Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Одной из самых актуальных проблем современной социологии и психиатрии является тенденция к росту, так называемого, отклоняющегося поведения подростков. Это явление, выступающее в форме посягательства на господствующие в том или ином обществе особенности поведения и нормы этики и морали. Указанное поведение может включать в себя прямые или косвенные разрушительные тенденции с элементами или без элементов враждебного отношения к обществу, в связи с чем, говорит о антисоциальном и асоциальном поведении.
В первую очередь речь идет об исследовании роли мотивационных образований в формировании и течении данного заболевания, что важно для понимания его клиники, так и патогенеза, открывает новые возможности совершенствования системы лечения и реабилитации больных хроническим алкоголизмом. Активные методы могут заключаться в проведении тестов на восприятия различных культурных особенностей детей друг другом, пассивный заключается в наблюдении за происходящими процессами в классе, который при наличии проблем до проведения занятий, сразу покажет результат на уровне коммуникации учащихся, а именно на спаде общего количества конфликтных ситуации и нормализации коммуникации между частями класса.
В процессе корректировочного этапа происходит непосредственная доработка занятий с обязательным использованием этнокультурной воспитательной составляющей, которая включается в организацию коммуникации учащихся. Затем определяется степень и объем той воспитательной части по отношению к основному предмету.
В ходе аналитико-обобщающего этапа необходимо ответить для себя на ряд вопросов, которые решались в ходе реализации предшествующих этапов, осуществились ли условия по:
- формированию интегративных качеств личности учеников;
- организации педагогической диагностики, постепенно переходящей в самодиагностику и самопознание;
- организации практической деятельности воспитанников;
- организации просвещения в области гуманитарной культуры учащихся;
- осуществлению оптимального сочетания индивидуального воспитания, воспитания в коллективе и самовоспитания;
- педагогизации воспитательной среды в микрорайоне в неразрывной связи с воспитательными факторами среды: родителями, внешколь¬ными воспитательными учреждениями, производственными и обслу¬живающими объектами микрорайона;
- развитию общей и педагогической культуры учителей и воспитателей.
Таким образом, основной вывод, который сегодня можно сделать, исходя из анализа практического опыта учителей, состоит в том, что воспитание толерантности в условиях поликультурного диалога не может ограничиваться только школьными рамками, а должно быть направлено на создание поликультурной среды, где все участники коммуникационного процесса могут чувствовать на равных друг с другом.
Цель данной работы – состоит в определении основных механизмов коррекции девиантного поведения в рамках этнокультурного образования на современном этапе.
Объект исследования – подростки с девиантным поведением.
Предмет исследования – вопросы коррекции девиантного поведения подростков в рамках этнокультурного образования.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть особенности подросткового возраста.6
2. Выявить особенности формирования девиантного поведения в подростковом возрасте .
3. Определить меры по профилактике девиантного поведения среди подростков.
4. Охарактеризовать этапы историко-педагогические аспекты проблемы этнокультурного образования в России.
5. Рассмотреть сущностная характеристику понятия «Этнокультурное образование».
6. Проанализировать особенности и тенденции применения этнокультурного образования для коррекции девиантного поведения подростков .
Методологическую и теоретическую основу исследования составили исследования отечественных и зарубежных специалистов. Теоретической основой послужили работы в области общей психологии и психологии алкоголизма, и, в частности, положение о том, что алкоголизм - это антропологическое заболевание, включающее в себя биологические, психологические, социальные, культурные, религиозные, духовные и другие проблемы.
По своей структуре данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. В первой главе рассматриваются особенности подросткового возраста и формирования девиантного поведения. Во второй главе анализируется пути применения этнокультурного образования для коррекции девиантного поведения. В заключении приведены краткие итоги исследования. В списке литературы представлена теоретическая база исследования.
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА И ФОРМИРОВАНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
1.1 Особенности подросткового возраста
Подростковый возраст в современной психологии определяется хронологическими рамками в два этапа: в 11-13 лет – это младшие подростки; в 14-15 лет – это старшие подростки. Подростковый возраст разделяется надвое подростковый кризисом, который человек, как правило, переживает в 13 лет (29, 35).
