Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Мотивация имеет высокую значимость в любой деятельности человека, особенно она необходима в спорте, где в очень сжатые сроки требуется достичь наилучшего результата в ситуации жесткой конкуренции с другими спортсменами и спортивными командами.
На сегодняшний день достаточно остро стоит проблема низкой психологической мотивации российских спортсменов, о чем можно судить по результатам спортивной деятельности наших команд в некоторых видах спорта, таких как: футбол, хоккей и другие.
Если начинать искать причины этой проблемы, то можно отметить существовавшее ранее недостаточное внимание к психологической подготовке спортсменов. Совсем в немногих спортивных командах был свой спортивный психолог, и тренеры не всегда понимали важность психологической работы с членами команды.
Однако следует отметить положительную тенденцию в данной области. На фоне возрастающего интереса к спорту в России в настоящее время начинают появляться психологи, специализирующиеся на спортивной психологии, в тренировочном процессе все больше и больше начинают уделять внимания вопросу психологического климата в коллективе. Таким образом, выбор темы данной работы обусловлен актуальностью вопроса мотивации спортсменов в командных видах спорта на сегодняшний день.
Объект – спортсмены подросткового возраста, занимающиеся командными и индивидуальными видами спорта.
Предмет исследования - особенности мотивации к спорту подростков, занимающихся командными и индивидуальными видами спорта.
Цель - изучить особенности мотивации к спорту, подростков занимающихся командными и индивидуальными видами спорта.
Для достижения поставленной перед исследованием цели необходимо решить следующие задачи:
1. Выявить и описать особенности мотивации к спорту подростков занимающихся командными и индивидуальными видами спорта.
2. Выявить и охарактеризовать зависимость мотивации к спорту от взаимоотношений спортсменов с тренером и командой.
3. Выявить различия в мотивации к спорту у подростков занимающихся командным и индивидуальным видом спорта.
Гипотеза исследования: Мотивация к спорту имеет значимые различия у подростков, занимающихся командными и индивидуальными видами спорта.
Теоретической основой работы являются труды: Е. П. Ильин, А. Пилоян, Б. Д. Кретти, Ю. Ю. Палайма, А. Ц. Пуни и др.
Практическая значимость заключается в том, что результаты данной работы могут быть использованы тренерами ДЮСШ, преподавателями физической культуры в общеобразовательных учреждениях, спортивными психологами, с целью повышения эффективности спортивной деятельности путем влияния на мотивационную сферу спортсменов.
Методологическая основа работы заключается в реализации принципов системности, детерминизма.
Теоретическая значимость работы заключается в систематизации материала и выводах сделанных на этой основе.
ГЛАВА I
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
1.1. Игровые технологии в подготовке юных спортсменов
Теории игры и технологиям игровой деятельности посвящены многие работы ученых и исследователей. В Большом энциклопедическом словаре «игра» определяется как «вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе». В современном толковом словаре русского языка Т.Ф. Ефремовой «Игра – 1)–а занятие для развлечения, отдыха, укрепления здоровья и т.п.; б) какой-л. вид, способ такого занятия, основанный на определенных условиях, подчиненный определенным правилам; 2) преднамеренный ряд действий, поступков и т.п., преследующих определенную цель; 3) действие по знач. глаг.: играть". Игровая деятельность несравнима ни с одним видом человеческой деятель- ности – ни по природе, ни по масштабам, ни по своим функциям. Действительно, игра имеет множество сфер применения, которые наиболее ярко просматриваются в спортивной деятельности: игра как средство наслаждения, духовного развития и обогащения; игра как средство самовыражения и самоутверждения; игра как средство развития и обучения; игра как средство подготовки, тренировки, лечения; игра как средство отдыха и развлечения (рекреационные игры); игра как средство коммуникации, социализации, интеграции людей; игра как средство проектирования систем, и многое другое. Выделяя особенности игровой деятельности с позиций философского анализа, следует отметить, что всякая игра 1) есть прежде всего свободная деятельность, и, лишь когда игра смыкается со спортом, понятия должествования, задания, 9 обязанности привязываются к игре; 2) игра вклинивается в процесс удовлетворения потребностей человека; этот процесс протекает внутри самого себя и совершается ради удовлетворения, приносимого самим совершением действия; 3) игра обособляется от «обыденной» жизни местом действия и продолжительностью, она «разыгрывается» в определенных рамках пространства и времени, ее течение и смысл заключаются в ней самой; 4) игра протекает по определенным правилам, они определяют условия игры; 5) развитие игровой деятельности следует рассматривать в контексте индивидуального развития каждого отдельного человека; 6) каждая игра является отдельной формой игровой деятельности; существуют игры, ко- торые воспринимаются лишь в определенной ситуации и исчезают вместе с ней, они сугубо индивидуальны и неповторимы, и потому называются ситуативными; 7) различают традиционные игры, среди которых выделяют спортивные игры; можно выделить четыре типа игр: с правилами, «без правил», сюжетно-ролевые и импровизированные. Особое место среди традиционных спортивных мест отводится волейболу. Спортивные игры оказывают заметное влияние на развитие двигательных качеств, оздоровление и функциональную подготовку подростков и юношей, занимающихся игровой деятельностью. Спортивная игра оказывает разностороннее воздействие на юных спортсменов. Волейболист быть сильным прыгучим атлетом, быстрым спринтером, выносливым стайером, ловким и координированным акробатом. В процессе игры в волейбол воспитываются быстрота, выносливость, ловкость, координация – качества, необходимые для всестороннего развития юного спортсмена. В волейболе действия игрока подчинены интересам коллектива и в тоже время требуют индивидуальной самоотдачи. В игре шлифуются волевые и моральные качества, значимые для юного спортсмена: сознательность, активность, целеустремленность, выдержка, самообладание, умение управлять эмоциями. Правила игры способствуют воспитанию дисциплины, этики поведения, исключают грубость и насилие в борьбе. 10 Игра невозможна без быстроты мышления и анализа игровой ситуации, наблюдательности, внимания, развитых психических функций. Волейбол отличается большой эмоциональной и интеллектуальной насыщенностью. Психологические особенности деятельности волейболиста определяются правилами игры, характером игровых действий, объективными особенностями соревновательной борьбы. К ним следует отнести ограничение количества касаний мяча, соблюдение «чистоты» приема мяча (требующий от волейболистов тонкой координации движений кистей рук) и непоправимость совершаемых ошибок при этом. В момент контакта с мячом волейболист должен мгновенно оценить создавшуюся ситуацию и осуществить правильное действие. Основными видами двигательных актов волейболистов являются быстрые перемещения, прыжки, броски при приеме мяча, выполнение которых связано с определенным риском и требует смелости и само- обладания. Наиболее существенным отличием техники волейбола является непосредственный кратковременный контакт с мячом. Все двигательные акты очень изменчивы. Действия волейболиста находятся в прямой зависимости от действий партнеров и особенно противника. Создание ситуаций, в которых появляется лучшая возможность для осуществления задуманных приемов, маскировка собственных намерений и действий – все это предъявляет высокие требования к спортивной деятельности волейболиста. Волейбол содействует включению подростков и юношей в конкурентную спортивную среду, а поскольку юношество оценивает свои результаты через призму коллективных отношений, соотносит их с групповыми целями и общим делом, игра воспитывает у них чувство солидарности, товарищества и ответственности за действия друг друга, формирует дух командной борьбы, игровая деятельность в волейболе становится социально значимым видом спортивных занятий подростков и юношей. Изучение игровой активности волейбольных команд позволяет выделить закономерные тенденции и характеристики в развитии данной игры как вида спорта. В первую очередь, выделяется ускорение игровой деятельности, состязания становятся более интенсивными и жесткими по конкуренции и взаимодействию. Игровая деятельность в волейболе характеризуется непрерывно изменяющимся расположением партнеров на площадке, постоянной сменой характера взаимодействия между партнерами и противниками при выполнении технических приемов различной сложности, активным противоборством с соперниками во всех фазах игры. Се- годня в игре доминирует высокий темп перемещения мяча, непредсказуемость по- лета мяча в процессе игровой деятельности. Его незначительные отклонения в направлении, траектории и скорости полета требуют специальных приспособительных действий для эффективного проведения игровой комбинации. Повышаются требования к сыгранности и спортивному стилю игроков в индивидуальных, групповых и командных взаимодействиях, а в целом требования к эффективному управлению всей командой. Игровая дисциплина, основанная