Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Дошкольный возраст - важное время в жизни ребенка. В это время быстро формируются физические и психические аспекты личности до-школьника. Воображение играет важную роль в формировании психиче-ской стороны личности. Проблема изучения этой психической функции в нашей стране была поднята такими учеными, как Л.С. Выготский, О.М. Дьяченко, Е.О. Смирнова, Е.В. Ильенков и другие. Этой проблемой зани-мались многие зарубежные исследователи, в том числе Т. Рибо, З. Фрейд, Дж. Гилфорд, Э.П. Торранс и другие. Воображение проявляется практи-чески во всех видах деятельности дошкольников: наглядном, игровом, словесном творчестве, строительстве. Самое первое проявление фантазии наблюдается в игре. В игре ребенок проецирует реальные события в вооб-ражаемую ситуацию на основе полученного опыта.
У дошкольников есть свои индивидуальные навыки, то есть у каждо-го ребенка есть свои особенности. Но есть ли у детей с агрессивным пове-дением свои особенности воображения? Мы постараемся выяснить это в нашем исследовании. Существуют разные формулировки понятий агрес-сия и агрессивное поведение, а также множество теорий для понимания этой проблемы. Американские ученые Дж. Паренс, Р. Барон и Д. Ричард-сон занимались проблемой агрессии и агрессивного поведения за рубе-жом. Основатель психоанализа З. Фрейд также имел особое мнение об этом типе поведения, считая, что в основе агрессивного поведения лежит одна из двух движущих человеком энергий - желание жизни и желание смерти, разрушения последним он отождествляет агрессию.
Проблема нашего исследования состоит в том, чтобы идентифициро-вать образные характеристики дошкольников старшего возраста с агрес-сивным поведением. Актуальность данной проблемы заключается в том, что в современной психологии, как отечественной, так и зарубежной, про-блема влияния агрессивного поведения дошкольников на их воображение не изучена.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и уточ-нить особенности воображения детей старшего дошкольного возраста с агрессивным поведением.
Объект исследования: воображение детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности воображения детей с агрессив-ным поведением.
Гипотеза исследования: мы предположили, что старшие дошколь-ники с агрессивным поведением имеют характерные им особенности вооб-ражения, которые выражаются в:
• изобразительной деятельности детей (негативные образы, осо-бая цветовая гамма рисунков, острые части тела и т.п.)
• словотворчестве (победа злых персонажей, особой тематикой рассказов)
Задачи исследования:
1. Теоретически обосновать проблему воображения стар-ших дошкольников;
2. Теоретически обосновать проблему агрессивного поведе-ния старших дошкольников;
3. Провести диагностику воображения старших дошколь-ников, а также их агрессивного поведения;
Методы исследования:
Теоретические - анализ психолого-педагогической литературы;
Эмпирические - наблюдение, анализ продуктов деятельности, проек-тивный метод;
Математические - количественный и качественный анализ результа-тов исследования.
Опытно-экспериментальная база исследования. Опытная работа осуществлялась на базе детских садов:
УКАЗАТЬ КАКИЕ
Глава 1. Теоретические основы особенности воображения детей стар-шего дошкольного возраста с агрессивным поведением
1.1 Психолого-педагогическая характеристика старшего до-школьного возраста
Периодизация психического развития Д.Б. Эльконина включает в се-бя период развития человека с 3 до 7 лет, который сам учёный определил, как дошкольный возраст. Он исследовал данный возраст с точки зрения социальной ситуации развития, ведущей деятельности возраста и цен-трального возрастного новообразования. Старший дошкольный возраст - это микропериод в периодизации Д.Б.Эльконина, возрастные границы ко-торого с 5 до 7 лет.
В старшем дошкольном возрасте происходит перестройка всех си-стем организма ребёнка: нервной, сердечно-сосудистой, эндокринной, опорно¬двигательной. Изменяются пропорции тела, ребёнок прибавляет в росте и набирает вес. Происходят существенные изменения высшей нерв-ной деятельности.
Физическое развитие старшего дошкольника связано с умственным. Он становится ловким, выносливым, более быстрым и смелым. Умствен-ное, эстетическое, нравственное, социальное, развитие набирает высокий темп.
Старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребёнка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения.
В этом возрасте закладываются основы будущей личности:
1) Формируется устойчивая структура мотивов;
2) Возникают новые социальные потребности (потребность в уваже-нии и одобрении взрослых, готовность «заниматься взрослыми де-лами, быть взрослым»;
3) Потребность в признании сверстников: старшие дошкольники ак-тивно заинтересованы в коллективной деятельности, при этом желая быть первыми, лучшими в игре и других занятиях.
4) есть необходимость действовать в соответствии с установленными этическими принципами и нормами и др.);
5) Возникает новый (опосредованный) тип мотивации - основа про-извольного поведения;
6) Ребенок познает определенную систему социальных ценностей, моральных норм и правил поведения в обществе. В некоторых ситу-ациях он может пресекать свои прямые желания и действовать не так, как ему хочется в данный момент, а как ему «нужно» (я хочу по-смотреть сказки, а мама просит поиграть с братом или сходить в ма-газин; Я не хочу убирать игрушки, но это долг дежурного, так что вы должны это делать и т. Д.).
Старшие дошкольники перестают быть наивными и непосредствен-ными, как раньше, становятся менее понятными для окружающих. Причи-ной таких изменений является дифференциация (разделение) в сознании ребёнка его внутренней и внешней жизни [31].
Дети теперь больше знают о здоровом образе жизни, для чего нужно мыть руки и чистить зубы. Проявляется интерес к спорту, зарядке. Они теперь знают о своём теле очень многое, их задача на данном этапе, научиться самостоятельно за ним ухаживать.
Старший дошкольник в основном, верно, осознает, что нравится и что не нравится в его поведении взрослым, вполне адекватно оценивает качество своих поступков и отдельные черты своей личности.
Старшие дошкольники в этом возрасте уже способны искренне про-являть заботу. Это касается, как и близких их людей (родители, братья и сёстры), так и животных. Дети стараются меньше огорчать своих родных.
Б.Р.Мандель в своем учебном пособии по педагогике говорит нам о том, что только в старшем дошкольном возрасте в психике ребёнка появ-ляются новые новообразования [4]. Это произвольность психических про-цессов - внимания, воображения, памяти, восприятия и др. - и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением, а также изменения в представлениях о себе, в самосознании и в самооценках. Появление произ-вольности - решающее изменение в деятельности ребенка, когда целью по-следней становится не изменение внешних, окружающих его предметов, а овладение собственным поведением [10].
В старшем дошкольном возрасте речь ребенка продолжает улуч-шаться. Правильно произносит все звуки родного языка, четко и ясно вос-производит слова, обладает словарным запасом, необходимым для сво-бодного общения, правильно использует многие формы и грамматические категории, его высказывания становятся более значимыми, выразительны-ми и точными.
Коммуникация развивается как деятельность. В старшем дошколь-ном возрасте появляется внеситуационно-личностная форма общения, ко-торая отличается потребностью во взаимопонимании и сопереживании, мотивами личного общения. Общение со сверстником приобретает неситу-ативные черты, общение становится неситуационным и фактическим, фор-мируются устойчивые предпочтения при голосовании.
Одним из важных достижений старшего дошкольного возраста явля-ется осознание своего социального Я, формирование социальной позиции и стремление к новой социальной роли, соответствующей их потребно-стям. Если эта потребность не удовлетворяется в рамках их образа жизни, это вызывает неосознанные протесты и сопротивление. Ребенок начинает воспринимать и обобщать свои переживания, формируется устойчивая са-мооценка и соответствующее отношение к успехам и неудачам в деятель-ности (для одних характерно стремление к успеху и большим достижени-ям, для других важнее избегать неудач и неприятные переживания).
Конструирование, рисование, лепка - самые типичные занятия до-школьника. Однако в этом возрасте формируются элементы трудовой дея-тельности, основной психологический смысл которых заключается в сле-дующем: ребенок должен понимать, что он выполняет необходимую рабо-ту, полезную для других, чтобы работать. Приобретенные в пятилетнем возрасте навыки самообслуживания, опыт работы на природе и ремесел позволяют детям более активно участвовать в делах взрослых. Старшие дошкольники могут перейти от индивидуальных дел к постоянным: уби-рать игровую площадку, поливать цветы, чистить одежду и обувь. Наряду с выполнением таких заданий ребенок получает первое познание радости от собственного труда - работы, которая делается для общего блага [3].
