Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность рассматриваемой темы обусловлена тем, что Россия является многонациональным и многосубъектным государством, причем каждый из субъектов обладает определенным правовым статусом. Очень непросто сохранять равенство среди субъектов, ведь они совершенно разные по своим конституционно-правовым характеристикам, а также значению: в качестве субъектов РФ могут выступать как республики, края, так и области, города федерального значения и автономные округа. Что касается статуса субъектов РФ, то основным документом, закрепляющим его, является Конституция РФ. В Основном законе затронуты вопросы федеративного устройства России, а также характер её взаимоотношений с субъектами.
Указанные выше положения Конституция РФ фиксирует, заостряя внимание на статусе отдельных видов субъектов, например, республики или области. Что касается отношений между автономными округами, которые входят в состав области, или края, то их правовое регулирование осуществляется на основании как федеральных законов, так и договоров между органами государственной власти автономии и области (края).
На данный момент не установлен определенный перечень оснований для привлечения к конституционной ответственности, не определен конкретный круг субъектов, на которых она распространяется, не выработаны эффективные механизмы по ее реализации.
Поэтому вопросы конституционной ответственности в настоящее время являются одним из самых дискуссионных, поскольку обсуждаются на различных семинарах, научных конференциях, «круглых столах», кроме того становятся темами диссертаций и научных статей.
В данной работе раскрываются понятие, признаки и основания конституционно-правовой ответственности, задачи и функции, порядок применения, формы ответственности в конституционном праве и перспективы ее развития. Поскольку квалифицированный в своем деле юрист не только должен понимать, что представляет из себя конституционно правовая ответственность, но и знать основополагающие принципы, уметь объяснить в случае совершения каких правонарушений наступает тот или иной её вид, и посредством каких норм она реализуется. Необходимо разграничивать конституционную ответственность и иных мер государственного принуждения. И, наконец, не только знать обстоятельства, исключающие ответственность в конституционном праве, но и основания освобождения от нее.
В Российской Федерации, строящей правовое государство, конституционно правовая ответственность является одним из демократических факторов осуществления социального контроля, охраны и развития общественных отношений, важной мерой обеспечения и защиты прав личности, общества и государства.
Объект исследования – субъекты конституционного права Российской Федерации. Предметом исследования является конституционно-правовой статус субъектов конституционного права Российской Федерации.
Цель исследования – конституционно-правовая ответственность субъектов Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть понятие и основные элементы статуса субъектов Российской Федерации ;
определить проблемы законодательного регулирования статуса субъекта Российской Федерации;
изучить проблемы правового регулирования конституционно-правовой ответственности высшего должностного лица субъекта РФ;
охарактеризовать конституционно-правовую ответственность законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
1. Теоретические основы конституционно-правового статуса субъектов РФ
1.1 Понятие и основные элементы статуса субъектов Российской Федерации
Субъект Федерации представляет собой персонифицированное, внешне обособленное, организационно-юридически выраженное государственное образование, занимающее конституционно-правовое положение в федеративной системе российского государства. Государственную природу субъекту РФ придает указание ст. 73 Конституции РФ на обладание субъектом РФ всей полнотой государственной власти вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ [1].
Под статусом субъекта Федерации понимается его правовое положение как совокупность прав и обязанностей, полномочий, гарантий и ответственности, а также принадлежность к определенному виду субъектов (республике, краю, области, городу федерального значения, автономной области, автономному округу).
Согласно ст. 66 Конституции РФ статус республики определяется Конституцией РФ и конституцией республики, а статус иных субъектов РФ – Конституцией РФ и уставом субъекта РФ, принимаемым законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта РФ. Статус субъекта РФ может быть изменен только по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта РФ. Вопрос об изменении статуса субъекта РФ запрещено выносить на общероссийский референдум [1].
Обращаясь к нормам Конституции Российской Федерации можно четко проследить источник определения статуса субъектов РФ – это Основной закон России и основные законы самих субъектов. Говоря о статусе субъекта РФ можно определит права и обязанности которые существуют у него.
Среди основных ключевых элементов конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации можно обозначить следующие: право на сохранение своего конституционно-правового статуса, суверенитет субъекта государства имеет определённые рамки, право на территориальную целостность субъекта, на исключительные предметы ведения и полномочия, право на формирование системы органов власти субъектов Федерации, относительно автономные правовой системы, право на защиту языка, право иметь свое гражданство и прочее. Россия является сложносоставным государством, включающее в себя различные виды равноправных субъектов. На основании части 1 статьи 5 Конституции Российской Федерации в качестве субъектов выступают Республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономный округ [1].
