Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Глагол имеет большое значение в лексическом модусе личности: он является связующим элементом для построения речи. Согласно концепции В. В. Виноградова, «глагол-самая сложная и емкая грамматическая категория русского языка. Он более конструктивен, чем остальные части речи.» Изучение глаголов важно не только в плане лексико-грамматического оформления речи, но и в психологическом и физиологическом плане.
Такие авторы, как Ю. Д. Апресян, К. Бюлер, В. В. Виноградов, С. Д. Канцельсон, А. А. Пешковский изучали глаголы как ключевые лексические единицы, составляющие основу речевого общения. Такие авторы, как А. Н. Гвоздев, А. М. Бородич, А. И. Максаков, С. Н. Цейтлин, В. В. Гербова, Т. В. Туманова, н. ю. Борякова, Т. А. Матросова и многие другие изучали словарный запас дошкольников.
Организация лексического строя речи у детей с тяжелой патологией должна сопровождаться формированием и развитием предикативной лексической системы, поскольку предикат-это отношение объекта к действительности: «предикат-это основа фразы и основа внутренней речи».
По мнению ученых (Н. С. Жукова, Т. Б. Филичева, С. Н. Шаховской и др.), развитие лексико-грамматической стороны речи является ключевым и формирующим элементом коррекционной системы. Кроме того, специальные методы и технологии, направленные на формирование предикативной лексики у детей с ЗПР, недостаточно освещены в научно-педагогической литературе. Стоит отметить, что сегодня педагоги и логопеды не в полной мере учитывают специфику создания вербальной лексики, а также отсутствуют целенаправленные практические рекомендации по совершенствованию морфолого-синтаксических и лексико-семантических систем языка. Комплексная технология организации предикативной лексики должна проходить для детей с ЗПР в соответствии с ГОСТом, предъявляемым к коррекционной работе в спец. дошкольных учреждениях, что является актуальной проблемой для теории и практики логопедии. В настоящих момент число научно-исследовательских теоретических и эмпирических данных, посвященных изучению глагольной лексики и особенностям ее формирования у детей с дизартрией недостаточно. Однако исследование специфики глагольной лексики у детей с дизартрией имеет колоссальный смысл для мониторинга дисфункций речи, а также для совершенствования коррекционно-логопедической работы с представленной категорией детей. В связи с этим, исследование специфических особенностей нарушений глагольной лексики у детей с ЗПР, выявление уровня активного и пассивного словаря, и определение оптимальных путей логопедической работы, является актуальной проблемой настоящего исследования. Таким образом, анализ актуальности позволил сформулировать тему нашего исследования - формирование глагольного словаря у детей 6 лет с ЗПР.
Объект исследования - глагольная лексика детей 6 лет с ЗПР.
Предмет исследования - процесс формирования и механизмы развития глагольной лексики у детей с ЗПР.
Цель исследования – изучение особенностей глагольного словаря у детей 6 года жизни с задержкой психического развития и разработка на этой основе методических рекомендаций по формированию глагольного словаря у детей 6 года жизни с ЗПР.
В соответствии с выдвинутой целью определились задачи исследования:
1. Теоретически обосновать необходимость и продуктивность системного изучения трудностей освоения глагольного словаря у детей с ЗПР и детей с нормой речевого развития.
2. Разработать оптимальную методику изучения глагольной лексики и экспериментальным путем изучения уровня развития глагольной лексики у детей с ЗПР и детей с нормой речевого развития.
3. Апробировать содержание логопедической работы по преодолению недостатков глагольного словаря у детей с ЗПР.
Методы исследования:
1. Изучение теоретической литературы по теме исследования.
2. Эмпирические методы: социологические методы исследования (беседа, включенное наблюдение), констатирующий, обучающий и контрольный эксперименты.
3. Количественный и качественный анализ данных констатирующего и контрольного экспериментов.
Методологической основой исследования являются: - представления о закономерностях речевого онтогенеза (А.Н. Гвоздев); - концепция комплексного подхода к обучению и воспитанию детей с речевыми нарушениями (P.E. Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина); - психолингвистический подход к исследованию механизмов формирования предикативной лексики (H.H. Жинкин, А.Р. Лурия, A.M. Шахнарович).
