Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Овладение языком, речью – необходимое условие формирования социально активной, творческой, мыслящей, занимающей активную жизненную позицию личности. Развитие речи особенно важно сегодня, когда растет значение правильного, убедительного слова.
Успешность человека в современном мире зависит не только от наличия знаний, но и от умения использовать эти знания в жизни, от умения общаться и наличия внутренней культуры.
«Речь – это канал развития интеллекта…Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания.» (Н.И.Жинкин)
Актуальность представляемого опыта определяется следующими требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, где сказано:
• Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
• Осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
Проблема развития речи младших школьников всегда привлекала к себе пристальное внимание педагогов. Речь – это один из видов общения, которое необходимо людям в их совместной деятельности, в социальной жизни, в обмене информацией, в познании, образовании, она обогащает человека духовно, служит предметом искусства. Хорошо развитая речь младших школьников оказывает непосредственное влияние на обучение детей не только языку, но и всем учебным дисциплинам, являясь показателем их интеллектуального развития. Не владея речью, человеку трудно стать активным участником общественной жизни, интересным собеседником.
Актуальность проблемы развития речи младших школьников определяется высокими государственными требованиями к уровню общеобразовательной подготовки учащихся, которые заявлены в ФГОС НОО.
Работа над развитием речи младших школьников проходит одновременно на различных уровнях, одним из них является лексический (словарная работа). Здесь педагог работает по нескольким направлениям, которые постоянно взаимодействуют между собой. Поэтому деятельность, направленная на активизацию словаря, то есть на перенесение как можно большего количества слов из словаря пассивного в словарь активный, будет влиять и на обогащение, на уточнение словаря, и на устранение нелитературных слов.
Содержание курса по русскому языку в начальных классах устанавливает требования к овладению детьми младшего школьного возраста языком. На практике наблюдается довольно скудный словарный запас младших школьников, иногда его недостаточно, чтобы разъяснить свои мысли окружающим. Овладение большим лексическим запасом не может быть спонтанным. Очень важной задачей в работе над речью является формирование словарной работы и определение ее основных областей, а также управление процессом направленного на насыщение словарного запаса детей.
Исследовательскую работу по развитию и обогащению речи детей младшего школьного возраста проводят такие педагоги, как О. М. Казарцева, Т. А. Ладыженская, М.Р. Львов, М.С. Соловейчик, Г. И. Сорокина и другие.
Цель работы – теоретически обосновать основы развития словарного запаса у обучающихся младшего школьного возраста на уроках русского языка при работе с текстом.
Объектом исследования процесс развития словарного запаса у детей младшего школьного возраста.
Предмет – комплекс упражнений с текстом для развития словаря детей младшего школьного возраста на уроках русского языка.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
• Изучить понятие слова как основной единицы речевой деятельности;
• Рассмотреть понятие активного и пассивного словарного запаса и источники обогащения словарного запаса;
• Выявить методы и приемы словарной работы в начальных классах;
• Провести анализ УМК по русскому языку в начальной школе;
• Проанализировать систему работы с текстом, направленная на развитие словарного запаса обучающихся.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы, изучение опыта учителей начальных классов.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Обогащение словарного запаса как одно из условий совершенствования речи младших школьников
1.1. Слово как основная единица речевой деятельности
Одной из центральных проблем лексикологии является проблема слова как самостоятельной единицы словарного состава языка.
Слово как единица языка называет многообразные явления окружающей действительности(предметы, процессы, признаки, отношения). Лексемы называют различные чувства и переживания людей, передают (сами по себе и в соединении друг с другом) накопленные из поколения в поколение духовные, культурно-исторические понятия.
В науке до сих пор нет общепринятого определения слова. Языковеды по-разному подходят к этому вопросу, но все соглашаются с тем, что слово является основной, значимой единицей языка: «Слово – это такая единица языка, которая представляет собой ее фонетическое, и морфологическое, и лексико-семантическое целое» .
Учитывая сложность и многоплановость структуры слова, современные исследователи при его характеристике используют так называемый многоаспектный тип анализа, указывающий на сумму основных языковых признаков слова как «лингвистической единицы в целом, во всей совокупности свойственных лишь классическим словам: 1) фонетическая оформленность; 2)семантическая валентность; 3) непроницаемость; 4) недвуударность; 5) лексико-грамматическая отнесенность; 6) постоянство звучания и значения; 7) воспроизводимость; 8) цельность и единооформленность; 9) преимущественное употребление в сочетаниях слов; 10) изолируемость; 11) номинативность; 12) фразеологичность» .
Слово является двусторонней единицей: внешняя сторона слова – это его звуковая (а на письме – буквенная, графическая) «оболочка», внутренняя – его смысл, значение. Без внутренней стороны слово не может быть понято. Иначе говоря, оно обладает «формой (планом выражения) и значением (планом содержания). План выражения именуют также означающим, а план содержания – означаемым» .
