Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В современном образовании в преподавании преобладает гуманистический подход. Студент находится в центре учебного процесса. Внеурочная деятельность в сочетании с регулярными занятиями открывает широкие возможности гуманистически воспитывать учащихся и формировать у них мировоззрение.
Там, где внеурочная деятельность выступает естественным продолжением системы уроков, характеризующихся атмосферой совместного творчества и сотрудничества, ставится среда легкого общения, которую условно можно считать педагогической.
Цели во внеклассной деятельности: общеобразовательные, практические и развивающие.
Зачастую в школах нет направленности общешкольной и внеклассной работ, поэтому теряется интерес студентов и ухудшению отношений между студентами и преподавателями.
Актуальность работы в следующем - внеурочная деятельность развивает личность и формирует её. Управлять процессом воспитания – это не только совершенствование заложенного и развитие, важно и корректировать возникающие социальные нежелательные нарушения сознания и поведения, т.к. каждый человек поднимает себя, прежде всего, добытым им лично - добытым для жизни [3].
Ранее не исследовались проблемы внеурочной деятельности в ходе ОБЖ, не оценивалась значимость влияния учителя на ученика, в данной работе рассмотрено влияние внеклассных занятий ОБЖ на личность, деятельность учителя как координатора процесса проведения на внеурочных занятиях.
Целью исследования является изучение внеурочной деятельности по «ОБЖ».
Объектом - внеурочная деятельность.
Предметом - внеклассные мероприятия по курсу «Обеспечение безопасности жизнедеятельности».
Задачи:
Дать общую характеристику внеурочной работы в психолого-педагогической литературе;
Рассмотреть содержание курса «ОБЖ»;
Определить формы внеурочной деятельности по обеспечению безопасности жизнедеятельности;
Рассмотреть методику организации внеурочной деятельности по обеспечению безопасности жизнедеятельности.
Для решения задач, использовались методы: изучалась литература, проводился анализ психолого-педагогической литературы.
ГЛАВА I. МЕСТО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ В СТРУКТУРЕ ПСИХОЛГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ В ШКОЛЕ
1.1 Общие данные по внеклассной работе в психолого-педагогической литературе
Внеклассная работа понимается сейчас как форма социального воспитания детей, это система организованных занятий, проводимых школой с учащимися во внеурочное время, которые являются неотъемлемой частью воспитательной работы школы.
Внеурочная деятельность - это форма для организации свободного времени, направленная на физическое и духовное развитие личности.
Проблема о использовании такого времени сознательно возникает как одна из важнейших задач социального и индивидуального развития и воспитания. Качество по организации свободного времени является важным критерием по эффективности государственного образования. В то же время организация различных форм свободного времени индивида зависит от характера развития данного общества [9].
Время, наполненное важными осмысленными действиями и деятельностью, активно выполняет преобразующие функции в формировании личности каждого конкретного общества. Поэтому значение и функции различных форм свободного времени должны учитываться в специально организованных процессах воздействия на личность, в частности, в процессе социально-педагогической деятельности по целенаправленному социальному воспитанию личности.
Понимание сущности внеурочной работы как неотъемлемого элемента свободного времени учащихся, ее значения как фактора социального воспитания личности, обусловливает необходимость понимания сущности ее видов, а также изучения существующих концепций внеурочной работы [7].
Соц-пед концепция является содержательной и емкой для нашей темы. Ученые рассматривают общий уровень планирования и организации жизни ребенка в школе, характер и содержание социальных ролей ученика и степень его социальной активности, уровень развития познавательных интересов. Эти исследования заложили научно-методическую основу для построения и организации внеурочной деятельности школы с целью формирования личности учащихся в 60-70-е годы.
В 70-80-е годы, опираясь на развитие теории оптимизации образовательного процесса, достаточно широко проводится специальный анализ периодов фазового развития личности (возраст), как внутреннего инклюзивно-трансформирующего фактора в организации процесса становления личности (зоны непосредственного развития), «перспективы» как внешнего фактора в целесообразной организации жизнедеятельности человека. Это создает предпосылки для целостного и системного изучения возрастной периодизации в педагогическом процессе-как на уровне осуществления деятельности учителя, так и на уровне организации субъектов, входящих в этот процесс (учитель - ученик, учитель – ученик).