Практическая значимость. Результаты данного исследования могут быть использованы в работе педагогов и логопедов при формировании глагольного словаря детей с ЗПР.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОВЛАДЕНИЯ ГЛАГОЛЬНЫМ СЛОВАРЕМ ДЕТЕЙ 6 ГОДА ЖИЗНИ С ЗПР
1.1. Онтогенез в развитии глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста
Формирование речи в онтогенезе подробно рассмотрено в исследованиях отечественных и зарубежных исследователей в рамках таких наук, как лингвистика, психолингвистика, психология, специальная психология, педагогика и коррекционная педагогика, логопедия, а также многих других. Вопрос формирования речи в онтогенезе изучался такими исследователями, как Т.В. Ахутина [5], Л.С. Выготский [13], А.Н. Гвоздев [16], В.П. Глухов [17], А.А. Леонтьев [36], С.Л. Рубинштейн [61], Т.Б. Филичева [72], Д.Б. Эльконин [81] и др.
Несмотря на такое усиленное внимание к глаголу, изучение особенностей развития глагольного словаря в настоящий момент очень актуально. И.А. Чистякова [75] отмечает, что специфика развития формирования глагольного словаря у ребёнка в различные возрастные периоды исследованы в неполной мере.
Ученые выделяют разное количество периодов в развитии детской речи, по-разному их обозначают, указывают разные возрастные границы.
Процесс формирования речевой деятельности в онтогенезе А.А. Леонтьев [36] подразделяет на несколько периодов:
1. Подготовительный (с момента рождения до года);
2. Преддошкольный этап первоначального овладения языком – до трех лет;
3. Дошкольный – до семи лет;
4. Школьный.
Глагол - это часть речи, которая формируется и усваивается не сразу, а поэтапно. Это связано с постепенным развитием речи ребенка и прохождением всех стадий языкового развития. Усвоение ребенком родного языка - это систематический процесс, в котором усвоение и выделение одних речевых элементов и единиц тесно связано с освоением других единиц и явлений.
Дошкольный возраст называют периодом бурного развития лексики. Особенно быстро увеличивается число существительных и глаголов. Структура словаря отражает круг интересов и потребностей детей. В детской речи есть слова, которые используются в разных сферах жизни.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе. - М., 2004.
2. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб.пособие для студ.высш. и сред. пед. учеб. заведений. – 3-е изд., стереотип/ М.М. Алексеева, В.И Яшина. – М.: «Академия», 2000.
3. Алёхина О.Г., Гридина О.В. Речь. Развитие речи у детей с ОВЗ (Особенности логопедического сопровождения в специальной (коррекционной) школе VIII вида) Методические рекомендации. - Осинники 2012
4. Апресян Ю.Д. Лексическая семантика: Синонимические средства языка. -М.: Наука, 1974.
5. Ахутина Т.В. Единицы речевого общения, внутренняя речь и порождение речевого высказывания. // Психолингвистические исследования речевого мышления. - М, 1985. - С. 99 – 116.
6. Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П., Соколова Н. Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.— СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2003. — 320 с.
7. Бородич А.М. Методика развития речи у детей/ А.М. Бородич. М.: Просвещение, 2001. - 149 с.
8. Васильев Л.М. Системный семантический словарь русского языка. Предикатная лексика. Уфа: Гилем, 2005. - 446 с.
9. Викжанович С.Н. Формирование у дошкольников с общим недоразвитием речи предикативной лексики с использованием пиктограмм. – М.: Национальный книжный центр, 2015. – 176 с.
10. Виноградова А.Д. и др. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка. - М., 1985.
11. Виноградов В.В. Русский язык. М.: Высшая школа, 1986. - 639 с.
12. Волосовец Т.В. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. для студ. Дефектол.фак. пед. высш. Учеб.заведений / Т.В. Волосовец, М.Ф. Фомичева, Е. Н. Кутепова. – М.: Академия, 2002.-200с.
13. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.: Издательство «Лабиринт», 2004. - 352 с.
14. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. - М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1973.
15. Волкова Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учеб.-метод. пособие. Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС». – СПб, 2009. – 144 с.
16. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС». - Санкт-Петербург, 2007.
17. Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов . —— М.: ACT: Астрель, 2005. — 351 с.
18. Дмитриева Л.И. Формирование словаря у учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида: начальные классы : учебное пособие / Л.И, Дмитриева. – Москва : МПСИ, 2002. – 128 с.
