Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы обусловлена тем, что с появлением частной собственности и повышением уровня благосостояния отдельных российских граждан возникла необходимость в получении услуг особого рода - услуг по охране их жизни и имущества. В охране своего имущества нуждаются и частные юридические лица. Все это вызвало необходимость в правовой регламентации подобных услуг, тем более что подобная охрана осуществляется в ряде случаев с использованием оружия и специальных средств. Поэтому неудивительно, что законодательные акты, регулирующие предоставление охранных услуг, были одними из первых в постперестроечное время.
Рост социальной активности негосударственных правоохранительных структур в сфере охраны и сыска сегодня происходит на фоне увеличения нарушений действующего законодательства со стороны частных детективов и охранников, а также причиненного вреда правам и интересам граждан и организаций, что в целом создает угрозу общественной безопасности. Данное обстоятельство требует от государства адекватного реагирования, в том числе путем применения юридической ответственности в целях предупреждения фактов превышения полномочий частными детективами и работниками частных охранных организаций.
Объектом данной работы являются общественные отношения, возникающие в связи с частной детективной и охранной деятельностью.
Предметом работы являются нормы действующего законодательства, регламентирующие статус субъектов частной детективной и охранной деятельности, практика их применения, а так же научная и учебная литература по теме работы.
Целью настощей работы является изучение административно-правового статуса субъектов частной детективной и охранной деятельности.
Задачами рабобты ставится:
• Рассмотреть понятие частной охранной и детективной деятельности;
• Исследовать значение незаконной частной детективной или охранной деятельности;
• Изучить правовое регулирование субъектов частной детективной и охранной деятельности;
• Рассмотреть субъектов частной и охранной деятельности;
• Проанализировать охрану Росгвардии как субъекта частной охранной деятельности;
• Рассмотреть возможность использования оружия в частной детективной и охранной деятельности;
• Исследовать ответственность субъектов частной детективной и охранной деятельности.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
1. Понятие частной охранной и детективной деятельности
1.1. Частная охранная и детективная деятельность
Охранная деятельность урегулирована Законом РФ от 11.03.1992 N 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об охранной деятельности).
Для охранной деятельности необходима лицензия (ст. 11 Закона об охранной деятельности).
Согласно ст. 11.2 Закона об охранной деятельности, п. 2 Положения о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.06.2011 N 498 (далее - Положение о лицензировании), предоставление лицензий на осуществление частной охранной деятельности производится соответствующими подразделениями Федеральной службы войск национальной гвардии РФ, уполномоченными в сфере частной охранной деятельности, или ее территориальным органом. Лицензия предоставляется юридическим лицам сроком на пять лет и действует на всей территории РФ. В лицензии указывается (указываются) вид (виды) охранных услуг, которые может оказывать лицензиат. Решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении лицензии принимается в срок не более сорока пяти дней.
Статья 11.3 Закона об охранной деятельности содержит общий перечень документов для получения лицензии.
Положение о лицензировании предусматривает лицензионные требования и перечень документов для получения лицензии по каждому из видов охранной деятельности.
К примеру, согласно п. 4 Положения о лицензировании лицензионными требованиями при осуществлении охраны объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны и (или) принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию в т.ч. являются:
а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) служебного огнестрельного оружия и специальных средств, за исключением юридических лиц, зарегистрированных и (или) расположенных на территориях закрытых административно-территориальных образований;
б) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) дежурного подразделения с круглосуточным режимом работы;
в) наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) специалиста по обслуживанию технических средств охраны со стажем работы по монтажу технических средств охраны и пусконаладочным работам не менее одного года;
г) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) транспортных средств, а в случае использования транспортных средств, имеющих специальную раскраску, информационные надписи и знаки, - наличие согласования с органами внутренних дел в установленном порядке;
д) наличие у работников лицензиата, осуществляющих охранные функции по принятию мер реагирования на сигнальную информацию, связи с дежурным подразделением охранной организации и соответствующими дежурными частями органов внутренних дел и территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии РФ;
е) использование работниками лицензиата при осуществлении охранных функций по принятию соответствующих мер реагирования на сигнальную информацию специальных средств пассивной защиты (жилеты и шлемы защитные).
В соответствии с п. 2 ст. 1.1 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» частный охранник - это гражданин РФ, достигший 18 лет, прошедший профессиональное обучение для работы в качестве частного охранника, сдавший квалификационный экзамен, получивший в установленном настоящим Законом порядке удостоверение частного охранника и работающий по трудовому договору с охранной организацией.
