Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Классный руководитель, работающий в младшей школе должен в полной мере осознавать значимость практических задач по качественному формированию и совершенствованию внутригрупповых отношений, которые способствовали бы сплочению коллектива. Позитивные эмоции, сопровождающие процессы общения младшего школьника в коллективе сверстников, формируют навыки положительных поведенческих реакций. Важной составляющей процесса развития младшего школьника являются чувства, которые он испытывает в процессе коллективной деятельности, такие как позитивизм, удовлетворение от результатов совместного туда, взаимное уважение.
Высокий уровень сплоченности детского коллектива представляет собой важное условие, необходимое для самоутверждения личности учащегося младшей школы. Общая, объединяющая цель, общие мотивы представляют собой неотъемлемую составляющую коллектива, имеющего высокий уровень сплоченности. Показателями высокого уровня сплоченности коллектива могут быть также желания его членов заниматься общественно полезным трудом, их стремление достигать высоких показателей в различных видах совместной деятельности и высокий уровень мотивированности к активному взаимодействию.
Научные исследования в области развития и формирования коллективов представлены трудами многих выдающихся педагогов и психологов. В исследованиях А.С. Залужного, М.Г. Казакиной, А.С. Макаренко были раскрыты вопросы влияния коллектива на процессы, формирующие многие личностные качества.
Научные работы Гордина Л.Ю. ,Казакина, М.Г. ,Коломинского Я.Л. Лепнева О.А. определяли сплоченность единством поведения индивидов определенной группы. Сплоченность рассматривается Неймер, Ю. Л. , Сидоренков, А.В. рассматривают сплоченность в контексте важнейших характеристик воспитательной деятельности образовательного учреждения.
Однако, несмотря на всю ценность имеющихся в настоящее время научных концепций, проблема формирования сплоченности коллектива младших школьников во внеурочной деятельности является недостаточно разработанной, что приводит к возникновению противоречия между признанием значимости данного вопроса и неразработанностью этой проблемы на программно-методическом уровне.
В связи с этим целью нашего исследования является изучение особенностей организация воспитательной деятельности по формированию традиций в коллективе младших школьников.
Объект исследования – процесс воспитания младших школьников в современном коллективе.
Предмет исследования – условия эффективного формирования традиций в коллективе младших школьников.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть характеристику показателей эффективности воспитания младших школьников в современном коллективе.
2. Провести опытную работу по воспитанию младших школьников в современном коллективе.
3. Провести диагностику уровня развития коллектива младших школьников.
4. Провести анализ опытной работы по особенностям организации воспитательной деятельности по формированию традиций в коллективе младших школьников.
Методы исследования. Это методы теоретического познания: анализ литературы по общей педагогике, психологии. В исследовании использовались методы анкетирования.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Глава 1. Психолого-педагогические основы воспитания младших школьников в коллективе
1.1. Разработка теории коллектива в истории отечественной педагогической мысли
В отечественной педагогике много внимания уделялось и уделяется разработке теории и методики воспитания в коллективе. Теория коллективного воспитания явилась достижением мировой педагогической мысли. Заключенные в коллективе большие педагогические возможности делают его могучим и ничем не заменимым средством воспитания[8].
В философии коллектив рассматривается как относительно компактная со¬циальная общность, объединяющая людей, занятых решением конкретной об¬щественной задачи.
В психологической науке коллектив представлен как группа, межлично¬стные отношения в которой опосредствованы задачами и целями совместной личностно-значимой для каждого члена сообщества общественно ценной дея¬тельности.
Процесс формирования и развития личности тесно взаимосвязан с системой коллективного воспитания на всех этапах ее становления.
