Фрагмент для ознакомления
2
Советский психолог Д. Б. Эльконин выделял два периода в эпохе подростничества: младший подростковый возраст (12—14 лет) и старший подростковый возраст (ранняя юность) (15—17 лет) .
Современная наука определяет подростковый возраст в зависимости от страны (региона проживания) и культурно-национальных особенностей, а также пола (от 12 до 17 лет).
Согласно терминологии Фонда Организации Объединённых Наций в области народонаселения (ЮНФПА), подростки — лица в возрасте 10—19 лет (ранний подростковый возраст — 10—14 лет; поздний подростковый возраст — 15—19 лет) .
Распространённое сейчас слово тинейджер происходит от англ. teen — составной части в названиях чисел от 13 до 19, и англ. age — возраст, то есть тинейджер — буквально, лицо в возрасте 13—19 лет.
Мы в работе примем старший подростковый возраст от 13 до 16 лет.
Возраст детей 13-14 лет – это вступление в пору подростковости.
Со стартом этого периода (у кого-то он начинается раньше, у кого-то позже) начинается этап полового созревания. Эти физические перестройки приносят много неудобств подростку как внешних (прыщи, нескладное телосложение), так и внутренних.
Физическое созревание влияет на нервно-психическую деятельность. Подростки очень эмоциональны, изменчивы, зациклены на своих переживаниях. У подростков в этом возрасте наблюдается внутренний конфликт – две исключающие друг друга потребности – потребность в обособлении, отделении, утверждении себя как личности и потребность в социализации, потребность быть принятым, быть частью группы, отличной от семьи. Чаще это группы сверстников. И в то же время подросток не замечает других личностей вокруг себя, не считает нужным уважать других, но требует уважения к себе.
Формирование компании сверстников, в которую входит ребенок, не должно пугать родителей. Для подростка в данный период важнее быть членом этой компании не смотря ни на что, чем не быть ни с кем, быть в одиночку. Если подросток не примкнул ни к какой группе, у него нет пары-тройки друзей, ребенок чувствует себя одиноким настолько, что может возникнуть депрессия. Так же и если случается отвержение, непринятие его в его компании. Такие случаи переживаются очень тяжело и эти переживания реальны.
Подростки в возрасте 13-14 лет могут ослаблять контакты с семьей, игнорировать родителей и их влияние. Ребята всячески показывают окружающим, особенно родителям, что они взрослые. Для доказательства своей взрослости в ход может пойти курение, употребление алкоголя, вступление в половые связи .
Возраст детей 15-16 лет называется старшим подростковым возрастом. Дети в этом возрасте уже практически сформировавшиеся интеллектуально развитые личности. У них есть свое мнение и свой вкус. Они готовы вести обсуждение по любому вопросу, аргументировано доказывать свое мнение. Все большее место в их жизни занимает учеба, репетиторы и мысли о поступлении.
Психологические, личностные изменения у подростка происходят неравномерно. Подросток 15ти-16ти лет заявляет о себе, как о взрослом человеке, но порой совершает детские поступки. Это связано с тем, что подростки еще не имеют хорошо усвоенных взрослых форм поведения, взрослых «заготовок» поведения. Именно поэтому часто в своих фантазиях и высказываниях подросток описывает более решительные действия, а в реальности уступает ситуации и не всегда владеет ей .
Потребность в признании собственной взрослости в этом возрасте максимальна, а социальная жизнь, которую ведет подросток, в основе своей остается прежней: ребенок также ходит в школу, делает домашние задания, общается с друзьями и семьей. Эта потребность в изменениях и невозможность их совершить зачастую вызывает конфликты подростка с родителями и учителями. Дети в этом возрасте – это «гипертрофированные», преувеличенные взрослые, которые на все имеют свое мнение, без конца его высказывают и не готовы учитывать мнение других людей. Но несмотря на то, что подросток не готов слушать других, к его мнению стоит прислушиваться, есть вероятность, что это пойдет на пользу вашим отношениям и подросток ответит взаимностью.
Дети в этом возрасте ищут себя, пытаются понять кто они такие, хорошие они или плохие. Именно для этого, для понимания с какой я стороны, какой я, благополучные подростки могут вступать в неблагополучные компании, начинать дружить с плохими ребятами.
Перепады настроения – частая история в жизни подростка. Ребенок в этом возрасте будет не всегда – все временно, и его настроение тоже со временем придет в норму.
Старший подростковый возраст – это возраст, когда этап подростковости заканчивается. После этого этапа начинается юношеский возраст.