Таким образом, формулировка «частный охранник» не означает того факта, что гражданин осуществляет охранную деятельность самостоятельно, т.е. без заключения трудового договора с охранной организацией.
Работа в должности частного охранника в охранной организации сопровождается обязательным наличием двух документов:
- удостоверения частного охранника (документа, дающего право частному охраннику работать по трудовому договору с охранной организацией на должности, связанной непосредственно с оказанием охранных услуг (п. 3 ст. 1.1 Закона о частной охранной деятельности));
- личной карточки охранника.
1.2. Незаконная частная детективная или охранная деятельность
Статья 20.16. Кодекса об административных правонарушениях РФ устанавливает меры административной ответственности за незаконную частную детективную или охранную деятельность.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.16 КоАП РФ, являются отношения в области обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.
Объективную сторону правонарушения составляют следующие действия:
а) незаконное осуществление частной охранной деятельности (ч. 1 ст. 20.16 КоАП РФ);
б) незаконное осуществление частной детективной (сыскной) деятельности (ч. 2 ст. 20.16 КоАП РФ);
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, N 5, ст. 410.
4. Федеральный закон от 03.07.2016 N 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 04.07.2016, N 27 (Часть I), ст. 4160.
5. Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Собрание законодательства РФ, 09.05.2011, N 19, ст. 2716.
6. Федеральный закон от 13.12.1996 N 150-ФЗ «Об оружии» // Собрание законодательства РФ, 16.12.1996, N 51, ст. 5681.
7. Федеральный закон от 12.11.2018 N 406-ФЗ «О внесении изменений в статью 27.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // Собрание законодательства РФ, 19.11.2018, N 47, ст. 7127.
8. Закон РФ от 11.03.1992 N 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» // Ведомости СНД РФ и ВС РФ, 23.04.1992, N 17, ст. 888.
9. Постановление Правительства РФ от 19.05.2007 N 300 «Об утверждении перечня заболеваний, препятствующих исполнению обязанностей частного охранника» // Собрание законодательства РФ, 28.05.2007, N 22, ст. 2636.
10. Постановление Правительства РФ от 14.08.1992 N 587 «Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности» // Собрание актов Президента и Правительства РФ, 24.08.1992, N 8, ст. 506.
11. Постановление Правительства РФ от 23.06.2011 N 498 «О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности» // Собрание законодательства РФ, 27.06.2011, N 26, ст. 3820.
12. Постановление Правительства РФ от 11.02.2005 N 66 «Вопросы реформирования вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 21.02.2005, N 8, ст. 648.
13. Указ Президента РФ от 05.04.2016 N 157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 11.04.2016, N 15, ст. 2072.
14. Приказ МВД РФ от 22.08.2011 N 960 «Об утверждении типовых требований к должностной инструкции частного охранника на объекте охраны» // Российская газета, N 222, 05.10.2011.
15. Приказ МВД России от 17.04.2013 N 211 «Об утверждении типовых форм соглашений о содействии частных охранных организаций правоохранительным органам в обеспечении правопорядка и о содействии частных детективов правоохранительным органам в предупреждении и раскрытии преступлений, предупреждении и пресечении административных правонарушений» // Российская газета, N 136, 26.06.2013.
16. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» // Бюллетень Верховного Суда РФ, N 8, август, 2015.
17. Постановление Президиума ВАС РФ от 02.04.2013 N 15945/12 по делу N А51-10366/2011 // СПС «КонсультантПлюс».
18. Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 30.03.2015 N 02АП-1354/2015 // СПС «КонсультантПлюс».
19. Александрова Н.Г., Кириченко Н.С. Полномочия военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии в рамках Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях расширены // Право в Вооруженных Силах. 2019. N 3. С. 21.
20. Гришаев С.П. Правовое регулирование охранных услуг: вопросы теории и практики // СПС КонсультантПлюс. 2018.
21. Корякин В.М. Предостережение военного прокурора как превентивное средство обеспечения режима законности в Вооруженных Силах Российской Федерации // ЭНИ «Военное право». 2018. N 3. С. 223.
22. Корякин В.М. Войска национальной гвардии обрели законодательную базу // Право в Вооруженных Силах. 2016. N 7 - 8. С. 2.
23. Постатейный комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях. Часть вторая / Р.В. Амелин, М.Б. Добробаба, М.Э. Капитанец и др.; под общ. ред. Л.В. Чистяковой. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2019. Т. 1. С. 74.