Фрагмент для ознакомления
2
В Национальной программе повышения осведомленности о государственных финансах Российской Федерации отмечается, что финансовая система, которая за последние годы значительно усложнилась, ускорение процесса глобализации и появление широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг являются очень сложными проблемами для людей сегодня, к чему они не готовы [2].
Человечество развивается настолько стремительно и интенсивно, что иногда бывает сложно восстановиться и «выжить» в неблагоприятных экономических и финансовых условиях во всем мире. Кризисы и нехватки постоянно сотрясают нашу жизнь, перестраивая ее по типам «максимумов» и «минимумов», изречения «жир сейчас, теперь пусто», «деньги - воробей» приходили и уходили. «Ваши деньги будут нашими» станет важным - речь идет о нестабильности людей, страхах и беспокойстве по поводу финансовых вопросов. Теперь это стало особенно актуально и хорошо видно. Многие взрослые борются с проблемой недостатка знаний и неспособности справиться со своими финансовыми потоками, поэтому они не получили должного образования и не могут принять правильный подход к финансовым потокам, игрушка для нее в магазине, даже не подозревая, что она очень дорогая для этой семьи. Для того, чтобы он понимал материальное положение семьи, желательно говорить об этом не только в школе, но и дома. Способность управлять финансовыми потоками не является врожденной способностью человека; это усвоенная система идей, ценностей и привычек.
В свою очередь, важно понимать, что рано или поздно дети все равно услышат определенные факты о деньгах и почувствуют финансы на основе внешних данных. Эти внешние данные часто ошибочны. Коллеги могут сказать, что разбогатеть можно только воровством. Или, посетив спортивную секцию, кто-то может сказать, что добьются успеха только счастливчики. Можно только представить, какое влияние могут оказать эти высказывания, если ребенок всерьез верит в своих «друзей».
Кроме того, современные дети являются активными потребителями и все чаще привлекают внимание розничных торговцев, рекламных компаний и банковских служб. В такой ситуации отсутствие понимания и практических навыков потребления, сбережения, планирования и заимствования может привести к поспешным решениям и безрассудным действиям, за которые вам придется расплачиваться долгие годы на протяжении всей жизни.
Поэтому обучение школьников основам финансовой грамотности - важная и необходимая задача. Знания о финансах - это сочетание базовых знаний в области финансов, банковского дела, страхования, а также составления бюджета личных финансов, что позволяет правильно выбрать финансовый продукт или услугу, трезвую оценку, грамотное принятие рисков, которые могут возникнуть при их использовании, сбор сбережений и выявление подозрительных (мошеннические) программы инвестирования денег.
Хорошее управление капиталом - основа финансовых знаний. Это касается всех основных областей, таких как:
• рациональное использование наличных денег на потребление;
• культура экономики в создании активов;
• эффективное использование инвестиционных средств.
Люди с финансовыми навыками лучше защищены от финансовых рисков и непредвиденных обстоятельств [5]. Они более ответственно относятся к управлению своими личными финансами, они способны повышать уровень благосостояния, распределяя свободные средства и планируя будущие расходы. Не менее важно, что они могут оказать положительное влияние на национальную и мировую экономику.
Мировой финансовый кризис 2008 года является прекрасным примером воздействия финансового образования на экономику. Сегодняшний финансовый мир более сложен, чем был раньше. Понимание того, что такое текущие счета и сберегательные счета, - это лишь малая часть того, что вам нужно знать, чтобы иметь финансовые знания. Возможности инвестировать, сберегать и давать взаймы огромны, и человеку, не разбирающемуся в этих вопросах, сложно определить, что искать в финансовых инструментах и как узнать, какие варианты доступны лично ему. ваш лучший выбор.
Люди с «хорошими финансовыми инстинктами» принимают решения, которые помогают обеспечить личную финансовую безопасность и благополучие, вносят вклад в экономику и способствуют устойчивому развитию глобальной экономической системы [6].
Поэтому подготовка молодого человека к надлежащему финансовому поведению, включая способность принимать решения в финансовом секторе, обеспечивать финансовую безопасность и личное благополучие, а также способность и желание вносить свой вклад в развитие экономики, является обязательной. Задача образования - ресурс развития государства.
Лучшая фаза жизненного цикла человека, на которой у него может быть возможность получить финансовые знания, - это фаза получения школьного образования, потому что в современном мире дети находят деньги намного раньше, понимают их ценность и учатся зарабатывать деньги. Школа должна помочь школьникам адаптироваться к активной жизни в рыночной среде.
Единого мировоззрения относительно стандартов финансового образования не существует. Школьное образование имеет самый широкий охват детей, и во многих странах мира предпринимаются попытки ввести этот предмет в качестве самостоятельного предмета или в рамках существующих предметов, преподаваемых в школах. Однако пока нельзя говорить о его массовом внедрении в школьное образование [7].