Советский энциклопедический словарь под редакцией A.M. Прохорова характеризует коллектив, как компактную социальную группу, объединяющую индивидов, занятых решением определенной общественной задачи. Согласно указанному источнику, коллективы бывают: трудовые, учебные, бытовые, военные, спортивные и др. Словарь Рапацевича Е.С. переводит с латинского языка слово «коллектив» (collectivus) как «собирательный», «собранный вместе»[9]. Психологический словарь термин «коллектив» рассматривает в контексте нескольких значений, а именно:
а) соединение индивидов на основе каких-либо общих задач;
б) совместимость действий и взаимопомощь;
в) постоянство контакта;
г) эффективная организация.
Личность, которая является составной частью любого коллектива, находится в определенных с ним отношениях. Если вести речь о характере данных отношений, то он напрямую зависит от социальной среды, в которой изучаемый коллектив формируется, и от рода и вида его деятельности [4, с.97].
В соответствии с вышесказанным, можно сделать заключение о том, что социальная среда является определяющим фактором при определении понятия «коллектив».
Теория педагогики содержит исследования о коллективах, их определяющих признаках, организации, структуре, стиле работы, традициях, этике и их роли в области воспитания развивающейся личности. А.С. Макаренко не только теоретически, но и практически доказал возможность создания реальных сплоченных коллективов. По его мнению, коллектив представляет собой контактную совокупность, основанную на социалистических принципах объединения. В своих трудах и в практической деятельности Макаренко говорил о существующих характерных признаках коллектива, а именно, наличие общих и общественно полезных целей, обязательное служение на благо обществу; совместная трудовая общественная деятельность, для достижения данных целей; определенная структура коллектива, наличие в нем органов, координирующих деятельность и представляющих его интерес. Данные постулаты вытекают из тезиса А.С. Макаренко: «Школа должна быть единым коллективом, в котором организованы все воспитательные процессы, и отдельный член этого коллектива должен чувствовать свою зависимость от него - от коллектива, должен быть предан интересам коллектива, отстаивать эти интересы и, в первую очередь, дорожить этими интересами» [4].
Ученные изучающие педагогическую деятельность представляют коллектив как объединение обучаемых, которое имеет следующие черты:
- присутствие общей социально-значимой цели, которая должна совпадать с общественными целями и поддерживаться обществом и государством;
- наличие общей совместной деятельности, необходимой для достижения поставленной цели и общей организации данной деятельности: члены коллектива отличаются высокой личной ответственностью за результаты совместной деятельности;
- наличие в коллективе ответственной зависимости, когда между членами коллектива устанавливаются специфические отношения, которые призваны отражать не только единство цели и деятельности, но и единство испытываемых при этом переживаний и оценочных суждений;
- наличие общего выборного руководящего органа. Данный орган управления коллективом формируют в процессе прямого и открытого избрания авторитетных членов коллектива [2].
1.2. Условия эффективного воспитания в современном коллективе путем формирования традиций в коллективе младших школьников
Ученые педагоги и психологи указывают на необходимость формирования и накапливания в коллективах позитивных обычаев и традиций, что ведет к усилению позитивного настроя в коллективе и повышению уровня сплоченности. Данные традиции могут помочь в процессе становления общих норм поведения отдельно взятого коллектива, а также развить положительные коллективные переживания [5].
Т.Е. Конникова под коллективными традициями подразумевала существующие тенденции и отношения в конкретном коллективе. Она утверждала, что именно традиции представляют собой показатели общности жизни каждого класса и школы в целом. В вопросах решения классных проблем или разрешения конфликтов, происходящих в процессе жизнедеятельности классного коллектива, они определены как решающий показатель активного принятия происходящей ситуации с позиций обучающихся. Т.Е. Конникова говорила о том, что в процессе создания традиций должны принимать участие большинство членов школьного коллектива. Данный постулат подтверждает представление о том, что процессы формирования обычаев представляют собой становление общего в
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Банных Н.М. Сплочѐнный коллектив – залог успешного обучения / Н.М. Банных // Начальная школа. – 2018. – №2. – С. 52-53.