Целесообразно обозначить, что в Конституции не раскрывается понятие «правового статуса субъекта Федерации№. Статья 66 Основного закона РФ регламентирует тот факт, что статус субъекта может изменяться только на основании соблюдения норм федеральных конституционных законов. За субъектами государства закрепляется возможность формирования международных связей. Тем не менее, субъекты не могут выступать в качестве независимого субъекты международного права. В определении от 27 июня 2000 г.№ 92-О Конституционный Суд РФ обозначил, что субъекты государства могут принимать участие в международных внешнеэкономических отношениях при том условии, что такие взаимоотношения не противоречат интересам Российской Федерации как независимого государства [1].
Конституция России не наделяет Республики правом принимать решение о выходе из состава государства. Россия в настоящее время является федеративным государством, в котором четко отложены экономические и политические правоотношения между различными субъектами страны.
В юриспруденции, если взять абсолютно любую отрасль права, то само понятие «статус» будет выступать в качестве некоего идентификатора, с помощью которого определяется место субъекта в системе общества, государства, определенной социальной группы и т.д. Статус также предполагает наличие определенных прав, обязанностей и ответственности; это – своего рода составной элемент системы целого, отправная точка для законодательной системы, лежащая в основе структуры взаимоотношений субъектов друг с другом.
Следует отметить, что правовой статус каждого субъекта РФ не является статичным: он может быть изменен: так, в России не единожды происходило изменение границ субъектов, а также слияние двух субъектов между собой, образование новых субъектов, и присоединение нового субъекта в состав РФ, ярким примером которого можно считать присоединение Крыма в состав России. С целью изменения правового статуса субъекта необходимо наличие согласия Федерации и субъекта на федеральном законодательном уровне, о чем гласит ч. 5 ст. 66 Конституции РФ. [1]
Следует учитывать, что инициатива здесь должна исходить именно от самого субъекта РФ. Оформление и законодательное закрепление нового статуса субъекта фиксируется в конституционном законе исключительно на федеральном уровне. Важным и вызывающим множество противоречий моментом является такой вопрос, как равноправие субъектов РФ, которое закреплено в Конституции. Данное положение означает наличие равных возможностей для народов, населяющих субъекты, в области реализации ими своих прав на различных уровнях: в политике, экономике и социальной сфере. С другой стороны, равноправие означает то, что всем субъектам РФ гарантируется на уровне Конституции право регулировать свои взаимоотношения с федеральными органами на основании договора. И этому не должен препятствовать тот факт, что по своему объему права, обязанности и полномочия центра и субъектов могут сильно отличаться [5, с. 83].
Вместе с тем, такой подход свидетельствует о проявлениях унитарного мировоззрения, которое видится в требовании установить единообразие среди всех регионов России. Так, возможно, и чаще всего происходит, преобразование малочисленных автономных структур в «культурно-национальные автономии», которые входят в состав республик, областей. Говоря о равенстве субъектов РФ между собой в правах, необходимо
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации: офиц. текст. – Москва: Проспект, 2020. – 32 с. – ISBN 978-5-392-22375-6.
2. О Правительстве Российской Федерации: федер. конституционный закон от 17.12.1997 г. № 2-ФКЗ // КонсультантПлюс : справочная правовая система / разраб. НПО «Вычисл. математика и информатика». - М. : КонсультантПлюс, 1997-2019. – Режим доступа: http://www.consultant.ru. – 18.11.2020.
3. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ // КонсультантПлюс : справочная правовая система / разраб. НПО «Вычисл. математика и информатика». - М. : КонсультантПлюс, 1997-2019. – Режим доступа: http://www.consultant.ru.– 18.11.2020.
4. Бикбулатова, Э. Р. Проблемы взаимодействия законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации с федеральными органами власти / Э. Р. Бикбулатова. // Молодой ученый. – 2019. – № 49 (287). – С. 276-278.
5. Бродская, В. А. Проблемы и перспективы развития конституционного судопроизводства в субъектах Российской Федерации / В. А. Бродская. // Молодой ученый. – 2019. – № 31 (269). – С. 83-85.
