Фрагмент для ознакомления
2
Младшим школьным возрастом принято считать возраст детей примерно от 7 до 10-11 лет, что соответствует тому моменту, когда ребенок учится в начальных классах школы [12, с. 68].
Поступление в школу приносит значительные изменения в жизнь вчерашнего дошкольника: резко меняется уклад его жизни, положение в коллективе, семье. Ведущей деятельностью становится обучение – приобретение и совершенствование новых знаний, умений и навыков. В случае правильной организации учебного процесса у ребенка формируется познавательный интерес к новому виду деятельности без осознания ее значения, ему просто нравится узнавать новое, особенно, в тех случаях, когда у него это получается и он получает одобрение родителей и педагога [7].
Учебная деятельность способствует развитию всех познавательных психических процессов, и прежде всего совершенствуются ощущение и восприятие. Дети младшего школьного возраста имеют острое и свежее восприятие, они с живым любопытством воспринимают окружающий мир, раскрывающийся для них по мере их познания с новой стороны.
Отметим специфические черты, характеризующие учащихся начальных классов:
• эмоциональность восприятия;
• слабость произвольного внимания;
• преобладание непроизвольного внимания [18].
В начале школьного обучения, особенно в первой четверти первого учебного года, детей переполняет фейерверк различных чувств. У младших дошкольников снижается иммунитет, зачастую нарушаются сон и аппетит, могут наблюдаться капризы, раздражительность и плаксивость.
Второклассники уже адаптированы и к новым обязанностям, и к отношениям со сверстниками и взрослыми. Дети уже отчетливо представляют себе, что их ждет в школе. Настрой ребенка во многом уже зависит от того, насколько успешным был его предыдуший опыт [14].
У детей в этом возрасте начинает формироваться самооценка, отражая его знание о себе, его самоотношение, оценку собственной деятельности как самим ребенком, так и окружающими его людьми.
В жизни младшего школьника переломным является третий класс. Большинство педагогов начальной школы отмечают, что третьеклассники начинают осознанно относиться к обучению и проявляют познавательную активность, что во многом обусловлено теми существенными изменениями, происходящими в общем познавательном развитии младших школьников: именно между –м и 3-м классами наблюдается сдвиг в интеллектуальном развитии детей. В этот период активно усваиваиваются и формируются мыслительные операции, более интенсивно развивается вербальное мышление, улучшается восприятие, внимание, память [9].
У значительной части детей к четвертому классу складывается индивидуальный стиль учебной работы, который хорошо прослеживается при выполнении домашнего задания [13]. Индивидуальный стиль также проявляется и в применении учащимся разных учебных умений и навыков. Очень важно, чтобы школьник приобрел умение учиться: качественно усваивал предлагаемые знания и умел добывать их самостоятельно. Большая часть этих умений базируется на когнитивных способностях: умении сравнивать и находить общее и различное; умении выделять главное, отличать существенное от несущественного, делать логические заключения и выводы.
У большинства детей младшего школьного возраста наблюдается дифференциация учебных интересов, а также отмечается разное отношение к учебным предметам: одни из них нравятся больше, иные – меньше.
Одним из основных показателей становления личности школьника является познавательный интерес, уровень развития которого в значительной мере определяет продуктивность процесса обучения. Важность развития познавательного интереса у учащихся в современных условиях обучения не вызывает никаких сомнений.
Познавательный интерес – важнейшая область общего феномена интереса. Его предметом является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но и в стремлении проникать в его многообразие, отражать в сознании сущности стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость. Своеобразие познавательного интереса состоит в сложном отношении к миру предметов, явлений, глубоком их изучении, в постоянном и самостоятельном добывании знаний в интересующей области, в активном и деятельном приобретении необходимых для этого способов, в настойчивом преодолении трудностей [4, с.115].
Познавательные интересы значительно влияют на интенсивность личностного развития. Эффективность процесса повышается, если познавательные интересы развивать с младшего школьного возраста. Данное положение определяет педагогическую целесообразность проблемы изучения и развития познавательных интересов младших школьников. Познавательный интерес, как общий феномен интереса, имеет сложную структуру, в которой выделяют психические процессы (интеллектуальные, эмоциональные, волевые, регулятивные), а также объективные и субъективные связи человека с миром в отношениях. Анализ психолого-педагогической литературы (Л.С Выготский, С.Л. Рубинштейн, Г.И. Щукина) позволяет в качестве ведущих компонентов структуры познавательного интереса выделить интеллектуальный, волевой, эмоциональный, поведенческий.
Творческая познавательная деятельность выделяется как оптимальная форма организации учебно-воспитательного процесса, так как творчески организуемая учебная деятельность рассматривается как наиболее соответствующая потребностям и возможностям младших школьников. В этой связи особое внимание занимает игровая деятельность детей. Следовательно, деятельность учащихся желательно строить на творческом использовании игры и игровых действий в учебно-воспитательном процессе с младшими школьниками, наиболее удовлетворяющей возрастные потребности данной категории учеников. Исходя из значимости игровой деятельности для развития познавательных интересов, выделяются общие условия применения игры в процессе обучения младших школьников:
Необходимость оценивания каждодневного применения игры по двойному критерию; по ближайшему эффекту и в соответствии с перспективой развития познавательных интересов
Понимание игры как формы организации коллективной, руководимой учителем, учебной деятельности
Необходимость обеспечения непосредственного обучающего эффекта игры, то есть, познавательную направленность, нацеленную на овладение способами учебных действий
Создание положительного эмоционального настроя, способствующего вызвать у ребенка состояние творческого поиска и инициативы в процессе игры.