По причине возрастных изменений у подростков их учебная деятельность приобретает свои специфические, свойственные только ей формы. Для таких изменений существуют внешние и внутренние предпосылки. К внешним предпосылкам относиться общее изменение характера всей учебной деятельности, где появляется многопредметность, общее содержание материала представляет уже теоретические основы различных наук, а предлагаемые к усвоению в учебной программе различные абстракции, которые необходимы при изучении как точных, так и естественных наук, вызывают уже качественно новое познавательное отношение к знаниям со стороны учащихся.(32, 127)
Отсюда возникает необходимость активного формирования собственной позиции, а также эмансипации от влияния взрослых. К внутренним предпосылкам относиться процесс физиологических изменений, связанный с половым созреванием. Ведущая роль в деятельности подростка в этом возрасте социальная, которая реализуется в общественной активности, в контексте с учебной деятельностью. Дело в том, что в этом возрасте, при выполнении любой деятельности у подростков возникает острое осознанное стремление участвовать в социальной деятельности, как правило, своей группы, чтобы становиться общественно-значимыми. Подросток активно учится строить свое общение в самых различных коллективах с учетом принятых там норм взаимоотношений.
Таким образом, новые условия в непосредственной деятельности повсеместно предъявляют повышенные требования к подростковому интеллекту и, соответственно, поведению подростков. Постепенно изменяется характер всех познавательных интересов учащегося. При положительном развитии ученика, возникает интерес к школьным предметам, активизируется конкретный интерес к их содержанию. Центральным новообразованием становиться абстрактное мышление, которое также влияет на жизнедеятельность подростка, наряду с растущим самопознанием, а также половой идентификацией, постепенной переоценкой ценностей, и формированием автономной морали (30).
Параллельно у подростков продолжает активно развиваться теоретическое и рефлексивное мышление. Общие мыслительные операции становятся постепенно формальнологическими, то есть на основе общих посылок учащийся строит гипотезы, а затем проверяет их (30).
Таким образом, развиваются такие операции классификации, аналогии, обобщения. Значительный скачек, в овладении сложными умственными операциями, наблюдается у подростков при переходе из старшие классыл средней школы. Именно в это время проявляется значительный всплеск рефлексивного характера мышления, то есть дети анализируют различные операции, которые они уже производят, и различают разные способы в решении задач. Особенности формирующегося теоретико - рефлексивного мышления позволяют подросткам непосредственно анализировать различные абстрактные идеи, а также искать ошибки и различные логические противоречия в суждениях (32).
Таким образом, подросток приобретает уже непосредственно взрослую логику мышления, у него происходит интеллектуализация восприятия и памяти, а этот процесс, в значительной мере, зависит от постоянно усложняющегося в средних классах обучения. Центральным новообразованием в этом возрасте становиться произвольность, которая развивается наряду с внутренним планом действий и рефлексией.
1.2 Особенности формирования девиантного поведения в подростковом возрасте
Исходным для понимания девиантного поведения служит понятие социальной нормы, которая понимается как предел, мера допустимого (дозволенного или обязательного) в поведении или деятельности людей, обеспечивающие сохранение социальной системы. Отклонения от социальных норм могут быть:
позитивные, направленные на преодоление устаревших норм или стандартов и связанные с социальным творчеством, способствующие качественным изменениям социальной системы;
негативные — дисфункциональные, дезорганизующие социальную систему и ведущие ее к разрушению, приводящие к девиантному поведению.
Девиантное поведение — своего рода социальный выбор: когда цели социального поведения несоизмеримы с реальными возможностями их достижения, индивиды могут использовать иные средства, чтобы добиться своих целей. Например, некоторые индивиды в погоне за иллюзорным успехом, богатством или властью выбирают социально запрещенные средства, а иногда и противозаконные и становятся либо правонарушителями, либо преступниками. Другим видом отклонения от норм является открытое неповиновение и протест, демонстративное неприятие принятых в обществе ценностей и стандартов, свойственные революционерам, террористам, религиозным экстремистам и другим подобным группам людей, активно борющихся против общества, внутри которого находятся.
Во всех этих случаях девиация выступает результатом неспособности или нежелания индивидов адаптироваться к обществу и его требованиям, иначе говоря, свидетельствует о полном или относительном провале социализации.
Типология девиантного поведения Мертона основывается на представлениях о девиации как разрыве между культурными целями и социально одобряемыми способами их достижения. В соответствии с этим он выделяет четыре возможных типа девиации:
Инновация, предполагающая согласие с целями общества и отрицание общепринятых способов их достижения (к «инноваторам» относятся проститутки, шантажисты, создатели «финансовых пирамид», великие ученые);
Ритуализм, связанный с отрицанием целей данного общества и абсурдным преувеличением значения способов их достижения, например бюрократ требует, чтобы каждый документ был тщательно заполнен, дважды проверен, подшит в четырех экземплярах, но при этом забывается главное — цель;
Ретретизм (или бегство от действительности), выражающийся в отказе и от социально одобренных целей, и от способов их достижения (пропойцы, наркоманы, бомжи и т.п.);
Бунт, отрицающий и цели, и способы, но стремящийся к их замене на новые (революционеры, стремящиеся к коренной ломке всех общественных отношений).
