Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. История бюджетного хозяйства нашей страны является значимой частью истории ее финансов. Важным в их изучении является не только описание развития бюджетной политики за счет анализа законодательных мер, конкретных путей их реализации, но и выявление количественно, математически подтверждаемых закономерностей, без которых невозможно объективно и всесторонне представить себе развитие финансов России изучаемого периода.
Практика изучения финансового хозяйства страны и соответствующих финансовых учреждений восходит к дореволюционному времени и включает ставшие уже классическими работу Н. К. Бржеского и юбилейное издание министерства финансов. Современная историография собственно бюджета и финансов Российской империи XIX – начала XX в. насчитывает множество статей, монографий и диссертаций. В основном они представляют собой анализ конкретных законодательных мер и их реализации, например, общего государственного бюджета в годы Первой мировой войны, гербового сбора, таможенных пошлин и займовых средств в бюджете страны и др. Отдельное направление работ связано с изучением финансовой политики государства в первой или второй половине XIX века. Этому посвящены, в частности, исследования Л. П. Марней, М. В. Мельникова, С. В. Татаринова.
Целью курсовой работы является изучение особенностей бюджета Российской империи за 1900-1913 гг.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
- рассмотреть государственный бюджет как основу функционирования государства;
- раскрыть особенности бюджета Российской империи за 1900-1913 гг.
Объектом исследования особенностей бюджета Российской империи за 1900-1913 гг.
Предметом исследования является практические аспекты состояния государственного бюджета Российской империи.
Теоретическую основу исследования составили труды авторов, посвященные рассматриваемой проблематике. Проблемы государственного бюджета рассматривались и исследовались в работах таких известных ученых как Н.П. Ерошкин, Л.Ф. Писарькова, Т.П. Коржихина, В.Я. Гельман, В.В. Еремин, М.В. Федоров, Л.Е. Лаптева, А.Ю. Шутов и др.
В качестве основных методов исследования в процессе написания данной работы использовались структурирование и анализ аналитических и информационных данных.
Курсовая работа включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы.
1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ – ОСНОВА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВА
1.1. История становления бюджетной системы Российской империи
Бюджетная система Российской империи представляла собой довольно сложный механизм, отражающий особенности политического и социально-экономического развития страны.
Основу финансового хозяйства Российской империи составлял государственный бюджет («государственная роспись доходов и расходов»).
Первый в России бюджет - смета государственных доходов и расходов - был составлен в 1645 г. В городах составлялись городовые сметы доходов и расходов. Эта система действовала до петровских реформ. Вплоть до начала XX в. проект бюджета утверждался императором по докладу министра финансов, с 1906 г. утверждение бюджетной росписи входило в компетенцию Государственной Думы [8, с. 62].
В 1679 г. вместо стрелецкой подати и других сборов вводится подворный налог. Общая сумма налога назначалась правительством, а крестьянские общины и посады раскладывали ее между собой по дворам. После проведения переписи населения в 1722 г. подворный налог заменяется подушной податью, которая взималась с лип мужского пола (кроме дворянства, духовенства и чиновничества). Подушная подать была одним из главных источников доходов государственного бюджета. В 1796 г. на ее долю приходилось около 34% всех доходов. Реформы 60-х годов XIX в. внесли некоторые изменения в налоговую систему. В 1863 г. подушная подать с мещан заменяется налогом с недвижимого имущества. В 1865 г. вводится промысловый налог.
Менялся аппарат управления государственным и местными бюджетами. С созданием в 1802 г. функциональных министерств (Министерство внутренних дел, Министерство финансов и др.) на местах организуются подведомственные им государственные учреждения, то есть вертикальная система учреждений государственного управления.
