Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Творческая деятельность человека обусловливает его ценность. Сегодня в любом обществе востребованы люди, творчески мыслящие, нестандартно решающие ту или иную проблему, поэтому вопрос о природе творческих способностей у учащихся довольно актуален.
Именно в изобразительной деятельности, по мнению ученых И.А. Ветлугиной, Б.М. Неменского, Н.М. Сокольниковой и Е.А. Флериной, творческие способности учащихся проявляются более ярко. При этом у некоторых учащихся наиболее развиты живописные способности − проявляемые в характере применения цветовой гаммы, тогда как другие более способны к построению композиции, связывая реальный опыт с фантазией, третья группа детей имеет склонность к абстракции.
Вместе с тем, рассматривая проблему в реальной практике мы пришли к выводу, что проведение стандартных уроков по изобразительному искусству в первом классе не является эффективным методом развития творческих способностей учащихся. Анализ работ Д.Б. Эльконина, В.А. Сухомлинского, Б.М. Неменского и С.А. Шмакова и других позволило нам сделать вывод о том, что игровая деятельность для учащихся возрастом в 7-8 лет не утрачивает своей актуальности. Первоклассники намного лучше запоминают учебный материал, проявляют познавательную активность и интерес тогда, когда учитель использует на уроке игровые методы и приемы. Исходя из этого, особый интерес приобретает включение игровой технологии на уроках по изобразительному искусству с целью развития творческих способностей учащихся младших классов.
Философы говорят, что жизнь человеческая измеряется не количеством прожитых дней, месяцев, лет, а яркими, запоминающимися событиями, впечатлениями от них. Исходя из этого урок изобразительного искусства должен «увлечь школьников, взволновать их, а, взволновав, заставить задуматься».
Игра и учеба – две отличные друг от друга деятельности, между ними имеются качественные различия. Верно замечено еще Н.К. Крупской, что «школа отводит слишком мало места игре, сразу навязывая ребенку подход к любой деятельности методами взрослого человека. Она недооценивает организационную роль игры. Переход от игры к серьезным занятиям слишком резок, между свободной игрой и регламентированными школьными занятиями получается нечем не заполненный разрыв. Тут нужны переходные формы». В качестве таковых и выступают дидактические игры. “Игра должна быть организована так, чтобы в ней предчувствовался будущий урок”. Задача учителя – сделать плавным, адекватным переход детей от игровой деятельности – к учебной. Решающую роль в этом имеют дидактические игры.
Цель данной курсовой работы: изучение игровых технологий как средства развития воображения детей младшего школьного возраста на внеурочных занятиях по изобразительному искусству.
Объект исследования – воображение младших школьников.
Предмет исследования – игровые технологии на внеурочных занятиях по изобразительному искусству.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования, нами были сформулированы задачи курсовой работы:
1. Изучить литературу по теме исследования
2. Изучить понятие «воображение» в психолого-педагогической науке
3. Проанализировать проблему развития творческого воображения учащихся на занятиях по изобразительной деятельности
4. Выявить методические аспекты использования игровых технологий для развития воображения у младших школьников
1 Понятие «воображение» в психолого-педагогической науке
Значение воображения для человека огромно. Почти все разновидности культуры являются продуктом воображения. Но в дошкольном и младшем школьном возрасте воображение имеет особое значение для ребенка, оно помогает лучше понять мир, расширить его границы, погружаясь в условную реальность, так как воображение оказывает влияние на становление ведущего вида деятельности детей данного возраста, а именно игры. С течением времени и взрослением ребенка его воображение перерастает в фантазирование. Ребенок осваивает различные формы построения новой действительности и учится их использовать, при этом постепенно отпадает необходимость в наличии реальных вещей, за основу для фантазирования которыми они были взяты [24].
Воображение развивается особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период его специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству и науке. Ценность воображения в том, что оно позволяет принять решение и найти выход в проблемной ситуации, даже при отсутствии нужной полноты знаний [42, с. 168].
Проблема изучения и развития воображения является актуальной, так как ее исследовали многие ученые, такие как А.В. Петровский, Р.Г. Натадзе, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн и другие. В своих трудах они пытались дать ответ на вопрос, что же такое воображение, какие свойства, характеристики и виды оно имеет, а также как развивать данный психический процесс на каждом возрастном этапе. Основные исследования были проведены в XX веке и продолжаются по сей день. Это говорит о том, что данный вопрос является актуальным и в настоящее время.
Л.С. Выготский отмечает, что воображение не повторяет в тех же сочетаниях и в тех же формах отдельных впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений.
