Фрагмент для ознакомления
2
Статья 1 Закона N 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» раскрывает содержание понятия «альтернативная гражданская служба», используемого в правовом обороте в качестве антипода военной службы. Один из наиболее распространенных подходов к толкованию названного термина во многом основан на европейском опыте, трактует «альтернативную гражданскую службу» как своеобразный компромисс между долгом и совестью человека, чьи убеждения не позволяют брать в руки оружие, принимать присягу, проходить военную службу в составе Вооруженных Сил. Вместе с тем сторонники названной позиции не принимают в расчет то обстоятельство, что Конституция РФ, закрепляя обязанность каждого по защите Отечества, не оговаривает возможности ее реализации исключительно силовыми методами. С другой стороны, данного рода трактовка альтернативной гражданской службы идеализирует идею отказа от различного рода социальной деятельности, результатом которой является реализация интересов государства.
Во многом на несостоятельность данного подхода указывает и то, что граждане, обосновывающие свое нежелание проходить военную службу по призыву наличием убеждений, не позволяющих держать оружие в руках, впоследствии поступают на службу в силовые ведомства, чья деятельность подразумевает использование оружия.
Понятие альтернативной гражданской службы, вытекающее из Конституции РФ и рассматриваемого Закона, должно соответствовать требованиям международно-правовых норм, принципов и договоров, участником которых является Россия. В связи с этим наполнение понятия «альтернативная гражданская служба» другим содержанием, имеющим значение при принятии решения о ее прохождении, должно происходить с соблюдением международно-правовых норм.
Содержание альтернативной гражданской службы раскрывается через содержание трудовой деятельности, результат которой направлен на достижение интересов общества и государства. Законодатель подчеркивает, что альтернативная гражданская служба представляет собой особый вид трудовой деятельности. Особенность последней заключается в том, что, вопреки существующему подходу к понятию службы как одному из слагаемых элементов рассматриваемого термина, последняя в данном случае не используется в контексте государственной или муниципальной, а лишь содержит указание на реализацию положений ч. 1 ст. 59 Конституции РФ. По своему назначению альтернативная гражданская служба играет вспомогательную роль и направлена на обеспечение деятельности государственных и муниципальных структур, на реализацию ими собственных социальных функций. К подобной деятельности можно отнести службу в структурах гражданской обороны, в государственных и муниципальных структурах, в организациях социального обеспечения, здравоохранения и образования, в сферах социальных служб, защиты окружающей среды, на вспомогательных должностях в пожарной охране и в иных бюджетных организациях на должностях, не предусматривающих ношение и использование оружия. Она не должна быть связана с военной службой, принятием военной присяги, непосредственным участием в производстве и обслуживании оружия, боевых припасов и боевой техники. Кроме того, прохождение указанной службы должно контролироваться гражданскими властями.
Для альтернативной гражданской службы характерно и то обстоятельство, что осуществляемая в процессе ее прохождения трудовая деятельность, в изъятие из общего правила, не зависит от воли субъекта последней. В данном случае граждане не свободны в выборе, месте, времени и прочих условиях, обусловливающих исполнение ими трудовой функции в процессе исполнения обязанностей альтернативной гражданской службы.
Альтернативная гражданская служба не должна расцениваться в качестве повинности или наказания, применяемого к лицу, отказывающемуся от прохождения военной службы по призыву, руководствуясь религиозными мотивами. Ее содержанию более свойствен компенсационный характер, сохраняющий паритет равенства интересов личности и государства.
В числе юридически значимых условий прохождения военной службы законодатель особо оговаривает связь последней с военной службой по призыву, что подразумевает возможность замены альтернативной гражданской службы ее антиподом при условии призыва гражданина на военную службу, чьи убеждения или вероисповедание противоречат ее прохождению.
Представленное законодателем определение альтернативной гражданской службы носит обезличенный характер и не связано с субъективными характеристиками гражданина, претендующего на нее.
В части 2 статьи 1 ФЗ № 113 законодатель подменяет понятие «основы правового регулирования» правовыми основами альтернативной гражданской службы, под которыми в общем виде понимает всю совокупность нормативных правовых актов, регламентирующих порядок реализации права граждан на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.
В качестве правовой основы альтернативной гражданской службы уместнее было бы назвать совокупность норм международно-правовых актов и положения Конституции РФ, декларирующие право граждан, чьи убеждения или вероисповедание противоречат несению военной службы, на замену ее альтернативной гражданской службой.
В силу прямой законодательной оговорки система правового регулирования альтернативной гражданской службы представляется в виде двух уровней - федерального и регионального. В основу ее формирования положены положения Закона N 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе», нормы которого представлены в качестве базовых положений правового регулирования соответствующего конституционно-правового института.
Главенствующее место в системе нормативных правовых актов, посвященных правовому регулированию альтернативной гражданской службы и порядку ее прохождения, отведено Конституции РФ, которая, обладая высшей юридической силой, определяет основы государственно-правовой политики в указанной сфере, создает условия для принятия необходимых правовых актов, формирующих нормативное поле существования рассматриваемого правового института. В качестве конституционной основы правового регулирования альтернативной гражданской службы традиционно называется п. 3 ст. 59 Конституции РФ, провозглашающий право каждого гражданина, чьим убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях на замену ее альтернативной гражданской службой. Конституция РФ определяет, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (ч. 2 ст. 17, ст. 18 Конституции РФ). Конституция гарантирует каждому свободу совести, вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними (ст. 28 Конституции РФ). В Конституции РФ также закреплено право на свободное выражение своих мнений и убеждений. Установленные Конституцией РФ положения имеют высшую юридическую силу, должны применяться без каких бы то ни было ограничений на всей территории России.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
4. Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» // Собрание законодательства РФ, 30.03.1998, N 13, ст. 1475.