Еще одна деятельность, элементы которой усваиваются в дошколь-ном детстве, - образовательная деятельность. Его главная особенность в том, что при этом ребенок меняет себя, приобретая новые знания и навы-ки. В образовательной деятельности главное - получить новые знания [5].
Шестилетний возраст характеризуется расцветом фантазии. Особенно ярко фантазия ребенка проявляется в игре, где он действует с азартом. В то же время детям этого возраста непросто представить что-либо намерен-но, используя волю.
Ведущее занятие - ролевая игра. Именно в нем ребенок берет на себя роль взрослого, выполняя его социальные, социальные функции.
Дошкольник уже может сначала выбрать все элементы, которые ему нужны для игры в доктора, а уже потом начинать игру, не улавливая при этом то или иное. Наряду с ролевой игрой - основным занятием в до-школьном детстве - к концу дошкольного возраста у детей появляются иг-ры по правилам: прятки, метки, круглые скобки и другие. Способность подчиняться правилу формируется в процессе RPG, где каждая роль со-держит скрытые правила.
Особенно интенсивно развивается вербальная память. Дети запоми-нают словесный материал почти так же, как визуальный. Работа со словес-ным материалом играет важную роль в обучении в школе, поэтому в бо-лее позднем дошкольном возрасте следует уделять внимание развитию вербальной памяти [39].
Старшие дошкольники уже умеют сравнивать реальность и слова взрослых. В результате этого мысленного анализа снижается способность предлагать.
В дошкольном возрасте существенные изменения происходят во всех сферах психического развития ребенка. Как ни в каком другом возрасте, у ребенка преобладает широкий спектр занятий - игровая, рабочая, продук-тивная, повседневная, общение, формируется как техническая сторона, так и мотивационная. Главный результат развития всех видов деятельности - овладение моделированием как центральным умственным навыком и фор-мирование произвольного поведения [21].
У ребенка формируется осмысленная ориентация в собственном опыте, когда он начинает осознавать свои переживания и понимать, что это означает «я счастлив», «я расстроен», «я злюсь», «мне стыдно» и т. Д. Более того, старший дошкольник не только осознает имеет место эмоцио-нальное состояние в конкретной ситуации, обобщение переживаний или аффективное обобщение. Это означает, что если он терпит неудачу не-сколько раз подряд в какой-либо ситуации (например, неправильно отве-тил на уроке, не был принят в игру и т. Д.), Он отрицательно оценивает свои способности в этом виде деятельности («Я не могу это сделать», Я умею "," Никто не хочет со мной играть ")
В.В. Долгова и Н.В. Крыжановская в своей книге «Развитие вообра-жения у дошкольников» пишут, что проблемой готовности ребенка к школьному обучению занимались такие ученые как: Б. Жамсрандоржийн и Т. Кузнецова, А. Запорожец, Л. Выготский, Г. Кравцова, Е.О.Смирнова, Д. Б. Эльконин и другие [23].
Оценивая уровень школьной готовности, нельзя судить только по умению ребенка считать, писать и читать, так как в дошкольном возрасте этим навыкам обучают в игровой форме, а, следовательно, у этих знаний другая структура. Можно уметь все это делать, но не быть готовым к школьному обучению.
1.2 Анализ понятия «воображение» в психолого-педагогической литературе
Познавательное развитие ребёнка представляет собой важную сто-рону становления его психики. Как утверждал Л.С. Выготский, развитие ребёнка предстаёт как изменение сознания. Это проявляется в том, что в каждом возрасте на передний план выходят различные психические функ-ции.
Исходя из этого, развитие ребёнка можно рассматривать как после-довательное становление процессов: восприятие - память - мышление - во-ображение. Где условием развития выступает процесс внимания [14].
Воображение начинает развиваться наиболее интенсивно в старшем дошкольном возрасте.
А.Г. Маклаков говорит нам о том, что воображение - это процесс со-здания нового [38].
