актуальность настоящего исследования.
Цель исследования состоит в изучении особенностей психологической подготовки беременных женщин к родам.
В рамках поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1. Выявить основные особенности беременности, родов.
2. Охарактеризовать основные особенности психофизиологического состояния беременной женщины.
3. Изучить теоретические аспекты психологической подготовки беременной женщины к родам.
4. На основании анализа литературы определить степень эффективности такой подготовки.
5. На примере ГБУЗ Архангельской области «Северодвинский родильный дом» определить эффективность психологической подготовки беременных женщин к родам.
Объект исследования: беременные женщины.
Предмет исследования: эффективность психологической подготовки беременных женщин к родам.
Методы исследования:
1. Теоретические – анализ, синтез, обобщение.
2. Практические – тестирование, опрос, математические, графические методы анализа полученных данных.
Глава 1. Теоретические основы подготовки беременных к родам
1.1 Понятие беременности, родов
Беременность человека – это физиологический процесс внутриутробного вынашивания плода у человека, животных. Беременность наступает в тот момент, когда происходит слияние мужской и женской половой клетки, заканчивается в момент рождения ребенка. У человека яйцеклетка, оплодотворенная сперматозоидом (зигота) дробится на дочерние клетки и в процессе дробления передвигается по фаллопиевой трубе. На 3-4 сутки от момента оплодотворения эмбрион, состоящий из 8-12 клеток попадает в полость матки, где на протяжении 4 суток находится в свободном состоянии. Через 7 суток после оплодотворения эмбрион погружается в слизистую оболочку матки, т.е. происходит его имплантация. В этот момент эмбрион начинается питаться за счет материнского организма, связь с телом матери устанавливается через плаценту, которая соединяется с эмбрионом и, затем, плодом, посредством пуповины. Параллельно с эти образуются зародышевые оболочки – амнион, хорион, аллантоис.
Беременность в целом от момента оплодотворения до родов длится 38 недель (эмбриональный срок). Беременность делится на ряд периодов, которые называются триместрами. Кроме того, внутриутробный период развития человека принято делить на эмбриональный (до конца 8 недели беременности) и фетальный или плодный [1].
Беременность закачивается родами. Во время родов происходит изгнание плода из полости матки через родовые пути, отделение плода от материнского организма. Физиологические роды у человека наступают в 38-42 недели беременности (акушерские). Начало родов связано со схватками, т.е. регулярными сокращениями матки. У первородящих роды длятся 15-20 часов, у повторнородящих – 10-12 часов. После того, как родовые пути готовы к прохождению плода, к схваткам присоединяется сокращение мышц брюшного пресса, диафрагмы, возникают потуги, под действием которых плод продвигается по родовым путям [3].
Таким образом, беременность и роды – это физиологичный процесс размножения, который начинается с оплодотворения яйцеклетки и заканчивается изгнанием плода их полости матки (родами).
1.2 Психофизиологическое состояние беременной женщины
С началом беременности организме женщины происходят многочисленные перестройки, которые сопровождаются интенсификацией всех обменных процессов. Как следствие ускоряются и катаболические реакции. Так, основной обмен, потребление кислорода увеличивается на 15-20% к 16 неделе гестации, достигает максимальных показателей ко второй половине беременности, во время родов. Так, адаптивные реакции организма беременной женщины направлены на аккумуляцию белков, их азотистых предшественников. Непрерывно растет и расход глюкозы, увеличивается секреция гормонов, которые регулируют обмен глюкозы, возрастает глюконеогенез в печени. В качестве адаптивной реакции к росту потребности в глюкозе у женщины формируется некоторая степень инсулинорезистентности. Создаются условия для бесперебойного синтеза стероидов, накопления холестерина, фосфолипмидов. Интенсивное накопление жировой ткани происходит до 30 недели беременности. Задерживаются и накапливаются в организме женщины и минералы, необходимые для роста и развития плода.
