Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. При аграмматизме ребенок говорит в телеграфном стиле, использует глаголы только в настоящем времени, опускает наречия. Это характерно для детей 1-3 лет, но, если аграмматизм сохраняется в школьный период, в большинстве случаев это говорит о задержке психического развития. Иногда аграмматизм – следствие деградации ребенка в результате потери слуха.
Особенности:
- проблема возникает при нарушении правил грамматики;
- проблема проявляется при изучении грамматических норм. Родители и педагог выясняют, что маленький дисграфик неправильно пишет падежные окончания, плохо умеет согласовывать между собой слова. Дети пишут «хорошая солнце», «Длинные день», «большая деревья».
После выявления проблемы нельзя откладывать начало занятий. Комплексный подход содержит работу с психологом (помогает преодолеть трудности в школе, семье) и логопедом (определяет форму заболевания, разрабатывает схему лечения).
Нарушения чтения, возникающие в результате недо¬развития грамматического строя речи, называют аграмматической дислексией. При чтении у детей наблюдается аграмматизм, связанный с трудностями восприятия тонких грамматических значений слов, обусловленных морфологи¬ческой структурой слова.
Недостаточно полное понимание смысла предложения приводит ребенка к отрывистому чтению с паузами меж¬ду словами. Пауза делается нередко после чтения каждого слова. Недостатки в овладении техникой чтения влияют на понимание прочитанного, так как звуковой образ слова у ребенка в процессе чтения плохо усваивается и связь со значением не устанавливается. Для понимания содержания прочитанного нужен определенный запас слов, знание их значений, а словарный запас у детей с недоразвитием речи весьма ограничен.
Понимание прочитанного зависит не только от степени и характера овладения значением слова, но и от понимания связи слов, связи предложений. Большие затруднения в по¬нимании читаемого текста вызывает наличие относитель¬ных и указательных слов (местоимений, предлогов, союзов). Особенно трудны для понимания метафоры и сравнения.
Указанные нарушения чтения могут встречать¬ся и у детей с нормальным речевым развитием в виде единич¬ных трудностей и ошибок, но их совокупность и составляет картину, характерную для аграмматической дислексии. При этом ошибки грамматического оформления устного высказывания следует считать диа¬гностическими.
Анализ последних исследований и публикаций.
Проблемы аграмматизма у детей освещаются в трудах отечественных и зарубежных ученых. Свои труды посвятили этим проблемам такие авторы: О.А. Айрих, И.А. Агапова, А.К. Аксенова, И. Витенко, Н.В. Гатанова, Е.А. Глаголева, О.В. Елецкая, Л.В. Забродина, О.М. Коваленко, Е.В. Куфтяк, Л.Ф. Спирова, А.И. Черноморова и др.
Однако проблема коррекции аграмматизма в чтении у детей остается открытой.
Объект исследования: нарушения речи.
Предмет исследования: аграмматическая дислексия.
Цель исследования: изучить особенности аграмматима в чтении младших школьников с нарушениями речи.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- предоставить характеристику общего недоразвития речи как системного речевого нарушения;
- рассмотреть понятие дислексии. Виды и причины;
- проанализировать особенности аграмматической дислексии;
- определить комплексный подход в коррекционной работе по предупреждению и преодолению дислексии у детей.
Методы исследования. Методология исследования, ставшая базой для формирования адекватного исследовательского подхода, имеет логико-гносеологический, научно-содержательный и методический уровни.
При освещении объекта исследования были использованы как структурно-функциональный, так и системный подход, с целью поиска соответствующих средств, способствующих коррекции аграмматизма у детей.
Результаты исследования: результаты исследования сформированы исходя из поставленных задач.
Структура исследования: введение, основная часть, заключение, список источников.
Объем исследования: 30 страниц печатного текста.
ГЛАВА 1. Характеристика общего недоразвития речи как системного речевого нарушения
Под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично неповрежденным интеллектом понимается такая форма речевой патологии, когда нарушено формирование абсолютно всех компонентов речевой системы, которые имеют отношение, как к звуковой, так и к семантической стороне речи. То есть это состояние, которое связано с неправильным формированием речи ребенка.
