Фрагмент для ознакомления
2
Введение
XXI век называют сутками информации. Современные информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) все больше внедряются в различные сферы жизни, становятся неотъемлемой частью современной культуры, в том числе и в сфере образования. Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы дошкольного психолога, расширяя возможности его взаимодействия с другими участниками учебно-воспитательного процесса. Технологии, которые пришли в нашу жизнь, принесли существенные изменения в настоящем, ускоряя его и требуя от нас гибкости, перенастраивание на новый уровень, постоянного повышения уровня самообразования в различных областях, усвоения и использования новых возможностей технического развития.
Компьютер – это уже не роскошь, а необходимая вещь: источник информации и общения, магазин, почта и т. д. Но осваивая компьютер, ребенок, как правило, в первую очередь увлекается компьютерными играми. По мнению большинства ученых, все зависит от того, насколько разумно, целесообразно, контролируемо и дозированно используется взрослыми этот потенциал.
Развивающие компьютерные игры оказывают положительное влияние на развитие психических процессов ребенка. Отдельно, во время игры дошкольник:
учится мыслить логически, выстраивать причинно-следственные связи;
запоминает достаточно большие объемы информации;
осуществляет зрительно-моторную координацию;
развивает образное мышление;
становится собранным и внимательным в нужные моменты.
Во время компьютерных развивающих игр дети учатся продумывать свои действия, прогнозировать результат, анализировать и обобщать информацию.
Важно также, что с помощью таких игр ребенок учится искать разные пути решения задачи, быстрее усваивает различные понятия.
Объект исследования – компьютерные развивающие программы для дошкольников.
Предмет исследования – особенности применения развивающих программ для развития личности одаренных дошкольников.
Цель исследования – изучить особенности использования компьютерных программ для развития одаренных детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать технологии работы с одаренными детьми.
2. Провести эмпирическое исследование особенностей использования компьютерных программ для одаренных детей.
3. Разработать программу развития личности одаренных дошкольников посредством компьютерных программ.
Глава 1. Технологии работы с одаренными детьми
1.1 Психолого-педагогические технологии сопровождения одаренного ребенка в ДОУ
Сложно отыскать более благоприятный период для развития творческих способностей личности, чем дошкольное детство. Необходимо использовать все возможные технологии, чтобы выявить и развить способности каждого ребенка. Одной из таких психолого-педагогических технологий является проектная деятельность, которая позволяет объединить вокруг этой цели усилия воспитателей, практического психолога, педагогов и родителей малышей. Дела руководителя в октябре: что проконтролировать9 16, с. 5.
Признаки одаренности – это особенности ребенка, которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены во время наблюдения за ее действиями. Выводы об одаренности ребенка следует делать в единстве категорий «хочу» и «могу». То есть признаки одаренности должны охватывать два аспекта поведения ребенка:
- инструментальный – характеризует способы деятельности ребенка;
- мотивационный – характеризует отношение ребенка к действительности, а также к собственной деятельности 23, с. 34.
Выявить детскую одаренность можно лишь в деятельности: чем шире и разнообразнее будет поле деятельности детей, то с большей вероятностью проявятся их природные задатки и одаренность.
Основой работы с одаренными детьми является выявление их возможностей, прогнозирование потребностей и создание индивидуальных моделей развития 7, с. 9.
В дошкольном учреждении необходимо создавать благоприятные условия для развития общих и специальных способностей, например:
- оборудовать в групповых помещениях творческие зоны;
- создать сеть разнонаправленных кружков: хореографический вокальный изобразительный театральный спортивный музыкальный др.;
- организовать ячейки по интересам: решение ребусов, головоломок, проведение развивающих игр участие в поисково-исследовательской деятельности составление и разыгрывание старой сказки на новый лад.
В образовательный процесс также следует внедрять элементы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) для активизации мыслительной деятельности и развития творческого воображения дошкольников: методы «Изменения оценку», «Фантограм», «Системный оператор», «Моделирование маленькими человечками», а также методы ассоциаций, фокальных объектов или каталогу упражнения «Робинзон Крузо», «Идеальный конструктор», «Черный ящик», «Мозговой штурм», «Цепочка противоречий» применение разнообразных «биномов фантазии», фантастическое сложение и вычитание проведение морфологического анализа и др. 17, с. 54.
Кроме того, целесообразным будет применение интерактивных методов работы: организация работы детей в парах, микрогруппах или малых группах, что развивает их навыки работать в команде. Такой подход способствует воспитанию у дошкольников: ответственности самокритичности развития умений творчески подходить к решению проблем, правильно и адекватно оценивать свои силы замечать пробелы в собственных знаниях. Полезно проводить специальные игры и игровые упражнения для развития психомоторики, координации движений и глазомера детей. Также по возможности можно организовывать выставки творческих изделий, «интеллектуальные минутки», конкурсы, чтобы продемонстрировать творческие работы и интеллектуальные способности одаренных дошкольников 13, с. 42.
Взаимодействие с родителями играет едва ли не самую важную роль в развитии одаренности детей играют родители. Их также следует привлекать к работе: проводить собрание и тематические семинары для родителей на такие темы, как «Значение раннего выявления одаренности», «Одаренный ребенок — кто он?», «Восприятие и воспитание одаренных детей». Можно организовывать тренинги или лекции. Благодаря этим мерам родители получают необходимые знания по воспитанию одаренных детей и взаимодействию с ними 10, с. 60.
Системный подход к психолого-педагогическому сопровождению одаренных детей содержит два этапа: диагностический деятельностно-творческий.