Казенные палаты раскладывали на население налоги, вели учет поступления налогов и расходов. Казначейства принимали и хранили средства, поступающие в казну в виде налогов, выдавали денежные средства на финансирование мероприятий, осуществляемых на местах. С 1817 г. они ведали казенными магазинами, торговавшими алкогольной продукцией, контролировали винокуренные заводы. В свою очередь за деятельностью казенных палат и казначейств наблюдали губернаторы.
Методологические принципы построения бюджета России были разработаны М. Сперанским в начале XIX в. Им впервые в российской финансовой практике были предложены новые положения, обеспечивающие укрепление его устойчивости и сбалансированности [7, с. 156]:
- расходы допустимы только в том случае, если обеспечены соответствующими доходами (ранее расходы по запросам военного и некоторых других ведомств сначала осуществлялись, а потом правительство уже искало, где бы найти деньги);
- все государственные расходы объединялись в три группы: необходимые, от которых нельзя было отказаться; полезные (их можно временно отложить до лучших времен); излишние, которые необходимо вычеркнуть;
- сам бюджет делился на две части: первая – обыкновенный бюджет, это необходимые и некоторые полезные расходы, обеспеченные надежными доходами; вторая часть – чрезвычайный бюджет, это оставшиеся полезные расходы, которые финансировались за счет нетрадиционных доходов, чаще всего путем выпуска внутренних или внешних займов.
Заложенные М. Сперанским методологические принципы позволили впоследствии Министерству финансов поэтапно подойти к сбалансированию государственного бюджета, а от него к введению золотого монометаллизма.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бабич А.М. Государственные и муниципальные финансы: моногр. / А.М. Бабич, Л.Н. Павлова. - М.: Юнити-Дана, 2019. - 687 c.
2. Балтина А. М. Доходы бюджета / А.М. Балтина. - М.: Бибком, 2020. - 660 c.
3. Безобразов В.П. Государственные доходы / В.П. Безобразов. - М.: Книга по Требованию, 2019. - 276 c.
4. Воронцов В. Государственный бюджет и государственные долги России / В. Воронцов. - М.: Медиа, 2018. - 639 c.
5. Государственные доходы. - М.: Книга по Требованию, 2019. - 214 c.
6. Государственный Совет Российской Империи. 1906-1917. Энциклопедия. - М.: Российская политическая энциклопедия, 2018. - 344 c.
7. Ермасова Н.Б. Государственные и муниципальные финансы: теория и практика в России и в зарубежных странах / Н.Б. Ермасова. - М.: Высшее образование, 2017. - 516 c.
8. История России. Учебник / Под ред. Г.Б. Поляка. - М.: Юнити, 2018. - 128 c.
9. Либерман Я. Г. Государственный бюджет и социалистическое воспроизводство / Я.Г. Либерман. - М.: Финансы, 2020. - 260 c.
10. Новоселов В.И. Делопроизводство в государственном аппарате / В.И. Новоселов, А.Н. Сокова. - С.: Саратовского университета, 2019. - 248 c.
11. Отсутствует Высочайший манифест о устройстве государственных доходов на 1810-й год / Отсутствует. - Москва: ИЛ, 2019. - 470 c.
12. Печерин Я.И. Исторический обзор росписей Государственных доходов и расходов с 1803 по 1843 год включительно / Я.И. Печерин. - М.: Книга по Требованию, 2019. - 537 c.
13. Семеновкер Б.А. Государственная библиография России XVIII - XX вв. Вып. I / Б.А. Семеновкер. - М.: Пашков дом, 2018. - 226 c.
14. Семеновкер Б.А. Государственная библиография России XVIII - XX вв. Вып. II / Б.А. Семеновкер. - М.: Пашков дом, 2019. - 150 c.
15. Смирнов А. Ф. Государственная Дума Российской Империи 1906-1917 / А.Ф. Смирнов. - М.: Книга и бизнес, 2018. - 655 c.
16. Шилов Д. Н. Государственные деятели Российской империи 1802-1917 / Д.Н. Шилов. - М.: Дмитрий Буланин, 2019. - 832 c.