на выполнении строго определенных тактических схем, превалирует над импровизацией в действиях игроков. В ходе игры часто повторяются стандартные ситуации, быстрое узнавание которых определяет характер действий спортсмена. В связи с этим ведущую роль приобретает опыт тренировочной и соревновательной деятельности; способность к воспроизведению и анализу проведенной игры; запоминанию повторяющихся ситуаций. Формирование навыка выполнения действий в стандартных ситуациях способствует высвобождению сознания от постоянного контроля за изменением игровой обстановки и обеспечивает необходимую свободу движений для импровизации в соревновательной деятельности в непривычных условиях. Повы- шаются требования к подготовке игроков, а именно, к адекватному реагированию на действия партеров и соперников в минимально короткий промежуток времени, к уровню технико-тактической подготовленности, включающей в себя большое разнообразие приемов и подач мяча, к увеличению арсенала обманных действий при блокировании, к способностям игроков успешно выступать в различных игровых амплуа. Увеличится количество применяемых в игре таких технических элементов, таких как перемещение за спину партнера, блокирование с различными способами его выполнения; а в нападении команды используется несколько тактических схем, взаимосвязанных между собой; появляется необходимость в разработке новых средств повышения эффективности тактических схем, а также вариантов их исполнения. Время атаки и нападения сокращается, а взаимодействие игроков строится на рациональных действиях двух-трех игроков в клубных и студенческих командах и четырех-пяти - при игре в юношеских и юниорских командах. Возрастают требования к саморегуляции психического состояния игроков, смелости и решительности при выполнении действий, к высокому уровню помехоустойчивости игроков к различного рода сбивающим факторам. Развивается тенденция на подготовку игроков, «специализирующихся» только на выполнении оборонительных действий, возрастает число схем защиты с использованием «предварительного» перемещения защитника к нападающему без мяча. Общим признаком соревновательной деятельности является преобладание действий в нападении над действиями в защите. Процесс обучения соотносится с приобретением навыков, знаний и умений. Конечным результатом двигательного обучения считается выработка автоматизированного навыка. Однако спортивная деятельность требует от волейболистов не только высоко-управляемого навыка, но и способности быстро решать любые двигательные задачи в границах данной координации. Ведущую роль в решении психомоторных задач играют сенсорно-перцептивные процессы. В относительно сложных условиях, характерных для игровой деятельности, волейболистов добиваются близких результатов в задачах, сходных не по моторному, а сенсорному компоненту. Успех в решении психомоторных задач в условиях пространственно-временной неопределенности с лимитом времени в значительной степени определяется психическими характеристиками. Ведущими чертами психомоторных способностей, обеспечивающих формирование «двигательного интеллекта», являются экстравертность и экспромтность, во многом определяющие соревновательную результативность волейболистов. Н.В. Аврамова (2013 [3, 4]), изучая закономерности повышения спортивного мастерства волейболисток 15-17 лет, отмечает, что рациональное формирование игровых приемов в процессе технико-тактической подготовки юных спортсменок 13 связывается с активизацией интеллектуальной и двигательной деятельности волей- болисток. Программирование и коррекция параметров двигательных действий в процессе спортивной подготовки волейболисток определяется способностью к оперативному и логическому мышлению, своевременной объективной оценкой ситуации и эффективным решением внезапно возникающих тактических задач. Программирование двигательных действий в волейболе обеспечивает формирование навыков выполнения технического приема в минимально ограниченный времен- ной период; результативность игровой комбинации часто определяется скоростью принятия решения в ходе игры, что зависит от сложности технического приема, а также степени
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Абрамова Г. С. Практикум по возрастной психологии. – М.,1998.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. — М., МГУ, 2002.
3. Андреева Г.М. Психология социального познания. — М., Аспект-пресс. 2005.
4. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. – М., 1999
5. Алексеев А.В. Преодолей себя! Психическая подготовка в спорте. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006
6. Асеев В. Г. Возрастная психология. Учебное пособие. – Иркутск. 1989.