5. Федеральный закон от 25.07.2002 N 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» // Собрание законодательства РФ, 29.07.2002, N 30, ст. 3030.
6. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 3 апреля 2008 г. N 3 «О практике рассмотрения судами уголовных дел об уклонении от призыва на военную службу и от прохождения военной или альтернативной гражданской службы» // Российская газета, N 76, 09.04.2008.
7. Постановление Правительства РФ от 28.05.2004 N 256 «Об утверждении Положения о порядке прохождения альтернативной гражданской службы» // Собрание законодательства РФ, 07.06.2004, N 23, ст. 2309.
8. Приказ Минтруда России от 27 февраля 2014 г. N 110н «Об утверждении перечней видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, и организаций, где предусматривается прохождение альтернативной гражданской службы, и признании утратившими силу некоторых приказов Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации» // «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», N 27, 07.07.2014. Утратил силу.
9. Приказ Министра обороны РФ от 02.10.2007 N 400 «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 663» (вместе с «Инструкцией по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе») // Российская газета, N 284, 19.12.2007.
10. Приказ Министра обороны РФ от 18.08.2014 N 555 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // Российская газета, N 238, 17.10.2014.
11. Определение Конституционного Суда РФ от 17.10.2006 N 447-О // Собрание законодательства РФ, 08.01.2007, N 2, ст. 409.
12. Определение Конституционного Суда РФ от 22.05.1996 N 63-О // Конституционный суд Российской Федерации: Постановления. Определения. 1992-1996», 1997.
13. Определение Конституционного Суда РФ от 17.10.2006 N 447-О // Собрание законодательства РФ, 08.01.2007, N 2, ст. 409.
14. Решение Дзержинского районного суда г. Нижний Тагил Свердловской области от 8 декабря 2016 г. по делу N 2А-2993/2016 https://sudact.ru.
15. Решение Петродворцового районного суда г. Санкт-Петербурга от 18 мая 2016 г. по делу N 2А-2084/2016 https://sudact.ru.
16. Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Мордовии от 10 ноября 2016 г. по делу N 33а-2665/2016 // СПС «КонсультантПлюс».
17. Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 5 октября 2015 г. по делу N 33а-16862/2015 // СПС «КонсультантПлюс»..
18. Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 19 января 2015 г. по делу N 33-373/2015 // СПС «КонсультантПлюс».
19. Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 26 ноября 2014 г. по делу N 33-46607/14 // СПС «КонсультантПлюс».
20. Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 8 августа 2016 г. по делу N 33А-4227/2016 // https://sudact.ru.
21. Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тюменского областного суда от 21 февраля 2018 г. по делу N 33а-1100/2018 // https://sudact.ru.
22. Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 11 апреля 2018 г. по делу N 33а-4819/2018 // СПС «КонсультантПлюс».
23. Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 7 октября 2015 г. по делу N 33-24464/2015 // https://sudact.ru.
24. Решение Мещанского районного суда г. Москвы от 14 июня 2018 г. по делу N 2А-285/2018 // https://sudact.ru.
25. Решение Ленинского районного суда г. Тюмени от 7 декабря 2017 г. по делу N 2а-9795/2017. // https://sudact.ru.
26. Решение Норильского городского суда Красноярского края от 12 декабря 2017 г. по делу N 2а-3257/2017. // https://sudact.ru.
27. Решение Климовского городского суда Московской области от 20 июля 2015 г. по делу N 2-710/2015. // https://sudact.ru.
28. Решение Грибановского районного суда Воронежской области от 13 июля 2016 г. по делу N 2А-496/2016. // https://sudact.ru.
29. Решение Подольского городского суда Московской области от 27 февраля 2018 г. по делу N 2а-1224/18 https://sudact.ru.
30. Решение Красногвардейского районного суда г. Санкт-Петербурга от 8 ноября 2016 г. по делу об административном правонарушении N 12-699/16 // https://sudact.ru.
31. Решение Ленинского районного суда г. Тюмени от 11 июня 2015 г. по делу N 2-5934/2015 // https://sudact.ru.
32. Решение Климовского городского суда Московской области от 9 февраля 2016 г. по делу N 2а-80/2016 // https://sudact.ru.
33. Решение Пушкинского районного суда г. Санкт-Петербурга от 7 июля 2015 г. по делу N 2-4197/2015 // СПС «КонсультантПлюс».
34. Решение Климовского городского суда Московской области от 9 февраля 2016 г. по делу N 2а-80/2016 // СПС «КонсультантПлюс».
35. Решение Московского районного суда г. Чебоксары от 20 мая 2016 г. по делу N 2а-4203/16 // СПС «КонсультантПлюс».
36. Волкова А. Сроки давности в административных спорах (уклонение от воинской повинности) // Административное право. 2015. N 4. С. 33.
37. Ефремов А.В. Административная и уголовная ответственность граждан, подлежащих призыву на военную службу // Право в Вооруженных Силах. 2014. N 2. С. 84.
38. Ионова Е.В. Комментарий к Федеральному закону от 25 июля 2002 г. N 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2014.
39. Мальков С.М. Квалификация преступлений против военной службы, связанных с нарушением установленных правил взаимоотношений между военнослужащими при соучастии и вооруженном насилии // Современное право. 2017. N 1. С. 101 - 104.
40. Петров М.И. Комментарий к Федеральному закону от 25 июля 2002 г. N 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» (постатейный). М.: Юстицинформ, 2009. С. 9.
41. Соколов Я.О. Альтернативная гражданская служба: выбор, который нуждается в защите // Право в Вооруженных Силах. 2017. N 2. С. 65.
42. Соколов Я.О. Обжалование неправомерных отказов в замене военной службы альтернативной гражданской // Гражданин и право. 2017. N 4. С. 66 - 74.