Первое научное обоснование указанному отклонению в развитии дала Р. Е. Левина и коллектив научных сотрудников НИИ дефектологии АПН СССР в середине прошлого века .
Как правило, рассматриваемое логопедическое заболевание обнаруживают в возрасте 3-х лет, когда дети начинают стремительно использовать речь. Общее недоразвитие речи не считают симптомом определенного заболевания, оно отражается главным образом при недостаточной заинтересованности к ребенку со стороны родителей. В отдельных случаях такое недоразвитие развивается на фоне поздно реализованной коррекции патологии ротовой полости (короткая уздечка, расщелина мягкого или твердого неба).
При общем недоразвитии речи можно отметить позднее начало речи, ограниченность словарного запаса, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования. Речевое недоразвитие может проявляться по-разному: лепетнаяречь, отсутствие речи и развернутая речь с омпонентами фонетико- фонематического или лексико-грамматического недоразвития.
Общее недоразвитие речи встречается при разнообраных формах вербальной патологии: моторная, сенсорная алалия, детская афазия, дизартрия, в том числе при стертой форме дизартрии.
Предпосылки появления данного заболевания это:
- разнообразные инфекции/интоксикации у беременной;
- несовместимость крови матери и плода на резус-фактор и т.п.;
- патология натального периода;
- неблагоприятные условия воспитания и обучения;
- заболевания ЦНС и травмы мозга в первые годы жизни ребенка и пр.
В большинстве случаев общее недоразвитие речи – результат комплексного воздействия различных условий, к примеру, наследственная предрасположенность, органическая недостаточность ЦНС, неблагоприятное общественное окружение.
Непростой и устойчивый вариантом - общее недоразвитие речи, которое обосновано ранним поражением мозга, сформировавшееся в период беременности, родов и первый год жизни ребенка.
У детей с данным заболеванием постоянно отмечается нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное запаздывание в формировании словарного запаса и грамматического строя.
Рассматриваемое заболевание воздействует на формировании у ребенка интеллектуальной, сенсорной и волевой сфер.
Связь между речевыми нарушениями и иными гранями психического развития обосновывает наличие вторичных дефектов. Таким образом, владея достаточным потенциалом для оперирования различными мыслительными формами (сопоставления, классификации, анализа, синтеза), у детей в недостаточной степени развито словесно-логическое мышление, они затруднениями овладевают мыслительными операциями.
Экспериментальные работы Е.О. Сирновой указывают, что ребенок дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по степени сформированности логических операций значительно отстают от своих нормально развивающихся сверстников. Автор выявляет 4 группы детей с данным заболеванием, учитывая степень сформированности логических операций .
Дети первой группы обладают достаточно высоким уровнем сформированности невербальных и вербальных логических операций, он соответствует показателям детей с нормальным речевым развитием, познавательная активность, заинтересованность к заданию высока, целенаправленная деятельность устойчива и планомерна.
У детей второй группы степень сформированности логических операций ниже возрастной нормы. Речевая активность снижена, наблюдаются проблемы приема словесной инструкции, ограниченный объем кратковременной памяти, ребенок не в состоянии удержать словесный ряд.
У детей третей группы целенаправленная деятельность нарушена при исполнении и вербальных, и невербальных заданий. У них наблюдаются: недостаточная сосредоточенность внимания, низкий уровень познавательной активности, небольшой объем представлений об окружающем, проблемы выявления причинно-следственных связей. Они обладают потенциальными возможностями освоения абстрактными понятиями, если логопед в данном аспекте окажет поддержку.
Детям 4-й группы свойственно недоразвитие логических операций. Логическая деятельность такого ребенка отличается крайней неустойчивостью, отсутствием планомерности, познавательная активность невысока, нет контроля над точностью исполнения заданий.
Часть авторов указывают, что у рассматриваемых детей недостаточные устойчивость и объем внимания, узкие способности его распределения . При относительно сохранной смысловой, логической памяти у такого ребенка снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Ребенок забывает сложные инструкции, элементы и очередность заданий.