7. Бороздина Л.В. Диагностика мотивации достижения успехов и избегания неудачи. – М., 2002
8. Ванек М., Актуальные вопросы психологической подготовки спортсмена. – М.: Физкультура и спорт, 1982
9. Волков И.П. Спортивная психология в трудах отечественных специалистов. – СПб.: Питер, 2002
10. Волков И.П.Спортивная психология в трудах зарубежных специалистов. – М.: Советский спорт, 2005
11. Волков Л.В.Теория и методика детского и юношеского спорта. – Киев:Олимпийская литература.2002
12. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М. 1996
13. Головаха Е.И., Панина Н.В. Психология человеческого взаимопонимания. – Киев. 1989.
14. Гогунов Е.Н. Психология физического воспитания и спорта. – М.: Академия, 2004
15. Гуськов С.И.,Линец М.М.,Платонов В.Н.,Юшко Б.Н.Профессиональный спорт. – Киев.:Олимпийская литература. 2000
16. Журавлев А.Л. Социальная психология. – М. 2002
17. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – М. 2004
18. Иванков Ч. Т.Методические основы теории физической культуры и спорта –Инсан. 2005
19. Кармин А.С. Конфликтология. – СПб. 1999
20. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. – М. 1991.
21. Лазарева Г.Ю. Как приучить ребенка к спорту. – М.: АСТ, 2006
22. Левис Ш., Левис Ш.К. Ребенок и стресс. – СПб., 1997
23. Леонтьев А.А. Психология общения. – М. 1997
24. Малкин В.Р.Управление психологической подготовкой в спорте. –ФиС. 2008
25. Марищук В.Л. Методики психодиагностики в спорте. – М.: Просвещение, 1984
26. Матвеев Л.П.Общая теория спорта и ее прикладные аспекты. –Лань. 2005
27. Майерс Д. Социальная психология. – СПб. 1997
28. Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб., 1999.
29. Морозов А.С.Исследование межличностных отношений в командах и некоторые вопросы спортивной гигиены // Проблемы психологии спорта. Вып.1. - М., 1971.
30. Морозов А.С.,Фролова М.И.Изучение межличностного восприятия в спортивных командах в связи с некоторыми показателями их эффективности // Вопросы спортивной психогигиены. Вып.5. - М., 1977.
31. Немов Р.С. Общая психология. — Питер, 2006.
32. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М. Высш. образование; МГППУ. 2007
33. Попов А.Л. Психология спорта. – М., 1998.
34. Парсель М.Баскетбол. Научись играть и стань звездой. –МАК Медиа. 2001
35. Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. – СПб. 1999
36. Переверзин И.И.Искусство спортивного менеджмента –Советский спорт. 2004
37. Реана А.А. Психологическая энциклопедия: Психология человека от рождения до смерти. – М. Олма-Пресс. 2002
38. Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы. – М. 1998
39. Родионов А.В. Психофизическая тренировка. – М.: ТОО Дар, 1995
40. Серова Л. К.Психология личности спортсмена. –Советский спорт. 2007
41. Столбов В.В.Финогенова Л.А.Мельникова Н.Ю.История физической культуры и спорта. –ФиС. 2001
42. Столяров В.И.Социология физической культуры и спорта. –ФиС. 2005
43. Столяров В.И.Хрестоматия по социологии физической культуры и спорта. Часть I. –Издательство "Физическая культура". 2005
44. Столяров В.И.Хрестоматия по социологии физической культуры и спорта. Часть II. –Издательство "Физическая культура". 2005
45. Тарас А.Е. Психология спорта: Хрестоматия. – М. АСТ, 2007
46. Таймазов В.А.,Голуб Я.В.Психофизиологическое состояние спортсмена. – СПб.: изд-воОлимп. 2004
47. Уэйнберг Р.Гоулд Д.Основы психологии спорта и физической культуры. – Киев: Олимпийская литература, 2001
48. Узнадзе Д.Н. Теория установки. – М., 1997
49. Федотова Е.В.Основы управления многолетней подготовкой юных спортсменов в командных игровых видах спорта. – М.: СпортАкадемПресс, 2003
50. Ханин Ю.Л. Психология общения в спорте. - М. 2006
51. Хекалов Е.М.Неблагоприятные психические состояния спортсменов, их диагностика и регуляция. –Советский спорт. 2003
52. Юров И.А. Психологическое тестирование и психотерапия в спорте. – М.: Советский спорт, 2006