Почему важно заложить фундамент финансового образования в школах? Каковы цели улучшения финансового образования школьников?
• В последние годы школьное образование столкнулось с серьезными недостатками в экономике учащихся.
• Недостаток экономического образования часто проявляется в халатном отношении детей к своему имуществу, они не понимают, что замена этих вещей стоит родителям больших денег.
• Экономическое невежество населения объясняет многие финансовые проблемы, с которыми сталкиваются заемщики, которые получали так называемые микрокредиты и участвовали в финансовых пирамидах.
• Огромная неумение соотносить расходы с доходами, планировать семейный бюджет, желание получить все сразу, приводит к многочисленным ссудам, которые невозможно вернуть.
• Желание быстро и легко разбогатеть приводит к участию населения в различных розыгрышах [9].
• Все это делает актуальным включение задач по обучению экономическим знаниям в учебные планы различных школьных предметов как важного элемента в обучении подрастающего поколения.
• Математика играет особую роль в решении этой проблемы, в ходе которой постепенно развиваются финансовые знания или, проще говоря, способность рационально управлять финансами.
Финансовая грамотность - это понятие, выходящее за рамки политических, географических и социально-экономических границ. Процветание национальных экономик и глобальной экономической системы зависит от вклада в них отдельных лиц и групп, создавая сложную сеть взаимосвязанных и взаимозависимых отношений.
Опрос индивидуальных финансовых навыков, проведенный в 2008 году при финансовой поддержке Merrill Lynch Foundation и Jump $ tart Coalition®, показал, что только 48% выпускников средних школ США смогли правильно ответить на вопросы.
Согласно исследованию 2020 года, проведенному Кембриджским университетом и Prudential Insurance, около 9 миллионов старшеклассников в британских школах страдают от «финансовых фобий» и «избегают всей финансовой информации - от банковских счетов до сбережений и страхования». [12]
Фрагмент для ознакомления
3
1. Вендина А.А. Применение кейс-метода в обучении финансам в начальной школе // Практические аспекты дошкольной и школьной педагогики: Сборник статей по материалам II Международной заочной научно-практической конференции. Февраль 2016 г.
2. Гаврилова, Т. П. Эмпатия и ее особенности у детей младшего и деньги. Развлекательные экскурсии в историю и макроэкономику. -M. МПА-Пресс, 2018.
3. Дистервег, А. Избранные педагогические сочинения [Текст] / А. Дистервег. – М.: Изд-во «Учпедгиз», 2016. – 374 с.
4. Зеленцова, А.В. Повышение финансовой грамотности населения: Землянская Е.Н. Критерии и специфические показатели оценки экономических знаний младших школьников / Е. Н. Землянская - М., 2016. и дополнениями) [Электронный ресурс] //Режим доступа: Система ГАРАНТ:
5. Иванов, Т. В. Контекстные задачи [Электронный ресурс] / Т. В.Иванова // Режим доступа: // http://fiziola.ucoz.ru/index/kontekstnye_zadachi/0-Концепция Национальной программы повышения уровня//Режим доступа: http://www.misbfm.ru/programma-fingramotnosti-naseleniyarf#_Toc2313584511.
6. Личные финансы Семейный бюджет: как управлять деньгами самому и не позволять деньгам управлять собой. - М.: Альпина Паблишерс, 2015.М.:Изд-во «Academia», 2015. – 182 с.
7. Международный опыт и российская практика / А.В. Зеленцова, Е.А.Мудрик, А. В. Социальная педагогика [Текст] / А. В. Мудрик. – образовательного стандарта основного общего образования" (с изменениями) 2016, с. 302
8. Основы финансовой грамотности. Методические рекомендации от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] //Режим по разработке и реализации программы курса в общеобразовательных подростков / Сборник методических разработок. – Ставрополь: СКИРО ПК и Поляковой О.Б., зам. директора ГАОУ «Гимназия № 1518». 28 с.
9. Семь шагов к финансовой свободе. / Евстегнеев Е. Ростов н / д: Феникс, 2017.
10. Смена А.Ф. Состояние и развитие теории и практики экономического образования школьников / А.Ф. Смена - Челябинск, ЧГПИ-Верлаг, 2016. СПб.: Изд-во «Евразия»,– 478 с.
11. Справочник по финансовой грамотности. - М .: КНОРУС, 2015. среднего школьного возраста [Текст] : автореф. дис. канд. психол. наук. М., учреждениях Подготовлено при участии Центрального Банка России и Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" финансам/ А. Горяев, В. Чумаченко, В. – М.: Citi Fundation, 2019. – 106 c.
12. Финансовая грамота для школьников. Спецпроект Российской школы по личным финансовым образованиям и повышения финансовой грамотности населения финансовой грамотности населения Российской Федерации [Электронный Формирование основ финансовой грамотности у детей и школы по личным финансам/ А. Горяев, В. Чумаченко, В. – М.: 2018