Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данной курсовой работе, связана с тем, что хорошее зрение является очень важным для получения качественного обучения у младших школьников, т.к. большая часть информации воспринимается человеком именно через зрительный анализатор.
Современные младшие школьники уже к началу обучения зачастую страдают различными нарушениями зрения, поскольку с ранних лет постоянно пользуются гаждетами и смотрят телевизор.
В ходе учебного процесса педагог должен постоянно отслеживать состояние зрения младших школьников, поскольку сам ребенок далеко не всегда может понять, что стал хуже видеть, а при этом у него начинаются проблемы в обучении, вызванные недостатком зрительной информации.
Степень изученности проблемы. Проблемой развития зрительного анализатора младших школьников занимался целый ряд авторов, однако нет единого подхода к профилактике нарушений зрений у учащихся начальной школы в ходе учебного процесса, который был на 100% удовлетворял потребности школьников всех регионов и социальных групп, поскольку зрение может испортиться не только в условиях школы, но и в случае недосмотра родителей, когда школьники находятся дома или в других местах вне школы.
Цель исследования – проанализировать особенности функционального состояния зрительного анализатора у младших школьников.
Объект исследования – младшие школьники.
Предмет исследования – особенности функционального состояния зрительного анализатора у младших школьников.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд теоретических и практических задач исследования:
1. Охарактеризовать анатомо-физиологические особенности и функциональное состояние зрительного анализатора младших школьников в современных условиях.
2. Определить основные виды нарушений зрения младших школьников и описать принципы профилактики заболеваний зрительного анализатора в учебном процессе.
3. Разработать диагностическую программу констатирующего эксперимента для выявления нарушений зрения младших школьников.
Методы исследования: анализ научной литературы, описательный, сравнительный, классификация, проектирование, моделирование, синтез.
Гипотеза исследования: особенности функционального состояния зрительного анализатора у младших школьников определяются уровнем их остроты зрения, поля зрения, величиной области аккомодации.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
1. АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ, ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗАТОРА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Зрительный анализатор – это сложная нейрорецепторная система. Он состоит из рецепторной части (сетчатки), проводящих путей (зрительные нервы, перекрест, зрительные тракты), зрительных центров (подкорковых и кортикальных). Периферическая часть зрительного анализатора – глазное яблоко с защитным (глазница, веки) и вспомогательным (слезные органы, мышцы глаза, конъюнктива) аппаратом глаза .
Глазное яблоко – тело шаровидной формы. У новорожденного размер глазного яблока составляет 16,2 мм, к году жизни ребенка – 19,2, в трехлетнем возрасте – 20,3 мм, в возрасте 11 лет – 22 мм, в возрасте 20-25 лет – 24 мм. В глазном яблоке различают три оболочки: внешнюю, среднюю и внутреннюю.
Наружная оболочка делится на две части: белую, или склеру (задняя часть внешней оболочки глаза), и роговицу – прозрачнау (передняя часть внешней оболочки глаза). Место соединения склеры с роговицей называется лимбом. Белая оболочка (склера) непрозрачна и представляет собой основную часть фиброзной оболочки, покрывающей глаз. Большинство из них имеет белую окраску .
Склера пронизана многочисленными небольшими отверстиями, через которые волокна зрительного нерва и кровеносные сосуды входят в глаз. Роговица – это передняя часть внешней оболочки. В норме роговица прозрачная, имеет блестящую зеркальную поверхность, полностью лишена кровеносных сосудов, но очень богата нервными окончаниями .
Средняя оболочка глаза образована сосудистым трактом, который подразделяется на радужную оболочку, цилиарное тело и собственно сосудистую оболочку глаза .
Радужная оболочка – это передний отдел сосудистого пути. В центре радужной оболочки имеется отверстие, за которым находится хрусталик, представляющий собой эластичное прозрачное двояковыпуклое тело. Обычно он сжимается и сплющивается из-за натяжения прикрепленных к нему эластичных волокон, которые вместе образуют кольцевую связку, цилиарный пояс. Это натяжение направлено по радиусам центробежно и растягивает линзу, которая сжимает и деформирует ее .
Если бы натяжение связок, удерживающих мешок, было ослаблено, хрусталик из-за своей эластичности вернулся бы к своей характерной более выпуклой форме. Ресничные мышцы снижают напряжение подвесных связок. Это достигается за счет того, что цилиарные мышцы, сокращаясь, тянут их центростремительно – к хрусталику, уменьшается растяжение мешка, и хрусталик становится более выпуклым. Радужная оболочка также регулирует доступ света и действует как апертура камеры, то есть пропускает больше или меньше лучей в глаз, сужая или расширяя зрачок .