В 80-90-е годы ученые стали рассматривать процессы формирования личности: их протяженность во времени, понимание эффективности процессов становления и саморазвития личности, ее социального воспитания в сфере внеурочной деятельности [1].
Это позволило определить основные подходы к внеаудиторной работе как особой форме образовательного процесса, как объективной составляющей социально-педагогической деятельности и всех процессов, которые в ней осуществляются.
Таким образом, осознанное понимание внеаудиторной деятельности российскими учеными и педагогическим сообществом позволило выявить и приступить к решению таких социально-педагогических задач, как:
целенаправленная организация свободного времени студента;
сознательная ориентация педагогов в период социального воспитания от прошлого через настоящее к будущему воспитанника с обязательным предвидением основных сущностных характеристик молодого поколения;
фактическая подготовка подрастающего поколения в его настоящем времени к будущей жизни.
Таким образом, внеаудиторная работа должна обладать, с одной стороны, высокой педагогической культурой организации свободного времени детей, а с другой - формировать индивидуально-личностную культуру подростков, способствовать их интенсивному включению в насыщенный темп и ритм жизни современного общества.
Внеклассная работа по ОБЖ призвана способствовать самосовершенствованию, формированию здорового образа жизни, развитию физических, нравственных и интеллектуальных качеств [12].
1.2 Содержание курса "Основы безопасности жизнедеятельности"
Образовательное направление курса «Основы безопасности жизнедеятельности» создано на основе опыта страны по обеспечению безопасности человека в повседневной жизни, а также с учетом нормативных правовых актов Российской Федерации в области безопасности. Проблема развития творческих способностей учащихся всегда находила свое отражение в учебном процессе. Для творчества решающее значение имеют структура и психологический тип приобретаемых знаний, определяемые типом деятельности, в которой они были приобретены.
Организация образовательного процесса основана на использовании технологий как игровой, так и развивающей системы обучения с акцентом на развитие творческих качеств личности. Развитие творческих способностей у студентов рассматривается в методике преподавания ОБЖ.
Анализ методической литературы показал, что предмет «Безопасность жизнедеятельности» отражает актуальные проблемы человечества. В
Фрагмент для ознакомления
3
1. Артёмов А.К. Теоретические основы методики обучения ОБЖ в средней школе: пос. для учителей // А.К. Артёмов – М.: МОДЭК, 2006, 224 с.
2. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию // В.Б. Бондаревский – М.: Просвещение, 2005
3. Дубровина И.В. Психология: уч. для студ. // И.В. Дубровина – М.: Академия, 2004, 464 с.
4. Забрамная С.Д. Развивающие занятия с детьми: материалы для самостоятельной работы студентов по курсу «ОБЖ» // С.Д. Забрамная, Ю.А. Костенкова – М.: Просвещение, 2005, 80 с.
5. Зайцев О.С. Техническое творчество школьников: опыты и перспективы чрезвычайных ситуаций // О.С. Зайцев – М.: ИЦ-Ред. «ОБЖ», 2009
6. Колодницкий Г.А. Внеклассная работа по ОБЖ // Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецова – М.: 2009, 48 с.
7. Маслов Г.А. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие // Г.А. Маслов – Барнаул: АО «Полиграфист», 2006
8. Михайлов А.А. Игровые занятия в курсе ОБЖ. 5-9 классы: метод. пособие // А.А. Михайлов – М.: Дрофа, 2009, 80 с.
9. Мошкин В.Н. Безопасность ребенка // В.Н. Мошкин – Барнаул: АГИК, 2002
10. Мошкин В.Н. Воспитание готовности к успеху и безопасности // В.Н. Мошкин – Барнаул: АОА «Алтайский полиграфический комбинат», 2009
11. Мошкин В.Н. Подготовка подростков к выживанию (в экстремальных ситуациях криминального характера) // В.Н. Мошкин – Барнаул: АГИК, 2007
12. Яковлева Е.С. Особенности внеклассной работы с учащимися в школьном курсе ОБЖ // Е.С. Яковлева – М.: Молодой ученый, 2016, 103 с