Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
Введение 3
Глава 1.Теоретические аспекты использования игровой деятельности в процессе нравственного воспитания школьников 6
1.1. Понятие и сущность нравственного воспитания в педагогике 6
1.3 Роль игровой деятельности в формировании нравственных норм поведения детей младшего школьного возраста 9
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию нравственных норм поведения младших школьников средствами игровой деятельности 15
2.1. Диагностика уровня формирования нравственных норм поведения детей младшего школьного возраста 15
2.2 Методика работы по формированию нравственных норм поведения детей младшего школьного возраста средствами игровой деятельности 18
Заключение 27
Список использованных источников 29
Приложения 31
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Воститание является необходимым компонентом деятельности педагога. На современном этапе развития общества одной из актуальных проблем в воспитании школьников выступает формирование нравственных норм поведения. Данное обстоятельство обусловлено тем, что нормы поведения играют значимую роль в жизни людей. Они является не просто средством общения, но и средством осознания своего «Я», понимания необходимости культуры поведения, развития внутренней убеждённости о необходимости уважения к себе и окружающим. То есть с формированием нравственных норм поведения связано как формирование личности, так и всех ее основных психических процессов.
В младшем школьном возрасте формирование нравственных норм поведения рассматривается также как одна из ведущих линий развития ребенка на основе анализа нормативных документов («Закон об образовании», «Концепции модернизации российского образования», «Федерального государственного образовательного стандарта»). Большинство исследователей в области нравственного развития школьников (Леонтьев А.А., Леушина А.М., Соловьева О.И., Тихеева Е.И., Лисина М. И. и др.) указывают на наличие тесной взаимосвязи между формированием нравственных норм поведения с последующим их влиянием на эмоциональное, умственное, познавательное и коммуникативное развитие ребенка.
Кроме того, нравственные нормы поведения формируются в процессе общения, а общение представляет собой естественную среду развития ребёнка. А значит, формирование нравственных норм поведения детей младшего школьного возраста является неоценимым. Все обозначенное выше делает заявленную тему актуальной.
В данной работе будем опираться: на Закон об образовании, профессиональный стандарт педагога, а также на требования Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), включающего в содержание воспитание детей. Такая позиция будет отвечать целевым ориентирам ФГОС, способствуя обеспечению преемственности дошкольного образования начальной ступени общеобразовательной школы.
Теоретическим и методическим вопросам формирования нравственных норм поведения детей младшего школьного возраста уделено много внимания. Особый вклад в раскрытие данной темы внесли: Винокур Т.Г., Выготский Л.С., Колодяжная Т.П., Колунова Л.А., Короткова Э.Л., Левшина Н.И., А.А. Леонтьев, Лисина М.И., Немов Р.С., Серебрякова Н.В. и др. исследователи.
В последние десятилетия формирования нравственных норм поведения активно рассматривается в соответствии с возрастными особенностями детей и насыщается новой методологией в исследованиях Алексеевой М.М., Арушановой А.Г., Казаковской В.В., Протасовой Е.Ю., Яшиной В.И. и др.
Однако в отношении использования тех или иных методов и приемов при формировании нравственных норм поведения детей младшего школьного возраста в работах указанных авторов зачастую наблюдаются противоречия.
Объект исследования – воспитание детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования - комплекс сюжетно-ролевых игр для воспитания нравственных норм поведения детей младшего школьного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать комплекс сюжетно-ролевых игр, направленных на формирование нравственных норм поведения детей младшего школьного возраста.
Задачи:
1. Рассмотреть проблему формирования нравственных норм поведения личности в педагогике и психологии.
2. Определить роль игры в формировании нравственных норм поведения.
3. Провести диагностику сформированности нравственных норм поведения детей младшего школьного возраста.
4. Разработать методику работы по формированию нравственных норм поведения детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования. Формирование нравственных норм поведения детей младшего школьного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры будет эффективным, если игры будут отвечать возрастным и индивидуальным особенностям детей.
Методы исследования: анализ методической литературы по теме исследования, наблюдение процессов игровой деятельности, беседа, диалог, методы психодиагностики, методы обработки и интерпретации данных.
Практическая значимость исследования заключается в разработке комплекса сюжетно-ролевых игр и упражнений, которые служат для формирования нравственных норм поведения у детей младшего школьного возраста.