19. Евдокимова Л. В. Коррекция лексического строя речи у глубоко умственно отсталых детей // Проблемы современной науки и образования. Выпуск 6. Иваново: ПресСто, 2014. – С. 67-75
20. Егорова А. В. Особенности познавательного и речевого развития младших школьников с легкой степенью умственной отсталости // Вестник Псковского государственного университета. Серия «Психо¬лого-педагогические науки». Выпуск 1. Псков: Псковский государственный университет, 2015. — С. 3-11
21. Жукова Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. — Екатеринбург: КнигоМир, 2011. — 320 с.
22. Забрамная С.Д. Особенности познавательной деятельности у детей-олигофренов / Под ред. Ж.И. Шиф. -- М.: Норма, 2001.-200 с.
23. Забрамная С.Д. Умственная отсталость и отграничение ее от сходных сотояний//Детская патопсихология: Хрестоматия/Сост., авт., всуп. ст. Н.Л. Белопольская. - 2-е изд., испр. - М.: Комто-Центр, 2001. - С. 19-29
24. Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Изучаем обучая. Рекомендации по изучению детей с тяжелой умственной отсталостью. - М.: Институт общегуманитарных исследований, В. Секачев, 2002. - 112 с.
25. Ибрагимова В.Л. Глагол в семантическом пространстве лексики // Вестник Башкирск. ун-та. 2014. №2 С.500-505.
26. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство. – СПб.: Речь, 2003.
27. Калмыкова Е. А. Психология лиц с умственной отсталостью : учебно- методическое пособие. – Курск : Курский государственный университет, 2007. - 121 с.
28. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Кн. для учителя.––М.: «БУК-МАСТЕР», 1993.– 191 с.
29. Катаева А. А., Стребелева, Е. А. Дошкольная олигофренопедагогика. - М.: Владос, 2008. - 144 с.
30. Коновалова С. Н. Формирование предикативной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи. М., 2007.
31. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Кн. для логопеда. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 224 с.
32. Лалаева Р. И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей. М., 2004.
33. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). — СПб.: СОЮЗ, 1999. — 160 с.
34. Лебединская К.С. Степени умственного недоразвития при олигофрении// Детская патопсихология: Хрестоматия/Сост., авт., всуп. ст. Н.Л. Белопольская. - 2-е изд., испр. - М.: Комто-Центр, 2001. - С. 14-18
35. Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии / Р. Е. Левина. – М.: АльнС, 2013.
36. Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности: некоторые проблемы общей теории речевой деятельности / А.А. Леонтьев. - М., 1965. - 245с.
37. Лурия А. Р. Лекции по общей психологии [Текст] : учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений, обуч. по напр. и спец. психологии. / А. Р. Лурия. – СПб.: Питер, 2009. – 320 с.
38. Лурия А. Р. Умственно отсталый ребенок. М., 1969.
39. Лямина Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Учеб.пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / сост. М.М. Алексеева, В.И.Яшина. - М.: Академия, 2000.
40. Ляпидевский С. С., Шостак Б. И. Клиника олигофрении. -М.: Просвещение, 2006.
41. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта. - М.: Педагогика, 1988. - 129 с.
42. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии / Е.М. Мастюкова. - М., 2007.
43. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учебное пособие / В. К. Воробьева. - М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2006. - 159 с.
44. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / Г.В. Чиркина, Л.Ф. Спирова, Е.Н. Рос. и др.; под общ. ред. Г.В. Чиркиной. М.: Аркти, 2005. - 240 с.
45. Милютина Л.В. Особенности глагольной лексики и навыка образования глаголов у дошкольников с общим недоразвитием речи / Л.В. Милютина, О.Д. Михайлова // Логопед в детском саду. — 2009. — № 8 (43) — С. 22—27.
46. Мусаева Н. С. Изучение состояния лексики у младших школьников с нарушением интеллекта [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 153-157.
47. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей, - Ярославль, «Академия развития», 1996 - 210с.
48. Обучение детей с нарушением интеллектуального развития (олигофренопедагогика): Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Б.П. Пузанова.- М.: Академия, 2001. - 272 с.
49. Основы специальной психологии: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. — М.: Издательский центр «Академия», 2012. — 480 с.