А.Г. Маклаков в своих трудах о воображении поясняет, что образы воображения создаются при переработке отдельных сторон имеющихся у человека образов в реальности. Например, когда мы читаем книги, все описанные там герои, похожи на уже известные нам персонажи, то есть, взяты писателем из реальной жизни.
Воображение оказывает большое влияние на психику человека. Вспоминая определённые события нашей жизни, мы не всегда можем в де-талях воссоздать то, что происходило. Тем не менее, все события мы вос-создаём не по отдельности, а взаимосвязанными фрагментами, которые не прерываются. Следовательно, наша психика по-своему обрабатывает ма-териал, дорабатывая его необходимыми деталями, вследствие этого, начи-нает проявляться деятельность нашего воображения [37].
О.М. Дьяченко изучая воображение утверждала, что воображение есть способность выразить один предмет за счёт другого [14].
В.И. Долгова и Н.В. Крыжановская в своей книге приводят следую-щие высказывания известных учёных о понятии «воображение»:
1) Исследуя работы А.Жатсель, под воображением мы понимаем, что это способность человека создавать определённые представления [23].
2) В.А. Крутецкий в трудах о воображении утверждал, что вооб-ражением можно считать лишь создание таких предметов, которые раньше не принимались [23].
3) Э.В. Ильенков говорил о сущности воображения, он опреде-лял, что человек должен стремиться создать целостный образ [23].
4) С.Л. Рубинштейн пишет о воображении, что оно имеется толь-ко у человека, и лишь только он способен творить новое [23].
Воображение очень сильно связано с эмоциональным состоянием че-ловека. Когда мы представляем то, что очень сильно хотим, то испытыва-ем положительные эмоции. Представляя то, что с нами когда-то происхо-дило, человек может провести анализ того, что с ним происходило, сде-лать выводы. Это иногда помогает пережить многие трудности и по-новому взглянуть на ситуацию. Исходя из этого, мы видим, что воображе-ние способно влиять на наше поведение и настроение.
Воображение связано и с реализацией наших волевых действий. Что бы создать что-либо, необходимо четко представлять себе, что мы созда-ём. Чем больше человек осваивает творческие профессии, тем ценнее ста-новится воображение.
Воображение имеет несколько степеней таких психических процессов как произвольность и преднамеренность. Непроизвольной работой вооб-ражения являются сновидения. В них образы, рождаемые воображением, появляются неосознанно и их сочетания будут иметь различные причуд-ливые формы. Непроизвольной в своей основе также является деятель-ность воображения, развертывающаяся в полусонном, дремотном состоя-нии, например, перед засыпанием.
Когда человеку необходимо что-либо создать, он пользуется произ-вольным воображением, которое имеет для человека гораздо большее значение. Отсюда следует, что человеку подконтрольно создание необхо-димых ему образов, а также контроль над ними.
В основе такой работы воображения лежит умение произвольно вы-зывать и изменять нужные представления.
Считается, что у детей воображение является непроизвольным. Так как воображаемые образы основываются на эмоциональном фоне: прочи-танная книга, просмотр мультфильма, проведённый праздник.
Обычно, целенаправленно воображение развивают у ребёнка роди-тели. Они побуждают дошкольника произвольно создавать образы, о ко-торых они просят.
Среди различных видов и форм произвольного воображения А.Г. Маклаков выделяет несколько:
1) Воссоздающее воображение чаще всего проявляется при необ-ходимости воссоздать какое-либо представление по словесному описанию. Ученый отмечал, что данный вид воображения формирует зрительные, осязательные и слуховые представления. Данный вид воображения тесно связан с памятью и мышлением. При использовании схем и чертежей под-ключается пространственное воображение, и успешность в создании тако-го образа зависит от способности человека воссоздать все в трехмерном пространстве.
2) Творческое воображение позволяет человеку преобразовать уже имеющиеся представления в новые. Данный вид воображения связан с памятью, так как при создании образов, человек всегда пользуется своим предшествующим опытом. Отсюда мы видим, что между воссоздающим и творческим воображением нет жесткой границы.
3) Особой формой воображения является мечта.
