Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Классический танец является основой системы профессиональной подготовки артиста балета. Качеством преподавания данного учебного предмета во многом определяет общее состояние искусства балета, поскольку только артисты, грамотно обученные техническим приемам классического балета, обладают возможностью корректного исполнения как классических, так и современных постановок, соответствовать требованиям хореографа.
Изменение эстетики самого классического танца, усложнение хореографической лексики современного балетного спектакля, которое выражается увеличением амплитуды движений, требует глубокого изучения анатомии, кинезиологии, биомеханики, оптимизировать в значительной степени учебный процесс. На настоящем этапе малопродуктивно развитие необходимых профессиональному артисту балета качеств, включающих выносливость, координацию, мышечную силу, гибкость, способность к высокому и легкому прыжку, если в процессе подготовки не учитываются достижения современной педагогической науки.
Для профессиональной подготовки артистов балета необходим также поиск перспективных путей, направленных на совершенствование методики преподавания классического танца. Для достижения этой цели необходимо изучать и внедрять в практику педагогическое наследие отечественных педагогов, а также не освоенных российской балетной педагогикой достижения зарубежных методических систем.
Анализ педагогического наследия позволяет внести существенные дополнения в методологию проведения учебного процесса в классическом танце, а также дает возможность решения практических вопросов, которые сегодня стоят перед преподавателем.
Процесс преподавания классического танца требует от педагога применения словесных, наглядных и практических методов обучения.
Применение практического метода требует от педагога уметь составлять учебные комбинированные задания, используя отдельные движения балетного экзерсиса, соответственно программе обучения. Важность правильного изучения отдельных движений при этом становится очевидной, поскольку в балетной педагогике преобладают практические методы обучения.
Целью работы является изучение методики постановки вращения в младших классах и дальнейшего совершенствования техники в старших классах.
В рамках поставленной цели решаются следующие задачи:
− изучить технику выполнения вращений;
− ознакомиться с методикой обучения технике вращений;
− изучить методику постановки техники вращения и ее совершенствования.
Объект исследования: техника вращения.
Предмет исследования: методика постановки вращения в младших классах и дальнейшее совершенствование техники в старших классах.
Глава 1. Вращения – элемент классического танца
1.1. Виды вращений
В классическом танце вращения можно разделить на две группы – это вращения на месте (партерные и воздушные) и вращения в продвижении.
К вращениям на месте относятся туры со II, V и IV позиции; тур en l'air; туры в больших позах и другие.
К вращениям в продвижении – туры chaine; туры en dedans с coupe (тур «pique»); туры en dedans на двух ногах (glissade en tournant); туры en dehors с degage и другие.
Методика правильного исполнения всех видов вращений требует соблюдения ряда условий:
− хорошо поставленного корпуса и крепкой спины в области поясницы, что позволяет держаться неподвижно и в строго вертикальном положении.
− упругих рук, умело берущих форс для вращения, и во время вращения неподвижных.
− напряженно вытянутых ноги на выворотных полупальцах, которые составляют с корпусом и спиной как бы одно целое. В момент подъема на полупальцы в preparation (с demi plie) должна выдвигаться вперед выворотная пятка опорной ноги.
− в начале вращения четких профильных поворотов головы без наклонов и быстрого возвращения головы в положение en face. Голова на секунду поворачивается через плечо в профиль в сторону, противоположную вращению, в начале каждого pirouette и тура; взгляд направлен в определенную точку зала; голова быстро выпрямляется en face в момент вращения и поворачивается в исходную точку в заключении вращения. Голова и глаза при нескольких поворотах подряд повторяют каждый раз это движение. Четко фиксировать окончание каждого тура обеспечивает свободное владение поворотами головы.
− нахождения точки, на которую направлен взгляд, по линии горизонта на высоте глаз. Если опустить глаза вниз, поднять кверху или направить в сторону, возможна потеря устойчивости.
Примером выполнения вращений является вращение на месте Preparation и pirouettes с IV позиции en dehors (вращение в правую сторону).
Исходное положение для выполнения – IV позиция croisee, правая нога вытянута сзади и прикасается к полу всей ступней, левая находится впереди на demi plie,. Корпус с ровными плечами, центр тяжести его располагается на опорной левой ноге. Правая рука находится на уровне правого плеча впереди, и против него; открытая в сторону левая рука также расположена на уровне левого плеча.
Положение рук, ладонями вниз, как в III arabesque, но слегка приподняты кисти.
Сделать demi plie на двух ногах, оставить при этом центр тяжести корпуса на опорной ноге, оттолкнуться от пола обеими пятками, вскочить на полупальцы на левую ногу, согнув впереди правую sur le cou-de-pied; одновременно руки соединяются в I позиции.
Как можно дольше стоять и закончить preparation в V позицию на demi plie, правая нога сзади, или, приоткрыв руки в маленькую позу, в IV позицию croise.
Крайне важно ощущать центр тяжести корпуса на ноге, находящейся впереди, в preparation с IV позиции в момент plie и отдачи от пола, то есть на той ноге, на которой исполняется pirouette.
Корпус невольно при вскакивании на полупальцы делает рывок вперед, если расположен ровно на двух ногах центр тяжести тела, раскачивается и при вращении теряет устойчивость. Форс следует брать левой рукой при исполнении pirouette в правую сторону, но не отводить в сторону правую руку, а только соединить ее с левой.
Голова поворачивается в начале каждого pirouette и тура в профиль через плечо в противоположную вращению сторону; взгляд направлен в определенную точку зала; голова быстро выпрямляется en face в момент вращения и поворачивается в исходную точку в заключении вращения.