Имеются внешние и внутренние причины для самоуспокоения и самостимулирования. Внешние причины: конфликты, неодобрение значимого окружения, неуспехи, обедненная стимулами внешняя среда. Внутренние причины: низкая самооценка, конфликты между потребностями и возможностями, столкновение противоречивых чувств, подавление нежелательных для окружения эмоций.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Адлер, А. Понять природу человека. – СПб.: Академический проспект, 1997. – 256 с.
2. Актуальные проблемы клинической и прикладной психологии. - Материалы первой международной научно-практ. конф.: ВГМУ, 2009. - 364 с.
3. Александер Ф. Психосоматическая медицина.- М. 2003.-350с.
4. Алексеева В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психол. журн. 1984. Т. 5. № 5. С. 63-70.
5. Алёхин А.Н. Клиническая психология: теория, практика и обучение. Материалы международной научно-практической конференции. - Санкт-Петербург. – РГПУ им. А.И. Герцена. - 2010. - 175 с.
6. Андреева Г.М. Социальная психология / Москва, Аспект Пресс, 2010 г.- 368 с.
7. Ануфриев А.Ф. Научное исследование. Курсовые, дипломные и диссертационные работы. - М.:, 2004. - 112 с
8. Анциферова Л.И. Личность с позиции динамического подхода.// Психология личности в социалистическом обществе: личность и ее жизненный путь. – М., 1990- С.7-17
9. Астахов В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги // прикладная психология.- 1999.- №1- С.41-47.
10. Бакшаева, Н.А. Психология мотивации подростков: учебное пособие. – М.: Логос, 2006. – 184 с.
11. Барабанщиков, В. А. Психология восприятия: Организация и развитие перцептивного процесса. - М. :Когито-Центр, 2006.
12. Березин Ф.Б. Психическая и психофизическая адаптация человека.- Л. Наука, 1998.- 269с.
13. Битянова М. Р. Социальная психология. М., 1994. – 345 с.
14. Блейхер В.М. Расстройства мышления. - Киев: Здоровье, 1983. - 192 с.
15. Блейхер В.М., Крук И.В., Боков С.Н. Клиническая патопсихология: Руководство для врачей и клинических психологов. Издательство: Московский психолого-социальный институт. Москва-Воронеж, 2002., - 511с.
16. Будущее клинической психологии: Сборник научных статей. Материалы Всероссийской научно-практической конференции / Под ред. Е. В. Левченко, А. Ю. Бергфельд. - Пермь: Пермский государственный университет, 2008. - 265 с.
17. Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций. //Психология эмоций. Тексты./ Под ред. К.В. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер.- М.:Изд-во Московского ун-та, 1993.- С.3-29
18. Вундт В. Психология душевных волнений / Под.ред. К.В. Вилюнаса, Ю.Б.Гиппенрейтер.- М.: Изд-во Московского ун-та, 1993.- С.48-65
19. Выготский, Л.С. Психология возрастного развития. - М.:Современное слово, 2007.- 506с.
20. Глуханюк, Н. С. Общая психология - М. :Академ. проект, 2005
21. Гордеева, Т.О. Психология мотивации достижения – М.: Смысл; Академия, 2006. – 336 с.
22. Гордеева, Т.О. Мотивационные факторы, влияющие на достижения в учебной деятельности, или мотивация обучения: пять условий успеха // Психология в вузе. – 2005. – № 4. – С. 3–27.
23. Гордеева, Т.О. Мотивация достижения: теории, исследования, проблемы // Современная психология мотивации / под ред. Д. А. Леонтьева. – М.: Смысл, 2002. – С. 47–102.
24. Дружинин, В. Н. Общая психология. - СПб. : Питер, 2001.
25. Занюк С. Психология мотивации. К.: Эльга-Н; Ника-Центр, 2002.
26. Зинченко, В.П. Методологические вопросы психологии.- М.: МГУ.- 1983.-165 с.
27. Крайг Г.,Бокум Д. Психология развития: учеб. пособие. - СПб.:Питер,2010., с. 320
28. Каширский Д .В . Мотивационно- потребностная сфера подростков с психологическими проблемами// Вопр. психол. 2002. №1. С. 26-37.
29. Леонтьев, А.М. Деятельность. Сознание. Личность.– М.: , 2002. – 304 с.
30. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (психология развития и возрастная психология).- М.: Гардарики, 2009. – 180 с.