При зрительном опознании предмета в затрудненных обстоятельствах ребенок с рассматриваемым заболеванием воспринимает образ предмета с конкретными проблемами, ему нужно больше времени для принятия решения, следует отметить, что ребенок демонстрирует неуверенность, допускает ошибки в опознании .
Чтобы выполнить задачи «приравнивание к эталону» были использованы простые формы ориентировки. Например, выполняя задания по моделирующему действию, ребенок с общим недоразвитием речи менее применяют метод визуального соотнесения. Исследование визуального восприятия позволяет сделать вывод, что у детей с общим недоразвитием речи оно сформировано недостаточно.
Изучение мнестических функций у детей с речевой патологией говорит о более высокой степени сложности в процессе запоминания словесных стимулов, в отличие от детей с обычным речевым развитием.
Изучение функции внимания говорит о том, что дети с рассматриваемым заболеванием менее сконцентрированы и большей степени устают, им необходимо стимулирование со стороны экспериментатора, испытывают сложности в выборе эффективной стратегии, совершают ошибки в процессе работы, что демонстрирует в своих работах О.В. Узорова .
Итак, у детей с общим недоразвитием речи значительно хуже, чем у сверстников с нормальной речью, сформированы визуальное восприятие, пространственные представления, внимание и память.
Их речь малоактивна, отсутствует инициатива в общении. В своих работах Л.Н. Ефименкова говорит, что:
- у детей дошкольного возраст с общим недоразвитием речи отмечаются нарушения общения, которые проявляются в незрелости мотивационно – потребностного сегмента;
- текущие проблемы связаны с рядом речевых и когнитивных нарушений;
- ситуативно-деловая форма общения, как правило, преобладает, что не соответствует возрастной норме.
В итоге данное заболевание ведет к устойчивым нарушениям деятельности общения. Причем затруднен процесс межличностного взаимодействия детей, и возникают серьезные сложности на пути их развития и обучения .
Также можно отметить у рассматриваемой категории детей отставание в развитии двигательной сферы: движения слабо координированы, снижена быстрота и точность их выполнения. Существенные сложности испытывают дети при исполнении движений согласно словесной инструкции. Далее установлена недостаточная сформированность моторных функций. По данным исследования анамнеза детей с вербальной патологией, характерные черты моторного развития можно проследить у них с самого раннего возраста. Они позднее возрастных нормативных сроков удерживают голову, начинают сидеть и пр. Родители такого ребенка отмечают задержку формирования манипулятивных операций с игрушками и пр.
Двигательную сферу рассматриваемой категории детей можно охарактеризовать спецификой развития, которая отражена в диспропорции всех компонентов моторики и разнообразных характеристик каждого элемента. Далее отмечена на всех возрастных этапах неполноценность единых движений по большей части характеристик. В существенной мере затруднения детей отражаются при удержании равновесия: формируется общее напряжение и покачивание туловища, балансирование руками и т.п.
Изучая мелкую моторику детей, исследователи отмечают моторную истощаемость (усталость рук): затормаживание темпа, смазанность, погрешность движений к концу занятий. Различные синкинезии дополняют картину несформированности тонких движений кистей и пальцев рук, ручной неловкости .
Наличие отличительных черт моторного развития и значимость двигательной системы в нервно-психическом развитии детей, формируют потребность в специальной коррекционно-педагогической работе. Данная работа нацелена на развитие у детей всех аспектов двигательной сферы. Указанная работа должна быть органично включена в ежедневные многообразные занятия с детьми, во все режимные аспекты специализированного детского учреждения, она является составной частью системы коррекционно-педагогического воздействия, цель которого общественная помощь и личностное развитие детей с речевой патологией.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Айрих О.А. Эмоциональное развитие детей: занятия в первой младшей группе, дидактические игры, работа с семьей / О.А. Айрих. – Волгоград: Учитель, 2008. – 134 с.