Иначе говоря, принесение нового в самое течение наших впечатлений и изменение этих впечатлений так, что в результате этой деятельности возникает некоторый новый, ранее не существовавший образ, составляет, как известно самую основу той деятельности, которую мы называем воображением [6].
С.Л. Рубинштейн, считает, что воображение – это отлет от прошлого опыта, преобразование его. Это преобразование данного, осуществляемое в образной форме [33].
«Признак процесса воображения заключается в преобразовании и переработке данных восприятия и другого материала прошлого опыта, в результате чего получаются новые впечатления. Воображение является аналитико-синтетической деятельностью, которая осуществляется под влиянием цели или чувств, которые владеют ребёнком в данный период времени» [41, с. 102].
Воображение - это необходимый элемент творческой деятельности, выражающийся в построении образа продуктов труда, а также обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью. При развитии творческого воображения огромную роль играет возраст, индивидуальные особенности, степень самореализации, оценки собственной деятельности [32].
Творческое воображение – сложный и трудный процесс. Создать новый предмет, образ труднее, чем представить его себе по готовому шаблону. Это вид воображения, предполагающий создание оригинального продукта, оно является неотъемлемой стороной технического, художественного и иного творчества младших школьников.
Анализ литературы показал, что существует много определений воображения как психологического процесса, но все они сходятся на том, что: воображение – универсальная человеческая способность к построению новых образов путем переработки прошлого опыта [1].
В развитии творческого воображения выделяют три этапа:
1. возникновение идеи и определение темы;
2. процесс воплощения творческой идеи в творческий продукт;
3. просмотр и анализ творческого продукта, для более полного осмысления результата творческой деятельности [34].
Согласно Дьяченко О.М. выделяют шесть основных механизмов воображения: типизация, комбинирование, преувеличение, акцентирование, уподобление, агглютинация.
1. Типизация – создание целостного, сложного образа, основывается на образах памяти.
2. Комбинирование – объединение исходных элементов по логической схеме. Основывается на жизненном опыте.
3. Преувеличение или преуменьшение предметов, явлений, их частей.
4. Акцентирование – акцент на отдельных чертах, особенностях объектов.
5. Уподобление – прием, который в форме аллегорий, символов играет значительную роль в эстетическом творчестве
6. Агглютинация – соединение несоединимых в реальной жизни частей.
C.Л. Рубинштейн выделяет четыре особенности творческого воображения: оригинальность, семантическая гибкость, образная адаптивная гибкость, семантическая спонтанная гибкость [33].
1. Оригинальность - необычность, яркость, неповторимость идей.
2. Семантическая гибкость - обнаружение нового использования предмета на практике.
3. Образная адаптивная гибкость - умение видеть новые скрытые от наблюдения стороны предмета.
4. Семантическая спонтанная гибкость - способность продуцировать
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – М.: Прайм-Еврознак, 2017.
2. Варкки, Н. А. Программа творческо-эстетического развития ребенка [Текст] / Н. А. Варкки, Р. Р. Калинина. – М. : Речь, 2014. – 168 с.
3. Ветлугина, Н. А. Художественное творчество и ребенок [Текст] / Н. А. Ветлугина. – М. : Педагогика, 2016. – 287 с.
4. Выготский, Л. Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте [Текст] / Л.Н. Выготский. – Санкт-Петербург: Союз, 2014.
5. Выготский, Л. С. Воображение и его развитие в детском возрасте [Текст]: хрестоматия по психологии / Л. С. Выготский. – М. : Просвещение, 2017
6. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. – СПб.: Союз, 2014
7. Выготский, Л.С. Психология искусства [Текст] / Л.С. Выготский. – СПб.: Союз, 2014.
8. Давыдова, Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду [Текст] / Г. Н. Давыдова. – М. : Скрипторий 2003, 2018. – Ч. 2. – 72 с.
9. Дубровская, Е. А. Дошкольная педагогика. Эстетическое воспитание и развитие [Текст] : учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. А. Дубровская, С. А. Козлова. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Юрайт, 2016. – 185 с.
10. Запорожец, А.В. Психологическое развитие ребенка [Текст]. Москва: Педагогика. - 2015. - Т.1
11. Казакова, Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста [Текст] / Р. Г. Казакова. – М. : Творческий центр «Сфера», 2015. – 128 с.
12. Казакова, Т. Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества [Текст] / Т. Г. Казакова. – М. : ВЛАДОС, 2016. – 256 с.