50. Парамонова Л.Г. Логопедия для всех / Л.Г. Парамонова.- СПб.: Питер, 2009.- 352 с.
51. Певзнер М.С. и др. Клинико-генетические исследования олигофрении. М., 1972.
52. Петрова В.Г. Новые исследования познавательной деятельности учащихся вспомогательной школы / В.Г. Петрова //Исследование познавательных процессов детей-олигофренов: Сб. науч. тр. - М.: Изд. АПН СССР, 1987. - С. 5-18
53. Петрова В.Г. Психология умственно отсталых школьников: Учебное пособие для пед. вузов. - М.: Акад., 2002. - 159 с.
54. Петрова В.Г. Речь умственно отсталых школьников.— В кн.: Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы. - М, 1995.
55. Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников. - 2-е изд. Москва, 2004.
56. Петрова В.Г. Практическая и умственная деятельность детей олигофренов. М., 1972.
57. Поваляева М. А. Справочник логопеда. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001. - 448 с.
58. Позднякова И.О. Особенности устной речи умственно отсталых младших школьников и психолого-педагогические условия ее совершенствования Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Иркутск – 2015. – 185с.
59. Потебня A.A. Мысль и язык / А.А. Потебня. - Киев: Синто, 1993. - 190 с.
60. Романенко О.В. Экспериментальное исследование умственной работоспсобности у умственно отсталых учеников// Исследование познавательных процессов детей-олигофренов: Сб. науч. тр. - М.: Изд. АПН СССР, 1987. - С. 36-48
61. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2000. - 712 с.
62. Рубинштейн С.Л. Память// Психология памяти/Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. - М.: ЧеРо, 1998. - С. 215-233
63. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. - М., 1986.
64. Сенсорные и интеллектуальные аномалии и пути их преодоления: Сб. науч. тр./Редкол.: Л.П. Назарова (отв.ред.) и др. - Л.: ЛГПИ, 1984. - 140 с.
65. Смирнова Т.Н. Формирование глагольного словаря у детей с общим недоразвитием речи. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.docme.ru/doc/18822/smirnova-t.n.-formirovanie-glagol._nogo-slovarya-u-detej-...
66. Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции: (дети с нарушением интеллекта и мотор. алалией) / Е.Ф. Соботович. –– М. :Классикс стиль, 2003. – 160 с.
67. Специальная психология: учебное пособие/Под. ред. В.И. Лубовского. - М.: ACADEMIA, 2003. - 460 с.
68. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Издание 3-е, перераб. и доп. - Ростов н/Д.: Феникс, 1999. - 672 с.
69. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 180 с.
70. Сумарокова В.А. Сравнительное исследование зрительной памяти у детей с разным уровнем умственного развития// Исследование познавательных процессов детей-олигофренов: Сб. науч. тр. - М.: Изд. АПН СССР, 1987. - С. 55-74
71. Трофимова Н. М. т др.Основы специальной педагогики и психологии. — СПб.: Питер, 2008. — 304 с.
72. Филичева Т.Б. Особенности речевого развития дошкольников. Дети с проблемами в развитии / Т.Б. Филичева. – М.: «СОЮЗ» №1. - 2004. - С.5-7.
73. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста [Текст]: практ. пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. — 5-е изд. — М.: Айрис-пресс, 2008. — 224 с.
74. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. — М., 2000.
75. Чистякова И.А. 33 игры для формирования глагольного словаря дошкольников: Книга для логопедов. Воспитателей и родителей.- СПб.: КАРО, 2005.- 96с.
76. Шалимов В.Ф. Клиника интеллектуальных нарушений. - М.: Academia, 2003. - 157 с.
77. Шашкина Г.Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками [Текст].: Учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И.А.Зимина. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 240 с.
78. Швачкин Н.Х.Возрастная психолингвистика [Текст].: Хрестоматия. Учебное пособие/ Составление К.Ф. Седова . –– М.: Лабиринт, 2004. – 330 с.
79. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Метод. пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения. - М.: Гуманит. издательский центр ВЛАДОС, 2001. - 136 с.
80. Шпек О. Люди с умственной отсталостью: обучение и воспитание: пер. с немецкого. Учебное пособие. Изд-во Академия, 2003.
81. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М.: Владос, 2009. – 272с.