Содержательная, или внутренняя сторона слова, несравненно сложнее звуковой и представляет собой явление многогранное. В содержании слова следует различать два момента, которые отметил в своем труде крупнейший русский языковед XIX века А. А. Потебня: «Слово заключает в себе указание на известное содержание, свойственное только ему одному, и вместе стем, указание на один или несколько общих разрядов, называемых грамматическими категориями, под которые содержание этого слова подводится наравне с содержанием многих других» .
Заключенное в слове указание на «известное содержание, свойственное только ему одному», т.е. только данному слову в отличие от всех других, есть лексическое значение. Так, например, в слове авторитет имеются значения: 1) общепризнанное значение, влияние (пользоваться авторитетом среди коллег); 2) лицо пользуется признанием, влияние (Высшим авторитетом был папа). Подобного рода значения и называются лексическими, которыми данное слово отличается от всех других слов русского языка (престиж, учиться, высокий, третий и т.п.).
Лексическое значение слова – основное значение, представляющее собой «исторически сложившуюся связь между звучанием слова и тем отображением предмета или явления, которое происходит в нашем сознании и находит свое выражение в самом слове» .
Заключенное же в слове указание на те или иные грамматические категории есть грамматическое значение (данного слова или его отдельной формы). К примеру, слово авторитет:
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Алексеева М.М. Яшина В.И. Речевое развитие младших школьников.- М.: Академия, 1999.
2. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб.пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. Заведений / М.М.Алексеева, В.И.Яшина. – 3-е изд., стереотип. – М. : Издательский центр «Академия», 2006. – 400 с.
3. Андрюхова, Л.Л. Уроки развития речи: Методика и практика преподавания /Л.Л.Андрюхова. – Ростов н /Д. : Феникс, 2013 – 320 с.
4. Бабанский, Ю.К. Педагогика. Учебное пособие для студ. пед. институтов / Ю.К.Бабанский, В.А.Сластенин, Н.А.Сорокин и др.; Под ред. Ю.К.Бабанского. – 4-е изд., доп. и перераб. – М. : Терра, 2011. – 479с.
5. Баранов, М.Т. Обогащение словарного запаса учащихся // Методика преподавания русского языка /под ред. М.Т.Баранова. – М. : Педагогика, 1990. – 355 с.
6. Бельчикова, В.П. Единые требования к речевому развитию учащихся/ В.П. Бельчикова. - Самара : СИПКРО, 2013.
7. Бессонова М.С. Обогащение словарного запаса на уроках русского языка в младших классах // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2010. - № 3
8. Бобровская, Г.В. Активизация словаря младшего школьника / Г.В.Бобровская // Начальная школа. – 2017. - № 4. – С. 47-51.
9. Богуславская, Н.Е. Значение слова в восприятии младших школьников и принципы сопоставления учебного словаря: (Метод. пособие) / Н.Е.Богуславская, Н.А.Купина; Свердл. гос. пед. ин-т. – Свердловск : Изд-во Свердл. ГПИ, 1975. – 96 с.
10. Борисенко, И. В. Развитие чувства орфографической формы у младших школьников на основе чтения / И.В.Борисенко //Начальная школа. - 2014. - № 11 /12. – 116 с.
11. Будагов Р. А. Введение в науку о языке. – М. Добросвет – 2003.
12. Буяновер, А.Б. Упражнения по предупреждению речевых и грамматических ошибок: Пособие для учителя / А.Б.Буяновер. – К.: Рад. Шк., 2015. – 136 с.
13. Выготский, Л. С. Основы педологии / Л.С.Выготский. – М. : Академия, 2015. – 229 с.
14. Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования / Л.С.Выготский. – М. : Протос, 2013. – 469 с.
15. Денисенко М. В. Сопоставительный анализ типологии значений прилагательного grey/серый на примере художественных произведений / М. В. Денисенко // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2013. – № 1(53)
16. Плотникова, С.В. Лексикон ребенка: закономерности овладения словарем и методика его развития : Учеб.пособие / С.В.Плотникова. – Екатеринбург : Урал.гос. пед. ун-т., 2016
17. Плотникова, С.В. Развитие лексикона ребенка : учеб.пособие / С.В.Плотникова. – М. : ФЛИНТА : Наука, 2011
18. Потебня А. А. Из записок по русской грамматике. – М.: Учпедгиз, 1958.
19. Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц : учебник для студ. высш. учеб, заведений. В 2 ч. Ч. 2. Морфология. Синтаксис / [В. В. Бабайцева, Н. А. Николина, Л.Д.Чеснокова и др.] ; под ред. Е. И.Дибровой. — 3-е изд., стер. — М.,2008.
20. Филиппова Л.В. Словарная работа как средство формирования коммуникативных умений младших школьников // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2014. - № 11. – С. 24-28
21. Фомина М.И. Современный русский язык. Лексикология. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Высшая школа, 1990.
22. Шанский Н.М. Лексикология современного русского языка. Пособие для студентов пединститутов. - М.: Просвещение, 1972.
23. Шмелев Д.Н. Современный русский язык. Лексика. М., 1977.