Структура исследования: исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Глава 1.Теоретические аспекты использования игровой деятельности в процессе нравственного воспитания школьников
1.1. Понятие и сущность нравственного воспитания в педагогике
Морально-нравственное воспитание предъявляет высокие требования к педагогическим условиям, в рамках которых и формируются данные качества. Наиболее значимым условием организации воспитательного процесса, по мнению В.И. Андреева, является системность морально-нравственного воспитания [18]. В современных условиях российского образования эта системность может нарушаться ввиду разных причин. Например, действующие в нашей стране общественно-политические факторы негативно отразились на воспитательной системе в образовательных организациях. Результатом нарушения системности воспитания стал всплеск преступности несовершеннолетних, высокие показатели различных видов агрессии, наркомании и других негативных явлений в обществе. В современных образовательных организациях идёт процесс освобождения от идейно-политического аспекта в воспитании и повышение уровня психологической работы с целью формированию потребности детей в саморазвитии, начиная с младшего школьного возраста [11, 23].
Необходимость модернизации образования поставила перед образовательными организациями серьёзные воспитательные задачи. Успешность их решения находится в прямой зависимости от грамотного определения и профессионального объяснения реального уровня воспитанности современных детей, что требует выявления критериев морально-нравственной направленности воспитания. На их основе станет возможным выбор его содержания, общей направленности и принципах педагогики и психологии [6].
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Авво, Б. В. Новые стратегии профессиональной ориентации поддержки программ «обучение для карьеры». -2013. -№ 2. -С. 89-93
2. Андреев, В.И. Педагогика. - Казань, 2017. - 608 с.
3. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности. - СПб.: Питер, 2017. - 400 с.
4. Бондаревский, В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. - М.: Просвещение, 2015. - 513 с.
5. Выготский, Л.С. Педагогическая психология: учебное пособие для студентов средних учебных заведений. – М., 2013. - 486с.
6. Гордон, Л.А. Психология и педагогика интереса. – М., 2013. – 282 с.
7. Деркач, В. И. Оптимизация управления деятельностью персонала образовательных систем. - М.: Итар-Тасс, 2015. - 152 c.
8. Жесткова, Е.А. Инновационная деятельность современной образовательного учреждения. – Ханты-мансийск, 2014. С. 49-57
9. Зотов, Ю.Б. Организация современного урока. - М.: Просвещение, 2017. - 144 с.
10. Крючкова, И. В. Инновационная практика достижения результатов образования школьников в условиях реализации новых ФГОС. - М, 2015. - 388 c.
11. Куликов Л.В. Психологические исследования: Методические рекомендации по проведению.- СПб.: Речь, 2001,-184 с.
12. Лизинский, В.М. Практическое воспитание в школе. Часть 1, 2. М, 2002 г.- 160 с.
13. Морозова, Н.Г. Формирование интересов у детей в условиях нормального и аномального развития. - М.: Наука, 2017. - 278 с.
14. Педагогика /Под ред. П.И. Пидкасистого. -М.: Педагогическое общество России, 2015. - 640 с.
15. Педагогика / Под ред. В.А. Сластёнина. - М.: Школьная Пресса, 2012. - 336 с.
16. Современная психология / Под ред. В.Н. Дружинина. - М.: Инфра-М, 2016. - 687 с.
17. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: Система заданий/ под ред.А.Г. Асмолова, О.А. Карабановой. - М.: Просвещение, 2012. - 160с.
18. Шиховцова, Н.Н. Система воспитания как условие становления личности. – Воронеж, 2011. – С. 136-140.
19. Шиховцова, Н.Н. О формировании социально-нравственных ценностей /Н.Н. Шиховцова. - Москва - Владикавказ: МПА-Пресс, 2006. – С. 87-93.
20. Шиховцова, Н.Н. Формирование нравственных ценностей у младших школьников во внеклассной работе. – М.: изд-во НИР РАО, 2006. – С. 110 - 119.
21. Шиховцова, Н.Н. Нравственное воспитание учащихся в контексте системного анализа. – Карачаевск, 2013. - С. 114-122.
22. Шиховцова, Н.Н. Формирование нравственных ценностей у детей в новых социокультурных условиях. – Казань, 2007. – С. 111-119.
23. Эльконин, Д.Б. Система развивающего обучения: пособие для студентов педагогических вузов. – М, 2011. - 260 с.
24. Strus, W., Cieciuch, J., Rowinscy, T. The Circumplex of Personality Metatraits:A Synthesizing Model of Personality Based on the Big Five / Rewiew of General Psyhology, 2014, , Vol. 18, No. 4, 273.