Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность обращения к теме настоящего исследования обусловлена современными требованиями, предъявляемыми к личности, живущей в XXI веке, в связи с чем возрастает потребность в самостоятельных людях, способных быстро адаптироваться к изменяющимся ситуациям, творчески подходить к решению проблем. Формирование перечисленных компетенций следует начинать с младшего школьного возраста, вовлекая детей в исследовательскую деятельность. Она обеспечивает условия для продуктивного развития их ценностного, интеллектуального и творческого потенциала, является средством формирования интереса к изучаемому материалу. Проблемы исследовательской деятельности раскрыты в трудах отечественных (В.П. Вахтеров, Н.И. Новиков, К.Д. Ушинский и др.) и зарубежных (А. Дистервег, Дж. Дьюи, Ж.-Ж. Руссо и др.) педагогов.
Объект исследования – процесс обучения младших школьников.
Предмет исследования – использование форм организации исследовательской деятельности в процесс обучения младших школьников.
Цель исследования – теоретически обосновать и практически продемонстрировать использование форм организации исследовательской деятельности в процессе обучения младших школьников.
Задачи исследования:
1) раскрыть психолого-педагогическую характеристику младших школьников;
2) осуществить обзор педагогического опыта по использованию различных форм организации исследовательской деятельности младших школьников;
3) обосновать выбор форм организации исследовательской деятельности младших школьников.
Методы исследования: теоретические (анализ литературы по теме) и эмпирические (беседа, качественная и количественная оценка результатов).
Структура. Настоящее исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Психолого-педагогическая характеристика младших школьников
Младший школьный возраст – период жизни, очерченный границами, нижняя из которых приходится на 6 – 7, а верхняя на 10 – 11 лет, что соответствует времени обучения в начальных классах. Данный этап является наиболее ответственным, потому что за четыре года ребенок приобретает важные социальные качества, позволяющие ему осуществлять продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Кроме того, именно в младшем школьном возрасте у ребенка формируются основные компетенции, на основе которых осуществляется учение. Родители и школьные учителя стараются максимально обеспечить разносторонне развитие учащихся 1-х – 4-х классов, что объясняется «высокой сенситивностью этого возрастного периода» [7, с. 14]. Говоря иначе, подготовленностью всех психических процессов. С физиологической точки зрения, младший школьный возраст – это период интенсивного роста, когда дети быстро тянутся вверх, наблюдается дисгармония в физическом развитии, оно опережает нервно-психическое.
На этой стадии развития происходит структурное изменение головного мозга. В результате перестройки в системе межполушарных отношений наблюдается доминирование функций левого, что создает условия для формирования и функционирования вербально-логического способа переработки информации, произвольной регуляции высшей психической деятельности, осознанностей психических функций и состояний. Таким образом, мышление развивается от эмоционально-образного к абстрактно-логическому. Внимание младших школьников непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограничено по объему. Однако при проведении систематической работы, направленной на регуляцию психических процессов, оно становится более подконтрольным. Об этом говорится в публикации М.К. Апетян, представившей в рамках своей статьи возрастную характеристику детей 7 – 11 лет. Автор статьи пишет о том, что одним из новообразований возраста является произвольной внимание: это «фактор который имеет значение не только для хорошей учебы, но и для будущей жизни. Между успеваемостью и уровнем развития произвольного внимания ребенка наблюдается достаточно тесная связь. Однако развитое произвольное внимание не может гарантировать школьнику, что он преуспеет в учебе, которая становится его ведущей деятельностью, так как среди слабоуспевающих учеников встречаются и достаточно внимательные ребята» [1, с. 243].
Восприятие учащихся начальных классов определяется особенностями самого предмета, поэтому дети осознают то, что наиболее выпукло (ярко) выделяется на фоне других предметов, хотя и несущественно. Восприятие учащихся 1-х – 2-х классов характеризуется тем, что школьники часто путают похожие и близкие, но не тождественные предметы и их свойства. Возможности памяти детей 7-ми – 11 лет очень велики. Вместе с тем учащиеся не умеют распорядиться ею. Впрочем, дети могут безошибочно запомнить конкретный материал, апеллирующий к эмоциям. Как и на этапе дошкольного детства, воображение младших школьников образное. Благодаря этому ребенок может осуществлять те виды деятельности, которые основаны на включение элементов творчества.
