Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ И РОДИТЕЛЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ 5
1.1. Взаимодействие воспитателя и родителей в ДОУ: значение, цели, задачи 5
1.2.Современные требования, предъявляемые к взаимодействию воспитателя и родителей в образовательном процессе ДОУ 8
1.3.Формы и методы взаимодействия воспитателя и родителей в ДОУ 11
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С РОДИТЕЛЯМИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В МБДОУ ГОРОДА ИРКУТСКА ДЕТСКИЙ САД № 161 15
2.1. Анализ процесса взаимодействия воспитателя и родителей в МБДОУ № 161 15
2.2. Комплекс мероприятий по взаимодействию с родителями детей в дошкольной образовательной организации 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30
Приложение 1 32
Приложение 2 33
Приложение 3 34
Приложение 4 35
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что детский сад – это первый несемейный институт, воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт дети. Поступление ребенка в детский сад и начальный период нахождения его в группе характеризуются существенными изменениями окружающей среды, образа жизни деятельности и все это способно вызвать эмоциональный стресс.
Семья и дошкольная образовательная организация – два воспитательных института, каждый из которых по-своему влияет на приобретение социального опыта, формирование личностных качеств ребенка. Каждый из этих институтов, обладает своими специфическими возможностями в формировании картины мира и становлении характера будущего взрослого человека. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие.
В основе взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение взаимодействующих сторон, учет индивидуальных возможностей и потребностей каждой семьи. Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие, взаимовлияние. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимоотношений.
Характерной тенденцией современного периода в развитии отечественного образования является стремление образовательных организаций к открытости, которая предполагает и участие общества в жизни ДОО. Немаловажную роль в процессе становления открытости играют родители, которые являются основными социальными заказчиками ДОО. И взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учета интересов и запросов семьи.
Степень разработанности проблемы. Проблемой организации взаимодействия педагогов ДОУ и семьи занимались такие педагоги и психологи: Е.П. Арнаутова, Т.Н. Доронова, Т.А. Маркова, Л.В. Виноградова, А.В. Козлова, О.В. Солодянкина. В своих работах учёные предлагают формы и методы плодотворного сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и семьи, раскрывают необходимость саморазвития воспитателей и родителей, предлагают интерактивные формы работы педагогов с семьями.
Объект исследования: процесс взаимодействия воспитателей и родителей воспитанников.
Предмет исследования: эффективное взаимодействие воспитателя и родителей воспитанника в ДОУ.
Цель курсовой работы – рассмотреть особенности взаимодействия и сотрудничества родителей и ДОУ.
Задачи:
- определить взаимодействие воспитателя и родителей в ДОУ.
- выявить современные требования, предъявляемые к взаимодействию воспитателя и родителей в образовательном процессе ДОУ.
-исследовать формы и методы взаимодействия воспитателя и родителей в ДОУ.
- проанализировать процесс взаимодействия воспитателя и родителей в МБДОУ № 161.
-дать характеристику комплексу мероприятий по взаимодействию с родителями детей в дошкольной образовательной организации .
Методы исследования: анализ литературы, обобщение, наблюдение, диагностические методики изучения процесса взаимодействия воспитателя и родителей в ДОУ.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ И РОДИТЕЛЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ
1.1. Взаимодействие воспитателя и родителей в ДОУ: значение, цели, задачи
Роль семьи в обществе несравнима ни с одним другим социальным институтом, так как именно в семье формируется и развивается личность ребенка-дошкольника, происходит овладение им социальных ролей. Связь с семьей человек ощущает на протяжении всей своей жизни. В семье закладываются основы нравственности личности, формируются нормы поведения, раскрываются индивидуальные качества, способности личности человека.
Задачи, которые стоят перед детским дошкольным образовательным учреждением (ДОУ), в первую очередь предполагают открытость дошкольного заведения, его тесное сотрудничество и взаимодействие с иными социальными институтами, на которые также возложена функция принятия решений образовательных задач дошкольного учреждения. Самым близким и важным партнером в таком случае выступают родители воспитанников. Федеральный закон «Об образовании» гласит, что родители выступают для детей первыми педагогами. В их обязанность входит заложить в ребенке основы физического, интеллектуального нравственного развития личности [7].