2. Баранова А.В. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся / А. В. Баранова, А.В. Кисляков. – М.: Просвещение, 2013. – 96 с.
3. Белобородов, Н.В. Воспитательная роль классного коллектива: Методическое пособие / - М.: АРКТИ, 2017. - 104 с.
4. Бэрон, Р. Социальная психология: ключевые идеи / Р. Бэрон, Д. Бирн, Б. Джонсон.- СПб.: Питер, 2013.- 272с.
5. Василенко Г.И. Внеклассная работа в школе / Г.И. Василенко, Н.И. Еременко, Н.А. Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2017. – 156 с.
6. Воспитание младшего школьника: пособие для студентов средних и высших учебных заведений, учителей начальных классов и родителей / сост. Л.В. Ковинько. - 4-е изд. - М.: Академия, 2010. - 288 с.
7. Воспитательная деятельность педагога: Учебное пособие / В.А. Сластѐнин, И.А. Колесникова, Н.Б. Борытко, С.Д. Поляков, Н.Л. Селиванов. – М.: Изд. центр «Академия», 2015. – 336 с.
8. Гликман И.З. Теория и методика воспитания: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И.З. Гликман. – М.: Владос-пресс, 2018. – 319 с.
9. Гликман, И.З. Теория и методика воспитания / И.З. Гликман. - М.: МАСС, 2012.-157 с.
10. Гордин Л.Ю. Организация классного коллектива / Л.Ю. Гордин. – М.: Просвещение, 2014. – 176 с.
11. Казакина, М.Г. Ценностные ориентации школьников и их формирование в коллективе / М.Г. Казакина. - СПб.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 2011. - 115 с.
12. Коломинский, Я.Л. Психология детского коллектива: система личных взаимоотношений / Я.Л. Коломенский. - М.: Просвещение, 2014. - 268с.
13. Лепнева, О.А., Классный коллектив технология формирования / О.А. Лепнева, Е.А. Тимошенко.- М.: ООО «ЦГЛ», 2015. - 128 с.
14. Модрус, А.Л. Социально-психологические особенности сплоченности малой группы и неформальных подгрупп: дис. канд. пед. наук: защищена 19.06.08: утв. 20.10.2018/ А.Л. Модрус.- Ростов-на-Дону.: Изд-во Рост. пед. ин-та 2018. - 153 с.
15. Неймер, Ю. Л. Сплоченность как характеристика первичного коллектива и ее социологическое измерение // Социол. исслед. № 2. // Социологическое исследования. - 2013. - Вып.2. - С.68-96.
16. Сидоренков, А.В. Групповая сплоченность/ А.В. Сидоренков // Психологический журнал.- 2016.- №1.- С.44-49.
17. Смирнов, В.И. Общая педагогика: учебное пособие/ В.И. Смирнов. - М.: Логос, 2012. - 304 с.
18. Созонов, В.П. Организация воспитательной работы в классе / М.: Педагогический поиск, 2010.
19. Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов, Н.П. Фетискин. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2012. - 490 с.
20. Фопель, К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие/ К. Фопель.- М.: Генезис, 2016. - 240 с.
21. Харламов, И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие / И.Ф. Харламов. - М.: Высш. шк., 2010. - 576 с.
22. Ходаковский, Л.С. Принципы организации школьного коллектива / Л.С. Ходаковский.- М.: Просвещение, 1965.- 328 с.
23. Щуркова, Н.Е. Нежная педагогика / Н.Е. Щуркова. - М.: Педагогический поиск, 2015.- 160 с.
24. Ярошевский, М.Г. Краткий психологический словарь / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.- 468 с.
25. Ясницкая, В.Р. Социальное воспитание в классе: Теория и методика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений / Под ред. А.В. Мудрика. - М.: Академия, 2014. - 352 с.
26. Яшнова, О.А. Успешность младшего школьника/ О.А. Яшнова. - М.: Академический Проект, 2013. - 144 с.