2. Агапова И.А. Игры с пальчиками для развития речи и творческих способностей детей / И.А. Агапова, М.А. Давыдова. – М.: ООО «ИКТЦ ЛАДА», 2011. – 84 с.
3. Аксенова А.К. Дидактические игры на уроках чтения в 1 – 4 классах вспомогательной школы: учеб. пособие / А.К. Аксенова, Э.В. Якубовская. – М.: Просвещение, 1991. – 176 с.
4. Ананьев Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом / Б.Г. Ананьев. – Известия АПН РСФСР, 2017. – № 70. – 106 с.
5. Бойправ М. Общая психология: практикум / М. Бойправ. – Нежин: НГУ, 2015. – 288 с.
6. Витенко И. Основы психологии: Учебник для студ. высших учеб. Заведений / И. Витенко, Т. Витенко. – М.: Новая книга, 2011. – 251 с.
7. Гатанова Н.В. Развиваю мелкую моторику: пособие для подгот. детей к шк. / Н.В. Гатанова, Е. Тунина. – СПб.: Питер, 2000. – 141 с.
8. Глаголева Е. А. Преодоление трудностей при обучении младших школьников чтению и письму / Е. А. Глаголева. // Журнал воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. – 2018. – № 4 – С. 52-57.
9. Готовность ребенка к обучению / Сост. Максименко С. Д., Максименко К. С., Главник А. П. – СПб.: Микрос-СВС, 2013. – 94 с.
10. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда / Л.Н. Ефименкова. – М.: ВЛАДОС, 2006. – 335 с.
11. Елецкая О.В. Организация логопедической работы в школе / О.В. Елецкая, Н.Ю. Горбачевская. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 192 с.
12. Елецкая О.В. Коррекция дизорфографии у учащихся 5-6 классов: Методические рекомендации и упражнения / О.В. Елецкая, Н.Ю. Горбачевская. – М.: Школьная Пресса, 2003. – 64 с.
13. Забродина Л.В. Тексты и упражнения для коррекции лексико-грамматических нарушений речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста: Учебно-методическое пособие / Л.В. Забродина. – М.: Астрель, 2006. – 159 с.
14. Коваленко О.М. Коррекция нарушений письменной речи у учащихся младших классов общеобразовательной школы: Учебно-методическое пособие / О.М. Коваленко. – М.: Астрель, 2006. – 158 с.
15. Коломейченко Л.В. Я – компетентный родитель: Программа работы с родителями дошкольников / Л.В. Коломийченко. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 193 с.
16. Куфтяк Е.В. Исследование устойчивости семьи при воздействии трудностей // Психологические исследования: электронный научный журнал. – 2019. – № 6(14). – С.6
17. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М.Ф. Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др.; Под ред. Т. В. Волосовец. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 200 с.
18. Смирнова Е.О. Детская психология: учебник для вузов / Е.О. Смирнова. - 3-е изд., перераб. – СПб.: Питер, 2017. – 304 с.
19. Спирова Л.Ф. Нарушение процесса овладения чтением у школьников / Л. Ф. Спирова. – М.: Сфера, 2017. – 336 с.
20. Черноморов А.И. Практикум по выразительному чтению: пособие для учителей начальных классов / А.И. Черноморов. – М.: Дана, 2018. – 388 с.
21. Узорова О.В. Игры с пальчиками / О.В. Узорова. – М. «Издательство АСТ», 2014. – 124 с.
22. Чиркина Г.В. Основы логопедической работы с детьми: учеб. пособие для логопедов, воспитателей дет. садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Г.В. Чиркина / под ред. Г.В. Чиркиной. – М.: Аркти, 2005. – 240 с.
23. Эльконин\ Д. Б. Развитие устной и письменной речи учащихся / Д. Б. Эльконин / Под ред. В. В. Давыдова, Т. А. Нежновой. – М. : Интор, 1998. – 112 с.
24. Ястребова А.В. Дифференцированный подход к проявлениям нарушения чтения и письма у учащихся общеобразовательных школ / А.В. Ястребова, Л.Ф. Спирова. – М.: Сфера, 1998. – 176 с.