6. Бугаев, И.С. Конституционно-правовой статус республик в составе российской Федерации / И.С. Бугаев // Студенческий: электрон. научн. журн. – 2017. – № 13(13). – С. 49 - 54.
7. Бикбулатова, Э. Р. Проблемы взаимодействия законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации с федеральными органами власти / Э. Р. Бикбулатова. // Молодой ученый. – 2019. – № 49 (287). – С. 276-278
8. Воробьева, О. А. Конституционный Суд Российской Федерации и конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации: правовой анализ / О. А. Воробьева // Вестник науки Тамбовского гос. ун-та. Серия: Юрид. науки. – 2015. – № 1(20). – С. 8–11.
9. Воротилина, Т. В. О конституционной ответственности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации / Т.В.Воротилина // Общество и право. – 2012. – № 3 (40). – С. 81-86.
10. Габиева, С. М. Роль конституционных (уставных) судов в обеспечении конституционной законности / С. М. Габиева, О. А. Османова, М. Ю. Габиева // Юридический вестник ДГУ. – 2015. – № 4. – С. 49–53.
11. Герасименко, Т.В. Источники конституционного права Российской Федерации: понятие и классификация / Вестник Алтайской академии экономики и права. 2018. – № 1 (43). – С. 13-16.
12. Глотов, С.А., Фомиченко, М.П. Конституционное право: Учебное пособие. – М.: Международный юридический институт, 2019. – 440 с.
13. Гомелаури, А.С. Конституционно-правовой статус республик в составе российской Федерации // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(20). – 2018. – № 16. – С. 69 - 75.
14. Куликов, А. В. Региональное конституционное правосудие: проблемы и отсутствие перспектив / А. В. Куликов // Закон и правопорядок в третьем тысячелетии: мат междунар. науч.-практ. конф. (Калининград, 16 декабря 2016 г.). – Калининград: Калинингр. ф-л СПб ун-та МВД России, 2017. – С. 18–21.
15. Лебедев, В.А. Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации / В.А. Лебедев // Вестник Челябинского государственного университета. – 2017. – № 29. – С. 23 - 28.
16. Манкевич, И. С. Конституционная ответственность судей в Российской Федерации: ее субъекты, основания и санкции // Молодой ученый. – 2019. – №13. – С. 186-187.
17. Марченко М.Н. Теория государства и права: учебник, схемы, хрестоматия / М.Н. Марченко, Е.М Дерябина. М.: Проспект, 2015. – 720 с.
18. Матузов Н.И. Теория государства и права: учебник / Н.И. Матузов, А.В. Малько. М.: Изд-во «Дело» РАНХиГС, 2015. – 528 с.
19. Мокшина, М. А. Совершенствование правовых основ конституционной (уставной) юстиции в субъектах Российской Федерации / М. А. Мокшина // Вестник Удмуртского университета. Серия «Экономика и право». – 2016. – № 1. – С. 114–117
20. Нарутто, С.В. Конституционное право России / С.В. Нарутто, Н.Е. Таева, Е.С. Шугрина. – М.: Ифра-М. 2018. – 413 с.
21. Нудненко, Л. А. Конституционное право России : учебник для бакалавров / Л. А. Нудненко. – М. : Издательство Юрайт, 2019. – 581 с.
22. Попова, А. В. Конституционное право: краткий курс лекций / А. В. Попова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2018. – 168 с.
23. Сергевнин, С.Л. Судебная власть и конституционное правосудие в контексте принципа разделения властей//Журнал конституционного правосудия. -М.: Юрист, 2020, № 2 (26). – С. 9.
24. Станкин, А.Н. Конституционное право России : учебно-методическое пособие по практическим занятиям / сост. А.Н. Станкин. – Тольятти : ТГУ , 2017. – 102 с.
25. Стрекозов, В. Г. Конституционное право России (Гриф МО). -3-е изд., испр.и доп. – М.: Юрайт,2019. – 245 с.
26. Стрекозов, В. Г. Конституционное право: учебник для СПО / В. Г. Стрекозов. – 5-е изд., перераб. и доп. – М: Издательство Юрайт, 2018. – 316 с.
27. Турсунбаева, Д. С. Правовой статус субъектов Российской Федерации как предмет конституционного (уставного) регулирования / Д. С. Турсунбаева. // Молодой ученый. – 2017. – № 45 (179). – С. 148-150.