Совершенствуется и речевое развитие: быстро пополняется словарный запас. Это происходит за счет освоения информации из разных научных областей, на что указано в публикации Д.С. Елисеевой: «все виды деятельности, в том числе и учебная, в этом возрасте способствуют развитию познавательной сферы. Внимание, память, воображение, восприятие приобретают характер большей произвольности. Ребенок осваивает способы самостоятельного управления ими. Более того, в умственном плане осваиваются классификации, сравнения, аналитико-синтетический тип деятельности, действия моделирования, становящиеся предпосылками формирования в будущем учебно-познавательной компетентности» [5, с. 20].
Для младшего школьника обучение наполняется не только особой социальной значимостью, но и опосредованностью отношений со взрослыми: он перенимает образцы поведения, демонстрируемые учителями, родителями, окружающими, следует правилам, общим для всех, совершенствует навык взаимодействия с людьми разных возрастов. Отношение учащихся начальных классов к самим себе положительное, потому что ребенок, занимающийся учебой, выполняет социально одобряемый вид деятельности, что поощряется и в школе, и в семье. Дети, обучающиеся в начальном звене школы, отличаются известной податливостью, внушаемостью, доверчивостью, склонностью к подражанию.
Чем младше ребенок, пришедший в образовательную организацию (например, когда на момент поступления ему не исполнилось и 7-ми лет), тем большую старательность он проявляет в получении положительных оценок, на что его настраивали еще в детском саду. Ориентирующиеся на эту установку, многие школьники сознательно пытаются добиться хороших оценок, что дает им возможность заслужить авторитет у товарищей. Но по мере взросления начинают осознавать, что помимо старательности, должны обладать и другими социальными качествами. Это происходит приблизительно во втором – третьем классе. Так, в публикации М.Е. Сачковой [17], охарактеризовавшей особенности развития коммуникативной сферы учащихся, говорится о том, что если педагог делает особый акцент на личностных качествах, то для младших школьников особую ценность будут иметь такие черты, как дружелюбие, готовность помочь, отзывчивость.
И напротив, непричастность к общей к группе сверстников, непостоянство в дружбе, плохая учеба и дисциплина, плаксивость вызывают неприятие. Сходные выводы делает и другой автор статьи, И.Н. Минькова, также посвятившая свою публикацию особенностям межличностных отношений младших школьников. По ее наблюдениям, для детей важно завоевать уважение ровесников. И если в 1-х – 2-х классах высокий авторитет в глазах сверстников могли завоевать отличающиеся стабильно высокими показателями в учебе, то к окончанию начальной школы становится важным другое: «постепенно дети начинают видеть и ценить в себе и других качества, непосредственно не связанные с учебой» [10, с. 67]. Продолжая характеристику ценностных ориентаций детей младшего школьного возраста, интересно обратиться к материалам исследования В.Д. Сайко. Она описала, как меняются важнейшие элементы внутренней структуры личности младшего школьника, закрепленные его жизненным опытом. По мнению исследователя, дети 7 – 9 лет не могут назвать привлекательные черты личности ровесников, с которыми им нравится общаться, поэтому отвечают односложно: «просто мы играем вместе», «мы дружим, потому что она хорошая, интересная, веселая» [16].
Известный российский психолог В.С. Мухина посвятила немало научных публикаций вопросам развития учащихся начальных классов. В одной из монографий она пишет, что по мере взросления ребенка младшего школьного возраста он все больше ценит внимание к нему, как к личности, обладающей индивидуальными чертами. Ко времени перехода в среднее звено школы происходит неясное осознание своей уникальности, непохожести, несравнимости. Именно это отличие, поясняет В.С. Мухина, младший подросток стремится закрепить в имени: «Ценностные ориентации на имя становятся нормой жизни» [11, с. 214].
Итак, младший школьный возраст ограничивается рамками обучения ребенка в начальных классах. Нижняя граница спускается до 6-ти лет, верхняя поднимается до 11-ти. По сравнению с предыдущим жизненным этапом, дошкольным возрастом, физическое развитие идет не так бурно. Зато психическое осуществляется достаточно активно. Более совершенными становятся мышление, восприятие, внимание, память, речь, более богатым – воображение, возрастает уровень произвольной регуляции. Достаточная сформированность психических процессов позволяет организовывать систематическое обучение, а также осуществлять развитие в разных областях научного знания. На этапе завершения младшего школьного возраста ученик начинает осознать себя как личность, отличную от окружающих, поэтому начинает подчеркивать собственную значимость.