Сегодня, введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), педагогам дошкольного образования и родителям детей необходимо понять главную цель их взаимодействия, которая заключается в регулировании между обеими сторонами партнерских отношений. Таких, которые позволят объединить общие усилия с целью воспитания детей, создания атмосферы совместных интересов, наиболее эффективно активизировать умения родителей в области воспитания, привести в готовность их для восприятия нового опыта [11].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агавелян, М.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями / М. Г. Агавелян, Е. Ю. Данилова, О. Г. Чечулина // М.: ТЦ Сфера, 2016. - 128с.
2. Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста: учебник и практикум .М.: Юрайт, 2017. 286 с.
3. Антонова, Т. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка / Т. Антонова, Е. Волкова, Н. Мишина // Дошкольное воспитание, 2017. - №6. - С.66-70.
4. Аспекты взаимодействия ДОУ и семьи. Подготовка детей к школе. - М.: Детство-Пресс, 2017. - 670 c.
5. Байрамгулова, Т.Н. Формы взаимодействия воспитателя с семьей в ДОУ //Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения.-2016.-№25.-С.8.
6. Березина Т.А. Подготовка педагога дошкольного образования к взаимодействию с родителями воспитанников // Проблемы современного педагогического образования, 2018. № 60-3. С. 50-54.
7. Додокина, Н.В. Взаимодействие с семьей ребенка. Планирование взаимодействия с семьями воспитанников на год. Подготовительная группа (от 6 до 8 лет). Родительские собрания, консультации, памятки для родителей, семейные праздники. ФГОС ДО / Н.В. Додокина. - М.: Учитель, 2018. - 725 c.
8. Дронь, А. В. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников / А.В. Дронь, О.Л. Данилюк. - М.: Детство-Пресс, 2018. - 378 c.
9. Зенина, Т. Н. Взаимодействие с семьями воспитанников в ДОУ. Игровые семинары по экологической культуре / Т.Н. Зенина. - М.: Центр педагогического образования, 2016. - 160 c.
10. Карнаухова, М. В. Психолого-педагогическое просвещение как фактор развития педагогической культуры родителей / М. В. Карнаухова // Педагогическая наука: история, теория, практика, тенденции развития. - 2017. - № 2. - С. 68-74.
11. Карпова, Е. Е. Методы организационно-управленческого взаимодействия детского сада и семьи / Е. Е. Карпова // Челябинский гуманитарий. - 2015. - № 2. - С. 25-29.
12. Кокоева, А. Т Формирование педагогической культуры родителей / А. Т. Кокоева. - Владикавказ, 2019. - 122 с.
13. Комарова Т.С. Дошкольная педагогика. М.: Юрайт, 2017. 108 с.
14. Лашкова, Л. Л. Сотрудничество детей и взрослых в проектной деятельности/ Л. Л. Лашкова, Е. В. Макаренко // Детский сад: теория и практика. - 2015. - № 12 (69). - С. 84-95.
15. Любчик, С. А. Основные формы организации взаимодействия ДОУ и семьи / С. А. Любчик // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2018. - № 6. - С. 36-47.
16. Микляева Н.В. Дошкольная педагогика. М.: Юрайт, 2016. 412 с.
17. Недвецкая, М. Н. Теория и практика организации педагогического взаимодействия школы и семьи / М. Н. Недвецкая. - М.: УЦ Перспектива, 2016. - 152 с.
18. Румянцева, Т. А. Организация взаимодействия педагога и родителя в условиях ДОУ / Т. А. Румянцева, А. Ю. Деньгина, Н. В. Рядинская. - Текст: непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. - 2018. - № 1 (11). - С. 25-27.
19. Сидорова, А. А. Взаимодействие с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО / А. А. Сидорова // Управление ДОУ. - 2016. - № 2. - С. 64-84.
20. Шулепова, Т И. Управление взаимодействием с родителями через реализацию образовательных проектов / Т. И. Шулепова // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2016. - № 3. - С. 97-105.