Желательно избежать поворота в начале, в момент plie, для четкого исполнения pirouettes и туров, что встречается довольно часто (начало вращения спиною к зрителю или в полуоборот). Поэтому необходимо, вскакивая на полупальцы, зафиксировать на какой-то момент положение или позу, в которой исполняется pirouette, тур и т. д., а затем уже делать тур.
Эта фиксация относится скорее к внутреннему ощущению исполнителя, она не должна "сбивать" форс и тормозить вращение, утрироваться.
Preparation и pirouette с IV позиции en dedans (пример с вращением в левую сторону) выполняется из исходного положения - IV позиции croisee, правая вытянута сзади и прикасается к полу всей ступней, левая нога впереди на demi plie. Центр тяжести корпуса переносится на левую опорную ногу в epaulement croise, правое плечо слегка отводится назад, левое впереди; левая рука на I позиции, правая рука с закругленной кистью на II, голова и взгляд фокусируются в точке. Несколько усилив на левой ноге demi plie, активно выдвигая пятку вперед, вскочить на ней на полупальцы, повернуть корпус en face в и согнуть правую ногу впереди sur le cou-de-pied.
Одновременно раскрывается на II позицию левая рука и соединяется в I позиции с правой. Заканчивается preparation в V позицию epaulement croise на demi plie, правая нога впереди. Форс берет правая рука для исполнения pirouette en dedans; в начале вращения голова и взгляд направлены через правое плечо, затем голова выпрямляется, в заключении снова возвращаются в точку корпус, голова и взгляд, положение принимается epaulement croise только в demi plie.
Примером вращения в продвижении являются туры chaines. Chaines (цепочка) представлена турами, исполняемыми на высоких полупальцах и пальцах на двух ногах. А. Я. Ваганова определяет chaines в своей книге "Основы классического танца" как "Внезапно мчащаяся цепь маленьких
Фрагмент для ознакомления
3
1. Александрова Н.А. Классический танец для начинающих [Текст]: учебное пособие для студ. спец. учеб. заведений / Н.А. Александрова, Е.А. Малашевская. - СПб.: Лань; Планета музыки, 2009. - 128 с.
2. Алферов А.А. К вопросу об интерактивности в образовательном процессе [Текст] / А.А. Алферов // Актуальные вопросы развития искусства балета и хореографического образования: сб. материалов всеросс. науч.-практ. конференции, 04 июня 2013 г.; МГАХ / науч. ред. И.А.Борзенко, Н.А.Вихрева. – М.: МГАХ, Богородский печатник, 2014. – С. 13-15.
3. Базарова Н.П. Азбука классического танца: Первые три года обучения [Текст]: Учебное пособие / Н.П. Базарова, В.П. Мей. - 3-е изд., испр. и доп. - СПб.: Лань, 2006. - 240 с.
4. Базарова Н.П. Классический танец [Текст]: методика преподавания в 4-5 кл. балетной школы / Н.П. Базарова. - СПб.: Лань; Планета музыки, 2009. - 192 с.
5. Блок, Л. Д. Классический танец: История и современность [Текст]/ Л. Д. Блок. – Москва: Искусство, 1987. – 556 с.
6. Блок, Л.Д. Возникновение и развитие техники классического танца [Текст] / Л.Д. Блок. – М.: Юрайт, 2019. – 259 с.
7. Ваганова А. Я. Основы классического танца [Текст]/ А. Я. Ваганова. – СанктПетербург: Лань, 2007. – 192 с.
8. Валукин М.Е. Эволюция движений в мужском классическом танце [Текст]/ М.Е.Валукин. – М.: ГИТИС, 2007. – 248 с.
9. Зайфферт Д. Педагогика и психология танца. Заметки хореографа [Текст]: Учебное пособие/Д.Зайфферт; пер. с нем. В.Штакенберга. – СПб.: Лань, Планета музыки, 2012. – 128 с.
10. Ивлева Л. Д. Анатомо-физиологические особенности обучения хореографии [Текст]: учеб. метод. пособие / Л. Д. Ивлева. – Челябинск: ЧГАКИ, 2005. – 78 с.
11. Кононова Т.М. Модернизационные процессы в сфере образования: интернет-технологии и их роль [Текст] / Т.М.Кононова // Вестник ТГАКИиСТ. – Тюмень, 2014. - № 2. – С. 218-221.
12. Костровицкая В.С.100 уроков классического танца (с1 по 8 класс) [Текст]: учебное пособие / В.С. Костровицкая. - 3-е изд., испр. - СПб.: Лань; Планета музыки, 2009. - 320 с.
13. Котельникова Е. Биомеханика хореографических упражнений [Текст] / Е.Г.Котельникова. – М.: ВЦХТ, 2008. – 128 с.
14. Котельникова Е. Биомеханика хореографических упражнений [Текст] / Е. Котельникова. - М.: ВЦХТ, 2008. - 128 с.
15. Меланьин, А.А. Теоретические аспекты изучения хореографического искусства [Текст]: методы анализа танцевального движения / А.А. Меланьин. - М., 2010
16. Панова Е.В., Соболь В.А. Хореографическое искусство в системе дополнительного образования [Текст]: метод. пособие / Е.В. Панова, В.А. Соболь. – РИЦ ТГИК: Тюмень, 2017. – 44 с.
17. Соковикова Н.В. Введение в психологию балета [Текст]/ Н.В.Соковикова. – Новосибирск: Сова, 2016. – 300 с.
18. Тарасов Н. И. Классический танец: школа мужского исполнительства [Текст] / Н. И. Тарасов. – 3-е изд. – Санкт-Петербург: Лань, 2005. – 496 с.
19. Чеккетти, Г. Полный учебник классического танца [Текст] / Г. Чеккетти. – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 504 с.