1.2. Методика построения индивидуальной образовательной траектории старшеклассников
Под траекторией в классическом значении понимается «линия движения какого-нибудь тела или точки», а под маршрутом – «путь следования». Эти понятия могут быть разведены лишь тем, что линия движения образовательной траектории приобретает конкретизацию в пути (маршруте).
А.В.Хуторской рассматривает индивидуальную образовательную траекторию как персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании. Под личностным потенциалом ученика здесь понимается совокупность его оргдеятельностных, познавательных, творческих и иных способностей.
Процесс выявления, реализации и развития данных способностей учащихся происходит в ходе их образовательного движения по индивидуальным траекториям .
Н.Н.Суртаева трактует индивидуальные образовательные траектории как определенную последовательность элементов учебной деятельности каждого учащегося по реализации собственных образовательных целей, соответствующую их способностям, возможностям, мотивации, интересам, осуществляемую при координирующей, организующей, консультирующей деятельности педагога во взаимодействии с родителями.
С.А.Вдовина Г.А.Климов, В.С.Мерлин рассматривают данное понятие как проявление стиля учебной деятельности каждого учащегося, зависящего от его мотивации, обучаемости и осуществляемое в сотрудничестве с педагогом.
В связи с тем, что индивидуально-образовательную траекторию можно рассматривать с технологической точки зрения как образовательную программу, необходимо сделать некоторые уточнения.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреева Т.В. Семейная психология: учеб. пособие / Андреева, Т.В. – Санкт -Петербург: Речь, 2004. – 200 c.
2. Березин С.В., Лисецкий К.С. Технология формирования социальных навыков – методическое пособие для психологов и социальных педагогов ИТУ. – Самара, 1999
3. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. — СПб.: Питер Пресс, 2009. — С. 275—304. — 400 с.
4. Волков, Б.С. Возрастная психология. В 2 частях. Часть 2. От младшего школьного возраста до юношества / Б.С. Волков. – М.: Владос, 2010. – 344 c.
5. Выготский Л. С. Педология подростка. — Москва, 1929.
6. Гульчевская, В.Г. Субъективные факторы эффективности освоения педагогами образовательных технологий в процессе повышения квалификации [Текст]: Монография /В.Г.Гульчевская, Е.Е.Алимова. – Ростов н/Д.: Изд-во ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2012. – 132 с.
7. Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. — СПб.: Союз, 2000. — С. 90 — 91
8. Индивидуальный учебный план. «Просвещение, профильная школа» 2009г.
9. Карабанова О. А. Возрастная психология. Конспект лекций. — Москва: Айрисс-пресс, 2005. — 238 с.
10. Кон, И.С. Психология юношеского возраста (Проблемы формирования личности): Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / И.С. Кон. – М.: Просвещение, 1979. – 175 c.
11. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. — 9-е издание. — Спб: Питер, 2012. — С. 492—556. — 940 с.
12. Лабунская, В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание / В.А. Лабунская. – Ростов н/Д: , 1999. – 608 c.
13. Мишина, Н.Т. Психологические основы формирования семьи: монография / Мишина, Н. Т. – Пятигорск: Рекламно-информационное агентство на КМВ, 2015. – 272 c.
14. Модели реализации индивидуального учебного плана в школах Санкт-Петербурга. 2006 г.
15. Обухова Л. Ф. Детская Психология. — Москва: Юрайт, 2013. — С. 359—390. — 460 с.
16. Отрочество: исторический подход / Кле М. Психология подростка // Психология подростка. Хрестоматия / Сост. Фролов Ю. И.. — М.: Российское педагогическое агентство, 1997. — С. 103—140.
17. Панферов, В.Н. Общая психология. Теоретические основы. Учебник и практикум / В.Н. Панферов, А.В. Микляева. – М.: Юрайт, 2016. – 298 c.
18. Петрова М. В. Ресурсы социально-культурной деятельности детских общественных организаций в преодолении социальных страхов у подростков // Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 6. — С. 712
19. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. — Москва: Просвещение, 1969. — С. 659.
20. Реан А. А. Психология человека: от рождения до смерти. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. — С. 319—396. — 656 с.
21. Собиель Т.А. Индивидуальная образовательная траектория – образовательная программа ученика. // Открытый урок. http://открытыйурок.
22. Хамери, Дэвид. Как помочь ребенку добиться успеха? [Текст]: [пер. с англ.] /Дэвид Хамери (Серия «Вы и ваш ребенок»). – СПб.: Питер, 2008. – 160 с.
23. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: Пособие для учителя. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. 383 с.
24. Щербакова Е. Возрастные границы отрочества и юности не жестки : [арх. 9 апреля 2020] // Демоскоп Weekly. — 2012. — № 509—510 (1 мая).
25. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. — Москва: Педагогика, 1989.