1. Диагностический этап. На первом этапе практический психолог выявляет одаренных детей, выясняет их наклонности и интересы во время таких форм работы: отслеживание успехов детей в различных видах деятельности на основе бесед с педагогами, родителями анализ результатов продуктивной деятельности детей, собранных в детских портфолио наблюдения – определение предпочтений и интересов каждого ребенка; тестирование – определение уровня развития интеллектуальных, регуляторных, художественных, творческих способностей каждого ребенка и др.; составление банка данных о развитии способностей детей; прогнозирование развития каждого ребенка.
Для комплексной диагностики следует использовать тестовые задания и опросники для воспитателей и родителей. Изучение индивидуальных особенностей детей проводится в комфортных условиях, в которых: мебель соответствует росту детей освещение – санитарным нормам необходимый для работы материал подготовлен и скомпонован так, чтобы и психологу, и ребенку было удобно с ним работать. Практический психолог предлагает каждому ребенку задания индивидуально и в определенной последовательности, фиксирует результаты обследования в протоколе. Одним из важных направлений изучения способностей детей является определение уровня развития их творческого воображения. Ведь без должного оценивания этой ключевой способности диагностика одаренности сводится к профильности – выбору учебных предметов 20, с. 35.
2. На деятельностно-творческом этапе практический психолог совместно с воспитателями и другими педагогами прибегают к таким мероприятиям: привлекают детей к различным видам деятельности по их выбору составляют
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Антонова И.Г. Одаренные дети и особенности педагогической работы с ними / И. Г. Антонова// Одар. ребенок. - 2011. - № 1. - С. 46-51.
2. Гин А.А. Приёмы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. - М.: БИТА-ПРЕСС, 2011. - 162 с.
3. Дубровина С.А. Программа психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 70 «Ягодка» / С. А. Дубровина // Дет. сад от А до Я. - 2012. - № 4. - С. 95-100.
4. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология высшей школы. - Минск: БГУ, 2010. – 320 с.
5. Захарченко Т.В. Программа психолого-педагогического сопровождения одаренных детей / Т. В. Захарченко// Одар. ребенок. - 2011. - № 1. - С. 97-101.
6. Колиниченко А.В. Авторская педагогическая технология «Комплексное развитие креативности» / А. В. Колиниченко // Внешкольник. - 2012. - № 3. - С. 31-33.
7. Комарова, Т. С. Развитие одаренности и способностей у детей от рождения до 10 лет / Т. С. Комарова // Педагогическое образование и наука. – 2015. – № 3. – С. 6–10.
8. Кузьменко В.У. Индивидуализация учебно-воспитательной работы с одаренными детьми дошкольного возраста / В. У. Кузьменко // Соврем. дет.сад. - 2012. - № 5. - С. 41-48.
9. Куприна, Н. Г. Теоретико-методические аспекты проблемы развития и поддержки одаренных детей дошкольного возраста / Н. Г. Куприна // Педагогическое образование в России. – 2014. – № 3. – С. 112–117.
10. Лемешевская М.А. Проблема выявления одаренных детей в школе / М. А. Лемешевская // Одар. ребенок. - 2011. - № 1. - С. 58-67.
11. Лейтес, Н. С.Возрастная одаренность школьников : учеб. пособие для студ. пед.вузов. - М: Академия, 2010. - 320 с.
12. Мылова, И. Б. Одаренные дети: современная отечественная методология / И. Б. Мылова // Народное образование. – 2016. – № 4 – 5. – С. 178–188.
13. Новикова, Г. П. Научные проблемы развития одаренности и способностей у детей дошкольного возраста / Г. П. Новикова // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2016. – № 1 (63). – С. 38 – 45.
14. Одаренные дети дошкольного возраста XXI века: феномен, субкультура, нравственные ориентиры и перспективы развития / под ред. Л.В. Трубайчук: материалы международной научно-практической конференции (7-8 октября 2010 г.) – Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2010. – 290 с
15. Пашкович, Т. Ф. Архитектоника как принцип построения системы работы с одаренными учащимися: ценностно-смысловая сущность компонентов архитектоники / Т. Ф. Пашкович // Народное образование. – 2018. – № 5. – С. 23-26.
16. .Письман, Л. Одаренные дети – кто они? / Людмила Письман // Будь здоров!. – 2013. – № 8. – С. 58-62.
17. .Поплавская, А. Одаренные талантом : из опыта работы : [одаренные дети] / А. Поплавская // Кем быть?. – 2012. – № 11. – С. 53-56.
18. Рабочая тетрадь по учебной дисциплине «Организация работы с одаренными детьми» для специальности 1 – 01 01 01 Дошкольное образование / сост. О. И. Митрош, Е. И. Варанецкая-Лосик. – Минск : БГПУ, 2019. – 52 с.
19. Сатынская А.К. О проблеме разработки учебных программ для одаренных детей / А. К. Сатынская // Одар. ребенок. – 2010. – № 6. – С. 29-33.
20. Сахарчук, Т. Гений – в каждом из нас, или как воспитать талантливого ребенка / Тамара Сахарчук // Алеся. – 2017. – № 4. – С. 34– 37.
21. Синягина, Н.Ю. Личностно-ориентированный учебно-воспитательный процесс и развитие одаренности/ метод. пособие под ред. Деркача А.А.- М.: Вузовская книга, 2010.- 131с.
22. Таланты и способности : [одаренные дети] // Здоровье и успех. – 2018. – № 10. – С. 12– 13.
23. Янива, А. Система работы с одаренными учащимися в учреждении образования / А. С. Янива // Народное образование. – 2014. – № 7. – С. 33-35.
24. Ярмухаметова И.А., Ярмухаметова И.А. Развивающие компьютерные игры – катализатор интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 12-1. – С. 176-179.