Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Схема территориального планирования (СТП) - это, с одной стороны, нужный этап документального оформления процесса хозяйственного развития территории, с другой стороны, - это инструмент для установления потенциальных направлений развития. Территориальное планирование обращено на определение в документах территориального планирования предназначения территорий отталкиваясь из совокупности социальных, экономических, экологических и прочих факторов в целях обеспечения стабильного развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Объектом исследования являются стандарты и требования Российской Федерации о территориальном планировании градостроительной деятельности. Предмет исследования – правовые отношения, возникающие при разработке стандартов и требований территориального планирования и градостроительства.
Цель исследования – анализ стандартов и требований территориального планирования с выявлением основных направлений их развития. В соответствии с целью сформулированы исследовательские задачи:
1. Характеристика основного содержание требований и стандартов градостроения.
2. Анализ иерархической системы требований и стандартов территориального планирования с учётом зарубежной практики.
3. Выявление особенностей требований и стандартов, основанных на взаимодействии градостроительного и земельного законодательства.
4. Определение основных направлений развития стандартов и требований градостроительства.
Глава 1. Общие требований и стандарты для документов о территориальном планировании и градостроительстве в России
1.1 Основное содержание требования и стандартов градостроения
Территориальное планирование определено Градостроительным кодексом РФ (ГК РФ) в качестве основного механизма, направленного на обеспечение устойчивого развития территорий, инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, учитывающего интересы граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Документы территориального планирования муниципальных образований включают: схемы территориального планирования муниципальных районов; генеральные планы поселений и городских округов. Генеральные планы предполагают подготовку документов градостроительного зонирования территорий и правил землепользования и застройки (ПЗЗ), неотъемлемой частью которых служат градостроительные регламенты, которые должны регулировать градостроительную деятельность, обеспечивать права физических и юридических лиц .
Градостроительный регламент определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений. При этом разработчики ПЗЗ определяют максимально возможные виды использования для данной зоны, чтобы не ограничивать права обладателей недвижимости и инвесторов, а предельные параметры прописываются с использованием укрупненных значений, приведенных в ст. 38 Градостроительного Кодекса РФ:
предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь;
минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;
предельное количество этажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений;
максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка;
иные показатели.
В градостроительном кодексе РФ (ГК РФ) применяется термин «градостроительный регламент земельного участка» (ГК РФ ст. 36.1), а согласно земельному кодексу РФ (ЗК РФ) градостроительный регламент устанавливается для каждой территориальной зоны» (ЗК РФ ст. 85.2). Территориальные зоны следует определять в документах территориального планирования на уровне разработки генерального плана городского округа, городского или сельского поселения, он отражаются на карте-схеме функционального зонирования территории, а «земельный участок» формируется в процессе градостроительного проектирования, включающего: разработку проектов планировки, межевания территорий и градостроительных планов земельных участков. Очевидно, что это разные уровни градостроительного регулирования. Такое положение порождает противоречие между общественными интересами, и интересами правообладателей земельных участков и объектов недвижимости. Оно заключается в том, что местные органы власти заинтересованные в привлечении инвесторов, стремятся минимально ограничивать разрешенные виды использования, а обладатели недвижимости нуждаются в создании комфортной и безопасной среды обитания, стремятся сохранить стабильность и стоимость своих объектов.
Основной вид разрешенного использования жилой зоны - это строительство жилых домов для постоянного проживания. Однако согласно СП 42.13330.2011. «Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» рекомендуется предусматривать разнообразные типы жилых домов, дифференцированных по уровню комфорта включая и специализированный тип (дома гостиничного типа, специализированные жилые комплексы), что открывает возможность для предпринимателей использовать часть дома (подъезд, квартиры) под гостиничные нужды. Возникновение таких «отелей» в многоквартирных домах снижает уровень комфорта жителей, приводит к снижению стоимости объектов недвижимости.
Сегодня территориальное планирование рассматривается в рамках концепции устойчивого развития, которая характерна для многих северных государств планеты. Особое внимание уделено инфраструктурным объектам, созданию благоприятной среды обитания .
В градостроительных проектах предусматривается создание зелёных зон, учитываются особенности ландшафта, используются безопасные строительные материалы и ресурсосберегающие технологии жизнеобеспечения .
Многие задачи, которые составляют основу территориального планирования, решаются географической наукой, то есть имеют фундаментальное значение. Эти решения становятся основой для проектирования в рамках территориального планирования и содержат всю необходимую информацию для мероприятий по ведению хозяйственной деятельности в форме предложения по функционально-планировочной организации территории.