Из вышеперечисленного следует, что для усиления познавательной активности младших школьников необходимо использование активных методов обучения, например, игровые методы, которые помогают развивать познавательный интерес.
Проникая в сущность познавательного интереса младших школьников, можно говорить об огромной роли его в обучении и воспитании:
будучи средством обучения младших школьников, он обладает возможностями актуализировать наиболее важные элементы знаний, содействовать успешному приобретению умений и навыков;вляясь мотивом учения и деятельности, познавательный интерес способствует тому встречному движению ученика к учителю, которое необходимо для успешного процесса обучения.
Становясь устойчивой чертой младшего школьника, познавательный интерес способствует формированию личности, необходимой нашему обществу, – пытливой, активной, ищущей, творческой.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аванесова Г.А. Культурно-досуговая деятельность: теория и практика организации / Г.А. Аванесова. М.: Аспект Пресс, 2016. 236 с. 2
2. Акимова М.К. Психофизические особенности школьников: учет и коррекция: учеб. пособие для студ. вузов / М.К. Акимова. М.: Академия, 2012. 158 с.
3. Актуальн៲ые вопр៲осы фор៲мир៲ован៲ия ин៲тер៲еса в обучен៲ии. Под р៲ед. Щукин៲ой Г.И. М., 1989 г.
4. Алферов А.Д. Формирование ответственного отношения к обучению / А.Д. Алферов: Учеб. пособ. М., 2012. 180 с.
5. Ариарский М.А. Прикладная культурология: монография / М.А. Ариарский изд. 2-е, исп. и доп. СПб.: ЭГО, 2011. 287 с.
6. Блонский П.П. Психология младшего школьника / П. П. Блонский. М.; Воронеж: Ин–т практ. псих.; МОДЭК, 2017 575 с.
7. Богоявлен៲ская Д.Б. Пути к твор៲честву. - М: Зн៲ан៲ие,1981.-96с.-(Н៲овое в жизн៲и, н៲ауке, техн៲ике. Сер៲.»Педагогика и психология»;№10)
8. Бор៲довская Н៲.В., Р៲еан៲ А.А. Педагогика: Учеб. для вузов. - СПб.: Изд-во «Питер៲», 2001.-304 с.
9. Верб М.А., Куценко В.Г. Педагогическая техника (Теория и методика коммунистического воспитания в школе). М., 2006, с. 201.
10. Вопр៲осы психологии учебн៲ой деятельн៲ости младших школьн៲иков / Под р៲ед. Д.Б. Элькон៲ин៲а, В.В.Давыдова. - М.: Изд-во Акад. пед. н៲аук Р៲СФСР៲, 1992.-287 с.
11. Воспитание младшего школьника: пособие для студентов сузов и вузов 4-е изд., стер. М.: Академия, 2011. – 287 с. 20. Галузинский В.М. Индивидуальный подход в воспитании учащихся. Киев: Радьян. шк., 2002. 285 с.
12. Давыдова Н.В. Формирование творческих способностей младших школьников на уроках в системе развивающего обучения Л.В. Занкова как одно из условий успешности обучения / Н.В. Давыдова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kurs.znate.ru/docs/index-127407.html 2. Ершова А.П. Уроки театра на уроках в школе / А.П. Ершова. – М.: Аспект-Пресс, 2002. – 53 с.
13. Домаренко Е.В. Возрастные (дифференциальные) социально-культурные технологии: учеб. пособие / Е. В. Домаренко. Орёл: Орловский гос. ин-т искусств и культуры, 2013. 131 с.
14. Ерошенков И.Н. Культурно-воспитательная деятельность среди детей и подростков: учеб. пособие для студентов вузов / И. Н. Ерошенков. М.: ВЛАДОС, 2014. 221 с.
15. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: учеб. пособие для студентов вузов культуры и иск. / А.Д. Жарков. - 2-е изд. перераб. и доп. М.: МГУКИ, ИПО «Профиздат», 2012. 288 с.
16. Изюрова, О. С. Коллективное творческое дело как форма развития толерантности подростков в детском доме [Текст] / О. С. Изюрова // Образование и наука. – 2008. – № 7. – С. 78-86.
17. Илюшина Н.Н. Педагогическое наследие В.А.Сухомлинского в решении проблем нравственного воспитания современных школьников // Педагогическое наследиеВ.А.Сухомлинского в аспекте современных реалий образования: Материал межвузовского круглого стола (03.10.2013) / Отв. Редактор Г.М.Коджаспирова. Сост. Л.В.Полякова. – М.: Экон-информ, – 163.
18. Мудрик, А. В. Учитель: мастерство и вдохновение /А.В. Мудрик. — М.: Синтез, 2012. – 254 с.
19. Нужнова Н.М. Методы организации зрелищно – игрового досуга / Н.М. Нужнова. Улан – Удэ, 2013. 126 с. 44.
20. Организация внешкольного досуга: Сценарии, программы игр и представлений. Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. 384 с. 4
21. Панфилов В.В. Режиссеру праздника. Игра / В.В. Панфилов // Праздник. 2016. №3. С. 25 - 29.
22. Педагогика детского оздоровительного лагеря: практикум: учеб. пособие / Н.Н.Илюшина, Н.П.Павлова, Т.Н.Щербакова [и др.]; под ред. М.М.Борисовой — М.: ИНФРА-М, 2017. – 258 с.
23. Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб, пособие для студентов вузов / Д. Б. Эльконин. 4-е изд. стер. М.: Академия, 2007. 384 с.