Преломляющие среды глаза наиболее эффективны только при средней интенсивности света. При ярком свете зрачок уменьшается, при слабом – увеличивается. Оба они выполняются радужной оболочкой, которая снабжена гладкими мышечными волокнами двух видов: круговыми и радиальными. Поскольку радужная оболочка находится перед линзой, она действует как диафрагма, регулируя количество света (толщину пучка световых лучей), падающего на линзу .
На внутренней поверхности радужной оболочки находится непосредственно слой пигмента, принадлежащий сетчатке. Этот слой как экран пропускает световые лучи только через зрачок .
В ткани самой радужной оболочки обычно разбросаны крупинки пигмента, количество и расположение которых определяет все разнообразие цвета глаз человека. Полное отсутствие пигмента называется альбинизмом. У альбиносов также отсутствует пигмент в сетчатке. Поэтому их глаза кажутся полностью красными из-за полупрозрачных сосудов. Отсутствие пигмента затрудняет четкое зрение .
Внутренняя оболочка глаза – это сетчатка (сетчатка). Хотя толщина сетчатки не превышает 0,2 мм, гистологи делят ее на несколько слоев (в том числе пигментированный). Рассматривая эти слои от внутреннего к внешнему, можно заметить в них чередование клеток и волокон.
Самым важным является слой палочек и колбочек, который непосредственно примыкает к пигментному слою, они выступают в качестве фоторецепторов. У человека 130 миллионов палочек и 7 миллионов
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамова, С.М. Зрение и его характеристики [Текст] / С.М. Абрамова. – Сыктывкар: Слово, 2015. – 560 с.
2. Абрамова С.М., Кутейникова И.С., Миронова Г.А. Организация профилактики зрения учащихся начальной школы: обзор научных статей [Текст] / С.М. Абрамова, И.С. Кутейникова, Г.А. Миронова // Сборник статей Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина, 2015. – С. 12–23
3. Аристархова В.А., Сумская Е.К., Матвеев К.А. Исследование методов коррекции зрения: проблемы, тенденции, риски и перспективы развития [Текст] // Материалы научно-практической конференции «Педагогические и медицинские проблемы современного российского общества». – Челябинск: Челябинский государственный университет, 2014. – С. 65–80
4. Архипенко С.С., Поляковская И.М., Лавриненко С.Г. Современные и классические подходы к профилактике зрения у детей [Текст] / С.С. Архипенко, И.М. Поляковская, С.Г. Лавриненко // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы развития современного общества на экономическом, социальном и культурном уровнях». – Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2017. – С. 15–27
5. Баринова, И.Т., Ульянова, Е.Я., Вакуленко, О.А. Диагностика и профилактика зрительных нарушений в детском возрасте: обзор научной литературы [Текст] / И.Т. Баринова, Е.Я. Ульянова, О.А. Вакуленко // Сборник статей Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина. – Казань: Издательство Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина, 2020. – С. 103–114
6. Бурдинова С.С., Марелова Г.В., Чурсина О.А. Зрение и проблемы его исследования в современном мире [Текст] / С.С. Бурдинова, Г.В. Марелова, О.А. Чурсина // Медицинское обозрение. – 2016. – № 7. – С. 40–52
7. Гордеенко А.С., Кутейникова И.В. Проблемы исследования роли и значения правильного образа жизни в профилактике нарушений зрения младших школьников: психологический, социальный и педагогический анализ [Текст] / А.С. Гордеенко, И.В. Кутейникова // Материалы межвузовской научно-практической конференции «Специфика педагогической деятельности в XX и XXI веках». – Ярославль: Ярославский педагогический институт, 2017. – С. 89–99
8. Григорьева С.А., Малышева М.И. Специфические особенности развития зрительного анализатора младших школьников [Текст] / С.А. Григорьева, М.И. Малышева // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы современной медицины. – Нижний Новгород: Нижегородский государственный университет, 2016. – С. 97–116