Суть данного типа воображения заключается в самостоятельном со-здании новых образов. При этом мечта имеет ряд существенных отличий от творческого воображения. Во-первых, в мечте человек всегда создаёт образ желаемого, тогда как в образах творческих вовсе не всегда вопло-щаются желания их создателя [11].
У каждого человека воображение развито по-разному, и оно имеет разную степень проявления.
Воображение можно охарактеризовать степенью развития. Она определяется чётким представлением образов, новизной, осмысленностью переработки данных прошлого опыта. Когда пишутся художественные произведения, то можно оценить силу и живость воображения. Это стано-вится понятно по тем образам и приёмам, которые используются. Слабое развитие воображения выражается в низком уровне переработки пред-ставлений. Такие люди не умеют наглядно представлять различные обра-зы, они сложно решают задачи. Эти люди живут бедной эмоциональной жизнью.
Наиболее отчётливо люди различаются по степени яркости образов воображения. Как правило, высокий уровень воображения мы встречаем у людей, занимающихся творчеством - художники, писатели и так далее [29].
Значительные различия между людьми выявляются благодаря ха-рактеру доминирующего типа воображения. Но есть люди, у которых сильно развиты все или большинство типов воображения. Этим людям можно отнести так называемые Смешанный тип. Принадлежность к тому или иному типу воображения очень существенно отражается на индивиду-ально-психологических особенностях человека. Например, люди слухово-го или моторного типа очень часто драматизируют ситуацию в своих мыслях, представляя несуществующего противника.
О.М. Дьяченко выделяет два вида воображения, играющие роль в психическом развитии ребёнка: «познавательное» и «эмоциональное». Она выделяет на этом фоне две группы детей по достаточно устойчивому пре-обладанию одного из перечисленных видов воображения.
«Эмоциональные» дети выдают более оригинальные образы в соче-тании с худшей организацией их деятельности.
«Познавательные» дети менее оригинальны, но у них отмечается большая последовательность в организации образов воображения.
Преобладание того или иного типа воображения у дошкольников связано с их личностными особенностями. К ним можно отнести: устойчи-вость, особенность общения с окружающими, осознанность [14].
Л.С.Выготский в своих трудах говорит, что человек в своей деятель-ности создаёт новые образы, не воспроизводя бывшие впечатления [14]. Эту творческую деятельность он рассматривал как воображение или фан-тазию.
Определить какие-либо конкретные возрастные границы, характери-зующие динамику развития воображения, очень трудно. Несмотря на сложность, можно выделить определённые закономерности в его форми-ровании.
Воображение тесно связано с развитием других психических процес-сов: восприятие, память, мышление, а также развитие речи.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учеб. Пособие / Г.С.Абрамова. - М.: Просвещение, 2003. - С.123.
2. Боровик, О.В. Развиваем воображение / Л.И.Божович // До-школьное образование. - 2001. - №1. - С.23.
3. Бреслав, Г.Э. Психологическая коррекция детской и подрост-ковой агрессивности : учеб. пособие / Г.Э. Бреслав. - СПб.: Речь, 2002. - 97 с.
4. Бэрон Р., Ридчарсон Д. Агрессия. / Р. Бэрон, Д. Ридчарсон. - СПб.: Питер, 2008. - 352 с.
5. Вундт В. Фантазия как основа искусств / под ред. А.П. Нечаева; пер. с англ. Л.А. Зандера. - СПб.: Издание т-ва М. О. Вольфа, 1914. - 75 с.
6. Выготский, Л.С. Лекции по психологии / Л.С.Выготский. - СПб.: Питер, 2003. - 123 с
7. Выготский, Л.С. Мышление и речь. Воображение и творчество в детском возрасте. Сознание и психика. / Л.С. Выготский. - М.: АСТ - 2009. - С.497-596
8. Гончарова, Г.И. Развитие словотворчества у детей 5-6 лет / Г.И. Гончарова // Молодой ученый. - 2015. - №13 - С. 675-677
9. Григорьева, О. А. Особенности развития творческого вообра-жения старших дошкольников / О.А. Григорьева // Молодой ученый. - 2014. - №20. - С. 568-569.
10. Дьяченко, О.М. Воображение дошкольника / О.М.Дьяченко. - М.: Просвещение, 2008. - С.79.