В соответствии с положениями Градостроительного кодекса РФ, начальным этапом разработки Схемы территориального планирования региона является разработка Концепции пространственного планирования региона.
В основе Концепции лежат результаты анализа, предоставленные экспертами в области географии, современного состояния использования территориальных ресурсов, возможных направлений развития и ресурсных ограничений. Это означает, что необходимо составить первоначальную модель пространственной организации региона, выделить укрупненные зоны интенсивного, экстенсивного и ограниченного развития территории по критерию экологической «нагрузки» на неё.
В современных условиях мероприятия по территориальному планированию требуют выработки методологических подходов, а именно формирования документов территориального планирования. Данные требования возникают ввиду того, что типовые стандарты для схем территориального планирования регионов РФ отсутствуют в связи с изменением социально-экономического статуса. Этот факт предполагает повышение роли местного самоуправления, ставя перед субъектом РФ задачу самостоятельного прогнозирования и планирования развития территории. Такой подход появляется в результате того, что территория теперь не объект планирования, а самостоятельный хозяйствующий субъект.
Одним из основных методологических направлений для формирования схем организации проектов является системный анализ, который подразумевает проведение системных исследований в документах территориального планирования.
Для того чтобы разрешить проблему анализа, понадобится описание системы организации всех сфер жизнедеятельности для дальнейшего планирования, основанной на принципах формирования рациональной среды обитания, развития общества и рационального природопользования.
Территориальное планирование осуществляется как в рамках административно-территориального деления, так и путем организации ресурса. Одним из ключевых механизмов, который реализуется в рамках
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г. (ред. от 05.02.2014 г.) // Рос. газ. 1993. 25 дек.;
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 01.12.2005 № 468-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Московской городской Думы о проверке конституционности части 3 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации и подпункта 42 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 2006. № 2;
3. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 №190-ФЗ (в ред. 24.11.2014) // СЗ РФ. 2005. № 1 (часть I). Ст. 16;
4. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 №188-ФЗ (ред. от 01.12.2014) // СЗ РФ. 2005. № 1 (часть I). Ст. 14
Учебники, монографии, брошюры
5. Смоляр И.М. Градостроительство как правовая планировочная систем: Серия «Градостроительство и городское планирование». СПб., 2014. – 378 с.
6. Соколов Л.И., Щербина Е.В. Урбанистика и архитектура городской среды: учебник для студ. Учреждений высш. образования / Л.И. Соколов, Е.В. Щербина, Г.А. Малоян и др.; под редакцией Л.И. Соколова. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 272 с.
7. Суслова Ю.Ю. Рыночная инфраструктура города: теория, методология, практика: монография - М.: Креативная экономика, 2015. - 176 с.
Периодические издания
8. Анализ и сравнительная характеристика схем территориального планирования муниципальных районов (на примере Оренбургской области) / В.П. Петрищев, П.А. Косых, О.С. Борисова, И.С. Дьячкова // Междунар. науч.-исслед. журн. - 2015. - № 6 (37), ч. 2. - С. 83-86.
9. Ильичев В.А., Емельянов С.Г., Колчунов В.И., Бакаева Н.В. Инновационная практика в городах и доктрина градоустройства // «Биосферная совместимость: человек, регион, технологии» №3 (7), 2014.
10. Наймушина Е.А. Территориальное планирование как механизм реализации устойчивого развития региона // Научное обеспечение развития АПК в условиях импортозамещения: Сб. науч. трудов международной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава. - СПб., 2016. - С. 168-171.
11. Косых П.А., Петрищев В.П. О качестве, сроках и стоимости выполнения Схем территориального планирования муниципальных районов Оренбургской области //Аспирант. - Ростов н/Д, 2015. - № 8 (2). - С. 64-67.
12. Макарова Е.А. Концепция дизайн-проекта жилых энергоэффективных домов для холодного климата // Человек и окружающая среда: тезисы II Всероссийской конф. - Сыктывкар, 2014. - С.151-153.
13. Федосов Л.С. Нордурбология как философия создания оптимальной среды обитания на Севере // ACADEMIA. - 2007. - № 4.- С.52-55.
14. Щербина Е.В., Данилина Н.В. Градостроительные аспекты проектирования устойчивой городской среды // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2014. № 11. С. 183-186.