9. Еропкин И.М., Скакунова М.А. Проблемы изучения методов развития зрения у детей в российской и зарубежной педагогической науке [Текст] / И.М. Еропкин, М.А. Скакунова // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы медицины и психологии в современном мире». – Новосибирск: Сибирский федеральный университет, 2013. – С. 124–135
10. Иваненко А.А., Богословский А.П., Крюков И.М. Формирование принципов исследования зрения у младших школьников и их роли в коррекционно-педагогической деятельности [Текст] / А.А. Иваненко, А.П. Богословский, И.М. Крюков // Материалы научно-практической конференции «Исторические и современные особенности медицинской, педагогической и психологической науки: проблемы и перспективы изучения». – Махачкала: Дагестанский федеральный университет, 2017. – С. 80–105
11. Игнатова С.С., Переделкин Г.В. Зрение как объект исследования: проблемы развития и коррекции [Текст] / С.С. Игнатова, Г.В. Переделкин // Вопросы медицины. – 2016. – № 12. – С. 50–62
12. Малышева П.А., Григорьева Н.А. Проблемы и тенденции развития принципов профилактики нарушения зрительных функций у младших школьников на современном этапе развития общества [Текст] / П.А. Малышева, Н.А. Григорьева // Материалы международной научно-практической конференции «Евразийский научный форум». – СПб.: Российская академия правосудия, 2013. – С. 59–72
13. Мануйлова С.В., Никольский Е.К., Граченко О.О. Проблемы исследования зрения в современном мире [Текст] / С.В. Мануйлова, Е.К. Никольский, О.О. Граченко // Социальные и медицинские исследования. Сборник статей. – Мурманск: Проспект Ленина, 2014. – С. 120–135
14. Мирошникова С.С., Полежаева И.И. Социальные и педагогические аспекты изучения зрительных нарушений в научной литературе [Текст] / С.С. Мирошникова, И.И. Полежаева // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы изучения психологической и социальной структуры общества: история и современность». – Краснодар: Кубанский государственный университет, 2017. – С. 56–70
15. Назарова Г.В., Чуркин И.М. Основные концепции развития зрения в начальной школе [Текст] / Г.В. Назарова, И.М. Чуркин // Материалы научно-практической конференции «Актуальные вопросы педагогики и психологии в России и за рубежом». – Красноярск: Красноярский государственный университет, 2016. – С. 77–90
16. Пилецкая С.В., Оноприенко А.В., Родионова Г.В. Зрительные нарушения у младших школьников [Текст] / С.В. Пилецкая, А.В. Оноприенко, Г.В. Родионова // Материалы научно-практической конференции «Формирование гармоничного педагогического поля в историческом пространстве». – Саратов: Саратовский государственный университет, 2016. – С. 100–123
17. Родионова Г.В., Ерошенко М.А., Анкудинова А.П. Профилактика зрения у младших школьников: педагогический аспект [Текст] / Г.В. Родионова, М.А. Ерошенко, А.П. Анкудинова // Материалы международной научно-практической конференции «Евразийский научный форум». – СПб.: Межрегиональный институт экономики и права при МПА ЕврАзЭС, 2015. – С. 114–129
18. Сапунова Д.Р. Принципы исследования зрения в современной психологии и педагогике [Текст] / Д.Р. Сапунова. – Ярославль: Слово, 2015. – 400 с.
19. Скопенко, И.М., Хвастунова, И.И., Пальцева, О.Л. Принципы исследования зрительных функций в норме и патологии [Текст] / И.М. Скопенко, И.И. Хвастунова, О.Л. Пальцева // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы современной медицины». – Благовещенск: Алтайский государственный университет, 2019. – С. 46–52
20. Суркова О.П. Профилактика зрения в начальной школе [Текст] / О.П. Суркова. – Сыктывкар: АСТ, 2017. – 200 с.
21. Тервинская Я.В. Зрение и его нарушения [Текст] / Я.В. Тервинская. – М.: Статут, 2018. – 358 с.
22. Уфимцева М.А. Методики профилактики зрения [Текст] / М.А. Уфимцева. – Тверь: Авангард, 2019. – 300 с.
23. Яковлева И.М. Офтальмология [Текст] / И.М. Яковлева. – Томск: Речь, 2020. – 368 с.
24. Ястребинский, Г.Б., Никонова, А.А., Федулина, И.Т. Диагностические измерения зрения: проблема классификации методов в современной офтальмологической практике [Текст] / Г.Б. Ястребинский, А.А. Никонова, И.Т. Федулина // Вестник Российского государственного медицинского университета. – 2019. – № 8. – С. 80–89