Существенные изменения происходят во всех органах и системах организма. Так, меняется нервная системы, формируется доминанта беременности. Интенсивно работает эндокринный аппарат. В частности, растет выделение эстрогенов, АКТГ (на поздних сроках), кортизола (II-III триместры), ТТГ (на поздних сроках), кальцитонина, минералокортикоидов. Формируется маточно-плацентарный кровоток, растет объем циркулирующей крови (на 40%), объем плазмы (на 35-47%), эритроцитов (на 18-25%), других форменных элементов, увеличивается сердечный выброс. Со стороны дыхательной системы отмечается гипервентиляция, повышение кислотности крови, частоты дыхательных движений. Падают такие показатели как общий объем, остаточная емкость, дыхательный объем легких. По причине интенсивного нарастания концентрации прогестерона происходит снижение тонуса гладкой мускулатуры внутренних органов, в том числе органов пищеварения. Увеличивается почечный кровоток, клубочковая фильтрация. Самые большие изменения характерны для репродуктивной системы, в частности увеличивается объем, масса молочных желез, матки [2].
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Акушерство: учебник / Б.М. Венцковский, И.Б. Венцковская, Л.Б. Гутман и др.; под ред. проф. Б.М. Венцковского, проф. Г.К. Степанковской, проф. Н.Е. Яроцкого. – Киев, ВСИ «Медицина», 2010. – 448 с.
2. Акушерство: учебник / под ред. В.Е. Радзинского, А.М. Фукса. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. – 1040 с.
3. Дуда В.И. Акушерство: учеб. / В.И. Дуда. – Минск: РИПО, 2013. – 576 с.
4. Заворотных Е.Н. Особенности эмоциональной сферы беременных женщин / Е.Н. Заворотных // Вестник Санкт-Петербургского университета. Политология. Международные отношения, 2007. – № 2-2. – С. 136-140.
5. Здравоохранение в России. 2019: Стат. сб. / Росстат. – М., 2019. – 170 с.
6. Знаменская С.И. Динамика изменений эмоциональных состояний в течение беременности / С.И. Знаменская, М.Е. Блох, А.Г. Киселев // Журнал акушерства и женский болезней, 2011. – Т. LX. – № 3. – С. 81-85.
7. Знаменская С.И. Особенностей изменений структуры психоэмоциональной сферы у женщин по триместрам беременности / С,И. Знаменская, А.Г. Киселев, Е.А. Шаповалова, И.М. Максимова // Журнал акушерства и женский болезней, 2012. – Т. 61. – № 6. – С. 30-35.
8. Качалова Т.М. Применение новых методов психологического сопровождения беременных и психопрофилактической подготовки к родам // Медицинский альманах, 2013. – № 6 (30). – С. 37-41.
9. Лохина Е.В. Влияние медико-психологической подготовки к родам по программе «Счастливое материнство» на психоэмоциональное состояние женщины в период беременности» / Е.В. Лохина, Т.С. Качалина // Медицинский альманах, 2013. – № 2 (26). – С. 199-202.
10. Пенжоян М.А. Оценка эффективности психопрофилактической подготовки беременных к родам / М.А. Пенжоян, В.М. Покровский, Г.А. Пенжоян // Кубанский научный медицинский вестник, 2010. – № 8. – С. 155-159.
11. Силаев К.А. Психопрофилактическая подготовка к родам: новое о старом // К.А. Силаев, И.Б. Манухин, С.П. Синчихин // Астраханский медицинский журнал, 2016. – Т. 11. – № 4. – С. 43-50
12. Силаев К.А. Психопрофилактическая подготовка к родам: новое о старом // К.А. Силаев, И.Б. Манухин, С.П. Синчихин // Астраханский медицинский журнал, 2016. – Т. 11. – № 4. – С. 43-50.
13. Шелехов И.Л. Психологический портрет первородящих женщин / И.Л. Шелехов, О.Г. Берестнева, А.М. Уразаев // Вестник Томского государственного педагогического университета, 2014. – № 5 (146). – С. 141-145.