13. Карпова, Н. В. Достижения учащихся по изобразительному искусству как результат образовательной деятельности [Текст] / Н. В. Карпова. – Оренбург.: ООИУУ, 2014
14. Комарова, Т. С. Развитие художественных способностей дошкольников [Текст] : монография / Т. С. Комарова. – М. : Мозайка-Синтез, 2016. – 144 с.
15. Комарова, Т.С. Обучение детей технике рисования [Текст] /Т.С. Комарова. - М.: Столетие, 2014. – с. 200
16. Королева, Т. В. Занятия по рисованию в детском саду [Текст] / Т. В. Королева. – М. : ВЛАДОС, 2017. – 148 с.
17. Леонтьев, А. Н. О формировании способностей [Текст] / А. Н. Леонтьев // Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов / сост. Л. М. Семенюк; ред. Д. И. Фельдштейна. – Москва: Международная педагогическая академия. – 2014. – С. 46-55
18. Логинова, В.И. Возможности эстетического развития детей и задачи эстетического воспитания в дошкольных учреждениях [Текст] / В.И. Логинова. - М.: Просвещение, 2015.
19. Лыкова, И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: Подготовительная группа [Текст]. Планирование, конспекты, методические рекомендации / И. А. Лыкова. – М. : Цветной мир, 2014. – 208 с.
20. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов / В.С. Мухина. – 4-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2015
21. Немов, Р. С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений [Текст] / Р. С. Немов. - В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. - 2-е изд. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2014. – с. 45
22. Орлов, А.Б. Творчество и Педагогика [Текст] /А.Б. Орлов. - М.: Просвещение, 2016.
23. Парамонова, Л. А. Детское творческое конструирование [Текст] / Л. А. Парамонова. – М. : Карапуз, 2014. – 240 с.
24. Педагогика [Текст]: учеб.для студентов пед. учеб. заведений / В. В. Краевский [и др.]; под ред. П. И. Пидкасистого. - М.: Пед. о-во России, 2016
25. Першина, Л.А. Возрастная психология: учеб.пособие для ВУЗов [Текст] / Л.А. Першина. - М.: Академический проект: Альма Матер, 2016
26. Пороцкая, Е. Ребенок: слово и его роль в развитии воображения [Текст] /Е.Пороцкая // Дошкольное воспитание. -2014.- № 9. - С. 66
27. Психология детства [Текст]: практикум.тесты, методики для психологов, педагогов, родителей / под ред. А.А. Реана. – СПб.: праймЕВРОЗНАК; М.: Олма-Пресс, 2013. – с. 7
28. Российская педагогическая энциклопедия [Текст]: в 2 т. / под ред. В.В. Давыдова: гл. ред. В.Г. Панов. – М.: Большая Рос.энциклопедия, 2016
29. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст]. - СПб: Издательство «Питер», 2014
30. Савенков, А.И. Психология детской одаренности [Текст] / А.И. Савенков. - М.: Генезис, 2016
31. Сакулина, Н. П. Изобразительная деятельность в детском саду [Текст] / Н. П. Сакулина. – М. : Сфера, 2016. –178 с.
32. Сакулина, Н.П. Рисование в дошкольном детстве [Текст] / Н.П. Сакулина. - М.: Просвещение, 2015. – с. 146
33. Сластенин, В.А. Педагогика [Текст]: учеб.пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластенина. - М.: Академия, 2014
34. Смирнова, Е. О. Детская психология [Текст] / Е. О. Смирнова. – СПб. : Мир книг, 2015
35. Создание интегрированного образовательного пространства для развития детской одаренности: детский сад – школа – университет [Текст] : материалы Всерос. науч.-практ. конф., 25-26 марта 2010 г., г. Томск : в 3 ч. / Томск. гос. ун-т ; под ред. И.Н. Тоболкиной, Т.Б. Черепановой. – Томск: Томск. ЦНТИ, 2016.
36. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов и спец. № 2110 «Педагогика и психология (дошк.)» / В. Б. Косминская, Е. И. Васильева, Р. Г. Казакова [и др.]. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Просвещение, 2015. – 255 с.
37. Теплов, Б.М. Избранные труды [Текст]: в 2 т. / Б.М. Теплов; сост. Н.С. Лейтес, И.В. Равич-Щербо. - М.: Педагогика, 2014. - Т. 1
38. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]. – Екатеринбург : Ажур, 2015. – 24 с.
39. Шумакова, Н.Б. Междисциплинарный подход к обучению одаренных детей [Текст] / Н.Б. Шумакова // Вопросы психологии. – 2014. - № 3. - С. 34-43