11. Дьяченко, О.М. Об основных направлениях развития вообра-жения у детей / О.М.Дьяченко // Вопросы психологии. - 2007. - №16. - С.32.
12. Завражин, С.А. Агрессивные фантазии в детском и подростко-вом возрасте / С.А. Завражин // Вопросы психологии. - 1993. - № 5. - С. 43-50.
13. Запорожец, А.В. Психология детей дошкольного возраста: развитие познавательных процессов /А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин. - М.: Просвещение, 2004. - С.70
14. Ильенков, Э.В. Личность и творчество. / Э.В. Ильенков. - М.: ЯСК, 1999. - 272 с.
15. Кириллова, Г.Д. Реалистические тенденции в воображении де-тей / Г.Д. Кириллова // Дошкольное воспитание. - 2001. - №12. - С.2
16. Комарова, Т.С. Детское художественное творчество. / Т.С. Ко-марова. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 120 с.
17. Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации: практическое пособие / Т.С. Комарова. - М: Мозаика-Синтез, 2008. - 136 с.
18. Кравцова, Е.Е. Развитие воображения / Е.Е. Кравцова // До-школьное воспитание. - 2005. - №12. - С.17.
19. Лютова, Е.К. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными деть-ми. / Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. - М: Генезис, 2006. - С.25-40, С.81
20. Мещерякова, Б.Г. Большой психологический словарь. / Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко - М.: АСТ, 2009.
21. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология разви-тия, детство, отрочество / В.С.Мухина. - М.: Просвещение, 2002. - С.314.
22. Немов, Р.С. Общие основы психологии / Р.С. Немов. - М.: Про-свещение, 2005. - С.342 - (Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн.1. / Р.С. Немов).
23. Оклендер, В. Окна в мир ребенка. Руководство по детской те-рапии. / В. Оклендер. - М.: Эксмо, 2005.
24. Палагина, Н.Н. Развитие воображения в русской народной пе-дагогике / Н.Н.Палагина // Вопросы психологии. - 2007. - №6. - С.13.
25. Полуянов, Ю. А. Воображение и способности. / Ю.А. Полуя-нов. - М.: Знание. - 2003. - 155 с.
26. Пороцкая, Е. М. Ребенок: слово и его роль в развитии вообра-жения / Е. М. Пороцкая // Дошкольное воспитание. - 2004. - №9. - С.66.
27. Репина, Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада / Т.А. Репина. - М.: Просвещение, 2003. - С.123.
28. Рибо, Т. Творческое воображение. / Т. Рибо - М.: Книга по Требованию, 2013. - 328 с.
29. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. / Рубинштейн С.Л. - СПб: Питер, 2015 - 718 с. (Гл. IX)
30. Румянцева, Н.М. Агрессия и контроль. / Н.М. Румянцева // Во-просы психологии. - 1992. - № 5,6. - С.35-40
31. Смирнова, Е. О. Детская психология. / Е.О. Смирнова. - М.: ВЛАДОС, 2006. - 366 с.
32. Смирнова, Е.О. Психологические особенности и варианты дет-ской агрессивности. / Е.О. Смирнова, Г.Р. Хузеева. - М.: Книга, 2003
33. Субботина Л. Ю. Развитие воображения детей. / Л.Ю. Суббо-тина. - СПб.: Питер, 2007. - 240с.
34. Урунтаева, Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника. Практикум / Г.А.Урунтаева. - М.: Просвещение, 2006. - С.97
35. Ушакова, Т.Н. О причинах детского словотворчества / Т.Н. Ушакова // Вопросы психологии. - 1970 - № 6.
36. Фрейд, З. Введение в психоанализ. / З. Фрейд - М.: АСТ, 2008. - 480 с.
37. Фурманов, И.А. Агрессия и насилие. Диагностика, профилак-тика и коррекция. / И.А. Фурманов - М: Речь, 2007
38. Ярошевский, М.Г. Психологический словарь. /М.Г. Ярошев-ский, А. В. Петровский. - М.: Речь, 2011 - 494 с.
39. Guilford, J. P. Way beyond the IQ. [Text] / J.P. Guilford. - Buffa-lo.: Creative Education Foundation, 1977