Фрагмент для ознакомления
2
Понятие системы управления предприятием строится на определении процесса установления, регулирования и развития поведения индивидов, входящих в персонал компании, образующих организацию как единое целое.
Управленческие отношения, как правило, возникают по поводу координации и субординации организационных связей. В управленческих отношениях важной особенностью социального взаимодействия между участниками процесса управления является их соподчиненность, субординация.
В качестве предмета теории управления могут выступать следующие основные направления :
• сущность управленческих отношений как системы взаимодействия сотрудников по поводу деятельности организации;
• механизмы управления различными социально-экономическими системами компании и их регулирование;
• механизмы самоорганизации процессов управления;
• технологии и методики процессов управления;
• структурные элементы системы управления;
• принципы, методы управления и т. д.
Процесс управления является одной их четырех подсистем управления предприятием (методо¬логия, процессы управления, структура и техника управле¬ния), которая представляет собой развитую систему коммуникаций, направленных на разработку и реализацию управ-ленческих решений, на их информационное обеспечение.
Таким образом, процесс управления включает в себе процессы по обнару¬жению и анализу существующих проблем и вариантов решений проблем организации, т. е. по определению проблемной ситуации и процессу воздействия на нее.
В зарубежной практике управления сложились четыре важнейшие школы, которые внесли существенный вклад в развитие современной теории и практики управления предприятием :
школа научного управления;
административная (классическая) школа;
школа психологии (ее составляющие – школа человеческих отношений и школа поведенческих наук);
школа количественная, или новая (ее еще называют школой науки управления).
Первая школа научного управления получила развитие в США в конце ХIХ – начале ХХ в. Ее основоположником был Ф. Тейлор, который считал менеджмент истинной наукой, основанной на фундаменте точных законов, правил, принципов. Ф. Тейлор сформулировал знание о том, что работа по управлению предприятием является определенной специальностью менеджера и что организация будут успешной, если ее работники будут сосредотачиваться своих собственных функциях.
Благодаря разработкам концепции научного управления, признанной самостоятельной областью научных исследований, было доказано, что методы, используемые в науке и технике, могут быть эффективно использованы и в практической деятельности предприятия для достижения поставленных целей.
Вторая школа управления представлена концепцией административного управления. Ее направленность в разработке общих проблем и принципов управления организацией в целом. В рамках этой школы в 20-е гг. было сформулировано понятие организационной структуры компании как системы взаимосвязей и определенной иерархии процесса управления. При этом организация рассматривалась как замкнутая система, улучшение функционирования которой обеспечивается за счет внутренней рационализации деятельности сотрудников без учета влияния факторов внешней среды.
Рис.1.Основные подходы к менеджменту
Благодаря этой школе было выявлено то, что организацией необходимо управлять систематизировано для более эффективного достижения ее целей. Эта концепция получила также название классической школы управления.
Школа человеческих отношений, в свою очередь, сделала упор на персонал компании. Со второй половины 1930-х гг. стали также формироваться поведенческие концепции системы управления, в которых главным являются интересы, потребности и ожидания работников и менеджеров компании, цели и ценности компании.
В теории менеджмента выделяют следующие подходы к управлению :
1. Процессный рассматривает систему управления как взаимосвязанные функции.
2. Системный подход рассматривает компанию как сумму связанных элементов.
3. Ситуационный предполагает, что различные методы управления применяются в конкретных ситуациях.
4. Комплексный учитывает экономическо-социальные аспекты менеджмента.
5. Количественный подход использует совокупность количественных оценок.
6. Функциональный подход рассматривает потребности как функций, которые нужно выполнять для их удовлетворения.
7. Административный подход регламентирует элементы системы менеджмента в актах.
8. Маркетинговый подход предусматривает ориентацию компании на потребителей.
9. Динамический подход учитывает объекты управления в развитии.
10. Воспроизводственный подход связан с постоянным возобновлением производства продукции.
11. Нормативный подход устанавливает различные нормативы в компании.
Эти подходы к менеджменту являются универсальными, поскольку позволяют рассматривать организацию с различных ракурсах.
Построение эффективной системы управление предприятием является важной, но одновременной сложной задачей для формирования и всестороннего развития менеджмента организации.
Для того чтобы организовать данную систему, необходимо понимать сущность термина системы управления организацией, ее основные компоненты, выявить те функции, которые эта системы выполняет на предприятии. Поскольку система управления не является материальным объектом таким, как основные фонды, денежные средства или финансовые вложения организации, то ее можно обнаружить только при анализе результатов деятельности предприятия, эффективности его функционирования на рынке.
Таким образом, в широком смысле система управления организацией представляет собой самостоятельную систему, которая имеет определенное назначение и соответственно целевую функцию, определяющую характер взаимодействия всех ее элементов.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бариленко В. И. и др. Основы бизнес — анализа: учебное пособие. / под ред. В. И. Бариленко. — М.: КНОРУС, 2018. — 272 с.
2. Веснин, В. Р. Управление персоналом. Теория и практика: учебник / В. Р. Веснин. – М.: Проспект, 2018. – 688 с.
3. Елиферов В.Г. Бизнес – процессы: регламентация и управление. – М.: Дашков и К, 2019. – 386 с.
4. Зудина Л.А. Организация управленческого труда. Учебное пособие, 2017. – 546 с.
5. Кибанов, А. Я. Основы управления персоналом: Учебник / А. Я. Кибанов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 447 с.
6. Магданов П.В. Система управления организацией: понятие и определение// ВЕСТНИК ОГУ. – 2017. - №8(144). – с.56 – 67.
7. Нечаев Е.И. Организация производства и предпринимательской деятельности. – Краснодар: КубГАУ, 2018. – 266 с.
8. Поршнев А.Г., Румянцева З.П. Управление организацией/ А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 375 с.
9. Радченко Л.А. Организация производства на предприятиях. - Ростов н/Д: Феникс, 2016. - 352 с.
10. Репин В.В. , Елиферов В.Г. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов. – М.: Юнити-Дана, 2015. – 419 с.
11. Рофе И.А. Экономика труда. – М.: Кнорус, 2017. – 224 с.
учебник, 2 издание, переработанное и дополненное. – 2016. – 504 с.
12. Фищенко К. С. Оценка эффективности работы персонала// Актуальные вопросы экономики и управления: материалы междунар. науч. конф. (г.
13. Шипунов В.Г., Кишкель Е.Н. Основы управленческой деятельности,
14. http://www.refa.de/home - институт менеджмента, инноваций и бизнес – анализа
15. http://www.jobgrade.ru/ - все об организации труда в компании
16. http://www.inventech.ru – библиотека по менеджменту
17. http://consulting.1c.ru – управление предприятием
18. http://investobserver.info –институт управления бизнесом
19. Экономический портал. Доступ через http://institutiones.com/
20. Международный Институт Бизнес – Анализа. Доступ через http://www.iiba.org/
21. Управление предприятием Доступ через http://consulting.1c.ru
22. Административно – управленческий портал. Доступ через http://www.aup.ru/
23. Сообщество HR менеджеров. Доступ через http://hr-portal.ru/